Пополнение «картинной» галереи
В.П. Максаковский. Географическая
картина мира.
В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. — М.: Дрофа,
2003. — 496 с.: ил., карт.;
Кн. II: Региональная характеристика мира. — М.:
Дрофа, 2004. — 480 с.: ил., карт.
Уважаемый читатель, ответь на один вопрос:
много ли ты видел за последние годы
добросовестно сделанной географической
литературы? Хотя, конечно, что подразумевать под
словом «добросовестно»...
В любом случае этой характеристике должны
соответствовать по крайней мере три критерия.
Во-первых, автор или авторы должны предложить
более или менее самостоятельно исполненный
продукт, в котором не прокручиваются по десятому
разу одни и те же трактовки, цифры, факты, так или
иначе позаимствованные у коллег.
Во-вторых, справочный статистический материал в
книге должен быть относительно свежим. Не
опускаемся же мы, в самом деле, до того, чтобы
покупать недельной давности хлеб или месячный
творог. А ведь цифры устаревают очень быстро, и
использование несвежих данных вполне может
привести к своеобразным отравлениям, чреватым
неправильным восприятием окружающей нас
географической действительности.
В-третьих, добросовестная и с любовью сделанная
книга должна быть понятной не одному только
автору, ее написавшему, и узкому кругу его друзей
и единомышленников. Географический бестселлер
должен сочетать в себе доступность и открытость
для относительно непосвященного читателя с
грамотностью изложения и четкостью формулировок,
которые могут понять истинные ценители жанра.
К учебно-научной литературе такого рода без
всяких ограничений и условностей можно отнести
недавно вышедшее из печати новое издание
«Географической картины мира», принадлежащее
перу патриарха отечественной школьной географии
академика РАО В.П.Максаковского. Каждый
интересующийся географией без труда может
вспомнить, что книга с таким названием уже
появлялась на полках магазинов в 90-е годы. Три
черных тома, изданных малоизвестным
провинциальным издательством, уже давно
заслуженно стали настольными книгами многих
учителей-географов по всей стране. Однако жизнь
не стоит на месте: экономическая география
зарубежных стран непрестанно изменяется, причем
не в сторону упрощения и редукции, как это
происходит в пределах России и стран СНГ, а по
пути усложнения и усовершенствования. За
прошедшие годы базовый школьный учебник
претерпел определенную трансформацию в
последующих изданиях, возникла необходимость и в
коренной переработке материала, «каналов
углубления» к нему, коими, собственно, по мысли
автора, и является «Картина».
Однако ошибкой будет считать новый релиз
продукта с известным, как теперь модно говорить —
«раскрученным», названием обычным переизданием
разошедшейся в народ книги. Перестройка
проведена не косметическая, а радикальная.
Говоря языком искусствоведов, мы по сути увидели
римейк былого произведения, о котором напоминает
лишь торговая марка — название и основные
поворотные пункты сюжета. Об этом говорит и сам
автор во вступительном слове: «Пособие
представляет собой фактически новую книгу,
написанную в основном по новым материалам».
Прежде всего, «Картина» изменилась внешне:
вместо трех разнокалиберных томов мы увидели два
— былой триптих стал диптихом. Эта метаморфоза
произошла из-за включения раздела «Глобальные
проблемы человечества» (прежде — третий том) в
общую географическую характеристику мира, что,
конечно, правильнее, ведь мировые проблемы
зачастую невозможно оценить без знания основных
тенденций социально-экономического развития
современной цивилизации.
Существенно изменилось количество очерков —
отдельных штрихов «Картины»: их стало больше на
треть (335 вместо 230). Конечно, не во всех случаях
это абсолютно новые сюжеты, никак не
упоминавшиеся в прошлом издании. Многие очерки
выросли из «одежды» старых тем после увеличения
объема рассматриваемого материала, но появились
и совершенно новые, чаще всего связанные с
политическими проблемами современного мира. Так,
например, в характеристики регионов планеты
добавлены сюжеты, рассказывающие о современной
политической карте мира, важнейших
этнополитических конфликтах, объектах
культурного наследия.
Графические объекты и карты в книге-пособии
исполнены на должном для такого солидного
издания уровне, что, скажем прямо, очень нечасто
соблюдалось в предыдущем ее издании. Несмотря на
черно-белую цветовую гамму двухтомника,
большинство графических материалов читается
легко, для них использованы понятные условные
знаки, очертания географических объектов в
сравнении с прежним изданием стали реалистичнее,
существенно сократилось число картоидов. Однако
следует признать, что довольно часто замена
различных вариантов штриховок на оттенки серого
цвета привела к худшей дешифровке содержания
карт.
Нужно с благодарностью отметить работу
редакторского издательского коллектива по
подготовке колоссального по своему масштабу
материала: почти тысячи страниц текста, более
четырех сотен карт, без малого двух сотен таблиц.
Следует пренебречь обычными правилами и назвать
этих людей поименно: Т.А.Карташева, О.А.Панасенкова,
О.И.Морошкина, М.Н.Кувшинова. Ими проделан
гигантский труд, книга стала намного четче и
вывереннее, чем предыдущая реинкарнация, где
было много досадных ляпов и неточностей. Хотя
полностью точной нельзя назвать и рецензируемое
издание (да и вообще, может ли быть абсолют в
подлунном мире?): так, во второй книге дилогии на
рис. 129 отражены языковые семьи, а не группы
населения Индии, картосхемы, связанные с
мегалополисами США, стоят не на месте в очерке
«Нефтяная промышленность США», этническая карта
Латинской Америки, к сожалению, лишена всех
романоязычных народов, кроме чилийцев,
аргентинцев, уругвайцев и отчасти бразильцев.
Редакции «Географии» приятно видеть новую книгу
еще и по той причине, что некоторые ее очерки
проходили свою доиздательскую «обкатку» на
страницах еженедельника. Надеемся, и наши
постоянные читатели смогут отметить в
двухтомнике знакомые темы*. Со
страниц «Географии» в «Картину мира» перешел и
целый ряд карт: во второй книге это рисунки 7, 26, 78,
79, 132.
«Географическую картину мира» В.П.Максаковского
должен по возможности использовать каждый
школьный учитель, каждый вузовский
преподаватель. Книга содержит и концептуальные
подходы к основам науки, и богатый обновленный
фактический материал, и свежие статистические
данные, и обширную географическую номенклатуру.
Издание исполнено таким образом, что рассчитано
на понимание не только людей, уже отягощенных
высшим образованием, но и абитуриентов и старших
школьников, интересующихся предметом. В то же
время использовать «ГКМ» (такое кодовое название
уже закрепилось за книгой в некоторых учебных
учреждениях) в школьном образовании без
школьного учебника нецелесообразно, так как в
книге представлены каналы углубления, в то время
как основы материала, понятийный каркас даются
именно в учебнике. Настоятельно рекомендуется
также в процессе ознакомления с материалом
издания не забывать о существовании атласа.
Географическое образование получило новое (а не
переработанное старое), весьма добротное пособие
по совершенствованию изучения предмета.
Огорчает лишь то обстоятельство, что
сравнительно ограниченный тираж двухтомника (всего
7 тыс. экземпляров) не позволит обеспечить
актуальной и необходимой для нормального
учебного процесса книгой всех преподавателей
географии. Но вы, наши дорогие и верные читатели,
надеемся, не будете считаться с издержками и
приютите две новые «Географические картины» у
себя дома, изготовив для них если не оклады, то
хотя бы дорогие рамки. Поверьте, они того стоят.
* Только в 2003 г. на страницах
«Географии» вышли следующие сюжеты
«Географической картины мира»: Мировой морской
флот, № 5; Зарубежная Европа как регион трудовых
миграций населения, № 12; Африка — регион
городского взрыва, № 15; Санься — Три ущелья.
Крупнейший в мире гидроузел входит в строй, № 27—28;
Туристско-рекреационные районы зарубежной
Европы, № 35; Африка — континент конфликтов, № 41;
Воспроизводство населения в зарубежной Азии, №
43; Демографический взрыв и демографическая
политика в Индии, № 45.
Д.В. ЗАЯЦ
|