Образная карта
России. Обский Север |
2. ЮГРА И САМОЯДЬ
Кто издавна заселил эти места
Первый аналитический срез образной
карты. Отрисовка ареалов
Этногеография. Народы. Фольклор.
Прикладное искусство. Топонимика
Самая часто встречающаяся фигура на гербах
Обского Севера — характерный геометрический
орнамент (или элемент орнамента). Дети найдут
его на доброй половине гербов (карта на с. 7). Он совсем не похож на традиционные
русские узоры, не похож и на витиеватые тюркские
(«Прикамье» в 4/2004, с. 11). Чей же
он? Если ваши ученики еще не догадались,
то предложите им карту
политико-административного деления РФ, и пусть
они прочтут: ненецкий, ханты, мансийский.
Вот как характеризует узоры народов Обского
Севера известный этнограф З.П. Соколова.
Орнамент ханты.
Узор геометрический, стилизованный...
На передней стенке кузова оригинальный
геометрический рисунок: медальонный узор в виде
стилизованного зверя в рамке из геометрических
полос. Спрашиваю: что изображено? Хозяйка
говорит, что хозяин тайги. Значит, это медведь.
Ханты не называют его по имени. В стилизованной
фигуре и правда угадываются туловище, голова,
лапы. Внутри туловища прочерчена
зигзагообразная линия. Это так называемая линия
жизни. Ханты и манси всегда рисовали ее,
изображая существа...
Настя перечисляет названия геометрических
орнаментов на лукошке:
— «Оленьи рога», «ветви березы», «человек»,
«утиные крылья». Мое восхищение этим лукошком
было так велико, что Настя подарила мне его, и я
постоянно любуюсь им, настолько совершенны линии
рисунка, художественный вкус мастерицы,
традиционен сюжет. А еще она подарила мне
берестяную коробку, которую делала ее мать... На
стенках коробки по кругу одна за другой как бы
плывут диковинные птицы... Настя называет их мне:
— «Двухголовая морская птица», «маленький
черный рябчик», «безголовый журавль» и такие,
которые не имеют названий на русском языке…
Орнамент манси.
Прекрасны мансийские изделия прикладного
искусства. Мне приходилось изучать их на
Северной Сосьве и Ляпине...
Вот большой короб под ягоды. Он весь в узорах. По
краям идет полоска узора — «оленьи рога»,
«лягушка», «соболь с крестом». А в центре —
изображение медведя, обрамленное орнаментом,
напоминающим ветвистые рога оленя. На круглой
крышке короба фантастическая птица с пышным
хвостом и ажурными крыльями. Во все стороны от
центрального рисунка, как лучи солнца, идут и
узкие и широкие полоски, и веточки, напоминающие
еловые...
На парках и женских шубах: «хальталь» (березовые
ветви), «порон-кохопи» (двойные головы), «хум-суп»
(половина человека), «пунхо-пали» (голова),
«каракан харангт» (оленьи рога) «пакв-пал»
(половина уха), «лунт хоссуп» (утиное крыло), «лув
тох» (лошадиное копыто), «туп пал» (ручка весла).
На мешках для хранения рукоделия другие узоры:
тут и «сорт пунк» (щучий зуб), и «пухон нехос»
(голова соболя), и «колонгпак» (кедровая шишка). На
изделиях из бересты чаще всего встречаются
орнаменты: «перна нехос» (соболь с крестом),
«осхар копи луовл» (локоть лисицы), «лус хал эква
несьхал» (ноги лягушки). В нагрудных украшениях
из бисера преобладает узор «вот хумп» (волна).
Ненецкий орнамент.
Ненецкие женщины обладают даром удивительно
красочно и нарядно украшать свою одежду и обувь...
Мастерица берет две узкие полоски оленьего
меха... Затем несколькими точными движениями
острого ножа ... вырезает узор. Он напоминает
ветвистые рога оленя и называется «красивые
оленьи рога» или «ломаные рога». Вариантов
разных узоров хорошая мастерица знает много: и
«вороны», и «заячьи уши», и «утиная голова», и
просто «голова», «и двойная голова», и «медвежьи
уши», и много других.
На плоской Западно-Сибирской равнине, где нет
резких природных рубежей, народы перемешаны и
четкие ареалы их обитания выделить нелегко.
Соседи много заимствовали друг у друга в
материальной культуре, поэтому и орнаменты
похожи. Не желая отдавать явное предпочтение
тому или иному народу на этой этнически
смешанной территории, составители гербов в
описаниях редко характеризуют орнамент
однозначно: ненецкий, мансийский. Обычно
ограничиваются обтекаемой формулой:
национальный, традиционный, коренных народов. В
некоторых случаях высказываются двояко:
орнамент угров, а к уграм относятся и ханты, и
манси. В старину русские называли обских угров
югрой. Так или похожим образом их поныне именуют
ненцы и коми-зыряне в своих языках.
Попытаемся выявить по образной карте хотя бы в
самых грубых чертах особенности расселения
коренных народов. В описаниях гербов указания «орнамент
угров» мы находим только на юге: Югорск и
Пыть-Ях. Прямые указания на ханты прослеживаются
на гербах Лангепаса (своей белкой герб как бы
переводит название города с хантыйского языка:
ланги пас — беличья протока) и Октябрьского
района (изображена женщина Миснэ — лесная
фея из мифологии ханты). Четко мансийский мотив
читается на гербе города Урай: магическое изображение
птицы «Халев» или «Сури», одного из духов —
покровителей и охранителей мансийских селений.
Ненецки окрашенные гербы — Лабытнанги (герб
выступает как переводчик с ненецкого: лапыт
нангк — семь лиственниц) и Тазовский район
(на ленте дано название на одном из ненецких
диалектов: Тасу ява). Ненцы — не угры, их
язык относится к самодийской группе, в старину их
называли самоядь, или самоеды.
Теперь проведем по карте грубое выявление
ареалов народов: ненцы — севернее, угры — южнее.
Среди угров же ханты — восточнее, манси —
западнее, прорисуем условные границы. Сравним
полученные наблюдения с картой народов в
школьном атласе. Добавим еще два небольших
информационных объема, на гербах не
прочитываемые: в западных районах много
коми-зырян (финны), в восточных живут селькупы,
родственники ненцев (об ареале их расселения
ясно говорит только название Красноселькупского
района).
|
Летнее хантыйское стойбище
в предгорьях Полярного Урала
Фото serge_g, www.photosight.ru
|
|