1. НЕТОтсутствием чего знаменита эта земляНулевой аналитический срез Плодородие. Среда обитания человека.
Природные условия для экономического
|
Учим приемам
|
Школьники без труда установят основные
«нет» Обского Севера.
1. Полное отсутствие хлебной (и
земледельческой вообще) идеи. А на всех
предыдущих листах, даже на болотно-песчаном
мещерском, даже на заполярном кольском, мы видели
хоть какие-то намеки на колоски.
Попросите школьников прокомментировать это
наблюдение с помощью экономической карты в
атласе. Для усиления приведите таблицу сбора
зерновых по субъектам федерации (см. «География»,
№ 24/2003). Предложите ученикам с помощью карт
климата, природных зон и почв объяснить
«исчезновение» зерна*. Подведите
детей к выводу о степени притягательности этой
земли для человека. С помощью указаний раздела
«Чум» (с. 8—9) вы покажете детям, как подкрепить
эти выводы образами карты.
2. Практически нет капитальных сооружений
(единственное исключение — на самом-самом
западе: корпус компрессорной станции в Югорске).
Попросите школьников истолковать это
наблюдение. Если они затруднятся, подскажите: в
старообжитых районах внушительные сооружения
(крепости, башни, храмы, заводские корпуса,
памятники) встречаются на гербах довольно часто.
3. Не заметно символов обрабатывающей
промышленности (шестеренки, молотки, колбы,
ткацкие челноки, циркули и т.п.). Нет также
символов просвещения и науки.
4. Ни единого воинского символа
**.
Наблюдая «пацифизм» здешней геральдики, дети
позиционируют Обский Север как укромный
Зауральский тыл. Сочтут эту территорию тылом
настолько далеким, что здесь и никакой
вооруженной борьбы никогда не было, что сюда
никогда не докатывались геополитические штормы
Земли. И будут не правы. На этой земле много веков
люди скрещивали оружие в битвах между собой. Но
об этом — в разделе «Угодья» (с. 20—21).
Подытоживая нет-наблюдения, синтезируем
начальный образ для его дальнейшего анализа, для
проверки, подтверждения или оспаривания: земля,
малопригодная для жизни человека (непонятно, чем
питаться), мало и недавно обжитая, малоразвитая и
как будто бы не интересная даже для завоевателей.
Шоссе в Обской лесотундреФото Владимира Колесникова |
* Сто'ит, конечно, еще раз оговориться,
что отсутствие какого-то элемента в образах
территории вовсе не означает его отсутствия
вообще. Конечно, на Обском Севере немного пашут,
кое-что (в основном овощи и корма) выращивают, но
для жизни и деятельности людей, для характера
местности это имеет третьестепенное значение.
** Ваши мальчики, видевшие предыдущие
листы, конечно, смогут интерпретировать
последнее наблюдение и построить внятную
геостратегическую картину: насыщенность
символами битв на юго-западе (Курская и
Белгородская обл.), современные военно-морские
силы на северо-западе (Мурманская обл.),
отсутствие признаков войны в Мещере, но хорошая
вооруженность ее южного фланга и мощный тыловой
ВПК в само'м замосковном «болоте». Наконец, база
стратегических ракет желдорбазирования под
Пермью. Обобщая пространственную картину, дети
выявят самый угрожаемый наш фланг, незаживающую
рану России — западные границы. Почувствуют
застарелую опасность на южных флангах. Ощутят
важность Тыла и значение экономики, работающей
на производство вооружений. Заметят убывание
военной опасности по мере удаления от западных
границ.