Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2004

Образная карта России. Обский Север


2. ЮГРА И САМОЯДЬ

Кто издавна заселил эти места

Первый аналитический срез образной карты. Отрисовка ареалов

Этногеография. Народы. Фольклор.
Прикладное искусство. Топонимика

Самая часто встречающаяся фигура на гербах Обского Севера — характерный геометрический орнамент (или элемент орнамента). Дети найдут его на доброй половине гербов (карта на с. 7). Он совсем не похож на традиционные русские узоры, не похож и на витиеватые тюркские («Прикамье» в 4/2004, с. 11). Чей же он? Если ваши ученики еще не догадались, то предложите им карту политико-административного деления РФ, и пусть они прочтут: ненецкий, ханты, мансийский.
Вот как характеризует узоры народов Обского Севера известный этнограф З.П. Соколова.

Орнамент ханты.

Узор геометрический, стилизованный...
На передней стенке кузова оригинальный геометрический рисунок: медальонный узор в виде стилизованного зверя в рамке из геометрических полос. Спрашиваю: что изображено? Хозяйка говорит, что хозяин тайги. Значит, это медведь. Ханты не называют его по имени. В стилизованной фигуре и правда угадываются туловище, голова, лапы. Внутри туловища прочерчена зигзагообразная линия. Это так называемая линия жизни. Ханты и манси всегда рисовали ее, изображая существа...
Настя перечисляет названия геометрических орнаментов на лукошке:
— «Оленьи рога», «ветви березы», «человек», «утиные крылья». Мое восхищение этим лукошком было так велико, что Настя подарила мне его, и я постоянно любуюсь им, настолько совершенны линии рисунка, художественный вкус мастерицы, традиционен сюжет. А еще она подарила мне берестяную коробку, которую делала ее мать... На стенках коробки по кругу одна за другой как бы плывут диковинные птицы... Настя называет их мне:
— «Двухголовая морская птица», «маленький черный рябчик», «безголовый журавль» и такие, которые не имеют названий на русском языке…

Орнамент манси.

Прекрасны мансийские изделия прикладного искусства. Мне приходилось изучать их на Северной Сосьве и Ляпине...
Вот большой короб под ягоды. Он весь в узорах. По краям идет полоска узора — «оленьи рога», «лягушка», «соболь с крестом». А в центре — изображение медведя, обрамленное орнаментом, напоминающим ветвистые рога оленя. На круглой крышке короба фантастическая птица с пышным хвостом и ажурными крыльями. Во все стороны от центрального рисунка, как лучи солнца, идут и узкие и широкие полоски, и веточки, напоминающие еловые...
На парках и женских шубах: «хальталь» (березовые ветви), «порон-кохопи» (двойные головы), «хум-суп» (половина человека), «пунхо-пали» (голова), «каракан харангт» (оленьи рога) «пакв-пал» (половина уха), «лунт хоссуп» (утиное крыло), «лув тох» (лошадиное копыто), «туп пал» (ручка весла). На мешках для хранения рукоделия другие узоры: тут и «сорт пунк» (щучий зуб), и «пухон нехос» (голова соболя), и «колонгпак» (кедровая шишка). На изделиях из бересты чаще всего встречаются орнаменты: «перна нехос» (соболь с крестом), «осхар копи луовл» (локоть лисицы), «лус хал эква несьхал» (ноги лягушки). В нагрудных украшениях из бисера преобладает узор «вот хумп» (волна).

Ненецкий орнамент.

Ненецкие женщины обладают даром удивительно красочно и нарядно украшать свою одежду и обувь...
Мастерица берет две узкие полоски оленьего меха... Затем несколькими точными движениями острого ножа ... вырезает узор. Он напоминает ветвистые рога оленя и называется «красивые оленьи рога» или «ломаные рога». Вариантов разных узоров хорошая мастерица знает много: и «вороны», и «заячьи уши», и «утиная голова», и просто «голова», «и двойная голова», и «медвежьи уши», и много других.

На плоской Западно-Сибирской равнине, где нет резких природных рубежей, народы перемешаны и четкие ареалы их обитания выделить нелегко. Соседи много заимствовали друг у друга в материальной культуре, поэтому и орнаменты похожи. Не желая отдавать явное предпочтение тому или иному народу на этой этнически смешанной территории, составители гербов в описаниях редко характеризуют орнамент однозначно: ненецкий, мансийский. Обычно ограничиваются обтекаемой формулой: национальный, традиционный, коренных народов. В некоторых случаях высказываются двояко: орнамент угров, а к уграм относятся и ханты, и манси. В старину русские называли обских угров югрой. Так или похожим образом их поныне именуют ненцы и коми-зыряне в своих языках.
Попытаемся выявить по образной карте хотя бы в самых грубых чертах особенности расселения коренных народов. В описаниях гербов указания «орнамент угров» мы находим только на юге: Югорск и Пыть-Ях. Прямые указания на ханты прослеживаются на гербах Лангепаса (своей белкой герб как бы переводит название города с хантыйского языка: ланги пас — беличья протока) и Октябрьского района (изображена женщина Миснэ — лесная фея из мифологии ханты). Четко мансийский мотив читается на гербе города Урай: магическое изображение птицы «Халев» или «Сури», одного из духов — покровителей и охранителей мансийских селений.
Ненецки окрашенные гербы — Лабытнанги (герб выступает как переводчик с ненецкого: лапыт нангк семь лиственниц) и Тазовский район (на ленте дано название на одном из ненецких диалектов: Тасу ява). Ненцы — не угры, их язык относится к самодийской группе, в старину их называли самоядь, или самоеды.
Теперь проведем по карте грубое выявление ареалов народов: ненцы — севернее, угры — южнее. Среди угров же ханты — восточнее, манси — западнее, прорисуем условные границы. Сравним полученные наблюдения с картой народов в школьном атласе. Добавим еще два небольших информационных объема, на гербах не прочитываемые: в западных районах много коми-зырян (финны), в восточных живут селькупы, родственники ненцев (об ареале их расселения ясно говорит только название Красноселькупского района).

Летнее хантыйское стойбище в предгорьях Полярного Урала
Летнее хантыйское стойбище
в предгорьях Полярного Урала

Фото serge_g, www.photosight.ru