Тема искусства
в учебной географии
В условиях гуманизации географической науки и
распространения культурологического принципа в
учебной географии необходимо ориентировать
учителя на использование культурно-образного
подхода в ее преподавании. Культурно-образный
подход в преподавании географии предполагает
широкое использование в учебном процессе
произведений искусства: литература, живопись,
музыка, архитектура. Они дают богатейший
материал для составления и «оживления»
страноведческих географических характеристик.
Тема искусства не нова в учебной географии, но в
последние годы она актуализировалась (о чем
можно судить и по публикациям в газете
«География») в связи с введением национально-регионального
компонента стандарта географического
образования и возрастанием роли комплексного
страноведения в структуре школьной географии.
Именно в рамках комплексного страноведения и
региональной географии (географии своего
региона) культурно-образный подход должен
получить новый импульс развития на основе
взаимодействия страноведения и регионального
искусства.
Исключительно большая роль в формировании
пространственных образов стран и регионов
принадлежит региональной художественной
литературе. Интерес учебной географии (как,
впрочем, и науки географии) к художественной
литературе обусловлен, по мнению одного из
западных ученых Покока, более высокой, чем у
науки, человеческой значимостью ее истин, ее
чутьем на конкретное и особенное, позволяющим
глубоко проникать в сущность явлений, имеющих
непосредственное отношение к людям:
«литературная истина обладает свойством
универсальности: она вызывает ответ в каждом,
говоря о частном»1.
Следовательно, литературные произведения не
только ярко и целостно описывают «красивыми
словами географический стиль местности»2, что немаловажно для учебной
географии, но также позволяют осознать смысл,
«ауру» конкретного геокультурного пространства,
что, в свою очередь, помогает формировать
личностное отношение учащегося к данному
пространству. Это становится возможным еще и
потому, что каждое литературное произведение
несет на себе печать личности его создателя, его
индивидуальный опыт. Использование
художественной литературы в преподавании
школьной географии позволяет перейти от
схематической действительности к ее образному
восприятию, что является средством порождения
новых образов, новых визуальных форм, несущих
смысловую нагрузку и делающих значение (понятие)
видимым.
1 Мироненко Н.С. Страноведение:
Теория и методы: Уч. пособие для вузов. —
М.: Аспект Пресс, 2001, с. 61.
2 Семенов-Тян-Шанский В.П. Район
и страна. — М.; Л., 1928, с. 267.
И.Н. КОРНЕВ,
кандидат географических наук,
профессор Уральского государственного
педагогического университета
|