Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Формировать образ территории

Л.П. СЕМЕРНИКОВА
учитель географии и экономики
Нижнекундрюченской средней школы, Ростовская обл.

Я закончила геолого-географический факультет Ростовского университета в 1988 г., но становлением своим как учителя я обязана только географии, в этом предмете вижу смысл моей педагогической работы. Это, наверное, одна из основных причин того, что я всегда с охотой иду на уроки.
О второй причине скажу откровенно: за державу обидно. Кто еще, как не учитель географии в школе, может научить детей любить родной край, свою страну, народ, мир, познакомить с тем, чем можно и до'лжно гордиться гражданам России. Но как этого добиться? И почему обидно за державу? В моем кабинете нет ни одной карты России. На всех картах — СССР. Мы с директором школы просили помочь нам в приобретении карты России депутата Государственной Думы, главу администрации района. Перед выборами они обещали выполнить нашу просьбу. Пока ждем обещанного. Как научить детей любить страну, которая закрывается от них?!
Я не жалуюсь. Знаю, что во многих школах такие проблемы. Но ведь пора же их решать! СССР нет уже более 10 лет! Отстали от жизни, товарищи!*
Возможно, я сама должна заботиться обо всем, проявлять инициативу. Но, живя в сельской местности, имея нагрузку в 26 часов в неделю (из которых 11 часов экономики, так что географии всего 15 часов — и до ставки не хватает), не на все достаточно сил.
Есть и у нас в школе компьютеры; но как я посажу за них 20 детей? Мои рассказы будут гораздо менее наглядны и привлекательны, чем географические передачи по телевидению.
И если бы не ваша газета, дорогие коллеги, бедному сельскому учителю пришлось бы худо. В этих условиях вы — надежный спасательный круг.
Как в любой науке, в географии есть теория — необходимые понятия. Как за сухими географическими терминами увидеть красоту природы, облик территории, как «за деревьями не потерять леса»? Замечательный выход был найден опять же благодаря «Географии»: не только познание, но и восприятие территории через ее образ. Поэтому одной из основных целей своей работы я считаю формирование образа отдельного объекта, края, страны, мира в целом. Если говорить об образе России, то здесь должно быть как можно больше положительных качеств. От негатива и взрослые устали, а в сознании детей только негатив формируется да безысходность: все плохо, все дорого, зачем учиться?
Любя свой предмет, мы обязаны помнить, что школа должна формировать в детях целостный образ мира. В этом году я наконец осуществила свою мечту: провела интегрированный урок. С учителем литературы мы подготовили пару уроков на тему «Образ Санкт-Петербурга в литературных произведениях». Детям уроки понравились. Материал был подготовлен на основе публикаций «Географии». Нужно отметить, что многие номера «Географии» с интересом и удовольствием читает моя коллега — учитель литературы. Она говорит о высоком художественном уровне ваших статей, за что вам очень признательна.
Не последнюю роль в работе играет возможность выбора учебника. Хочется работать по учебникам, которые по душе, которые учат мыслить. Третий год работаю в 6-м классе по учебнику О.В. Крыловой «Физическая география. Начальный курс». Чем больше работаю, тем он мне больше нравится. Из-за дополнительных часов экономики пока не перехожу на учебник О.В. Крыловой для 7-го класса.


* Вопрос сложный и спорный. Многие новые карты России (а они есть, хотя и не дошли до школы, где работает автор письма) дают возможность взглянуть только на нынешнюю ее территорию; авторы карт забывают, что политические границы секут по живому месту Русскую равнину, юг Западной Сибири, Кавказ. На картах СССР они все-таки показаны полностью. — Прим. ред.