ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
|
|
Формировать образ территории
Л.П. СЕМЕРНИКОВА
учитель географии и экономики
Нижнекундрюченской средней школы, Ростовская
обл.
Я закончила геолого-географический факультет
Ростовского университета в 1988 г., но становлением
своим как учителя я обязана только географии, в
этом предмете вижу смысл моей педагогической
работы. Это, наверное, одна из основных причин
того, что я всегда с охотой иду на уроки.
О второй причине скажу откровенно: за державу
обидно. Кто еще, как не учитель географии в школе,
может научить детей любить родной край, свою
страну, народ, мир, познакомить с тем, чем можно и
до'лжно гордиться гражданам России. Но как этого
добиться? И почему обидно за державу? В моем
кабинете нет ни одной карты России. На всех
картах — СССР. Мы с директором школы просили
помочь нам в приобретении карты России депутата
Государственной Думы, главу администрации
района. Перед выборами они обещали выполнить
нашу просьбу. Пока ждем обещанного. Как научить
детей любить страну, которая закрывается от них?!
Я не жалуюсь. Знаю, что во многих школах такие
проблемы. Но ведь пора же их решать! СССР нет уже
более 10 лет! Отстали от жизни, товарищи!*
Возможно, я сама должна заботиться обо всем,
проявлять инициативу. Но, живя в сельской
местности, имея нагрузку в 26 часов в неделю (из
которых 11 часов экономики, так что географии
всего 15 часов — и до ставки не хватает), не на
все достаточно сил.
Есть и у нас в школе компьютеры; но как я посажу за
них 20 детей? Мои рассказы будут гораздо менее
наглядны и привлекательны, чем географические
передачи по телевидению.
И если бы не ваша газета, дорогие коллеги, бедному
сельскому учителю пришлось бы худо. В этих
условиях вы — надежный спасательный круг.
Как в любой науке, в географии есть теория —
необходимые понятия. Как за сухими
географическими терминами увидеть красоту
природы, облик территории, как «за деревьями не
потерять леса»? Замечательный выход был найден
опять же благодаря «Географии»: не только
познание, но и восприятие территории через ее
образ. Поэтому одной из основных целей своей
работы я считаю формирование образа отдельного
объекта, края, страны, мира в целом. Если говорить
об образе России, то здесь должно быть как можно
больше положительных качеств. От негатива и
взрослые устали, а в сознании детей только
негатив формируется да безысходность: все плохо,
все дорого, зачем учиться?
Любя свой предмет, мы обязаны помнить, что школа
должна формировать в детях целостный образ мира.
В этом году я наконец осуществила свою мечту:
провела интегрированный урок. С учителем
литературы мы подготовили пару уроков на тему
«Образ Санкт-Петербурга в литературных
произведениях». Детям уроки понравились.
Материал был подготовлен на основе публикаций
«Географии». Нужно отметить, что многие номера
«Географии» с интересом и удовольствием читает
моя коллега — учитель литературы. Она говорит о
высоком художественном уровне ваших статей, за
что вам очень признательна.
Не последнюю роль в работе играет возможность
выбора учебника. Хочется работать по учебникам,
которые по душе, которые учат мыслить. Третий год
работаю в 6-м классе по учебнику О.В. Крыловой
«Физическая география. Начальный курс». Чем
больше работаю, тем он мне больше нравится. Из-за
дополнительных часов экономики пока не перехожу
на учебник О.В. Крыловой для 7-го класса.
* Вопрос сложный и спорный. Многие
новые карты России (а они есть, хотя и не дошли до
школы, где работает автор письма) дают
возможность взглянуть только на нынешнюю ее
территорию; авторы карт забывают, что
политические границы секут по живому месту
Русскую равнину, юг Западной Сибири, Кавказ. На
картах СССР они все-таки показаны полностью. — Прим.
ред. |