Образная карта
России. Обский Север |
3. ЧУМ
Какого образа жизни требует здесь
природа от человека
Второй аналитический срез и рефлексия
Традиционное жилище.
Распределение солнечной энергии
по поверхности Земли. Производство биомассы.
Кочевой образ жизни
Коренные народы представлены на образной карте
не только орнаментами, мифологическими
персонажами и расшифровками национальных
топонимов. На гербах Надыма, Муравленко,
Радужного, Нижневартовского района,
Ханты-Мансийска, Ханты-Мансийского района, Урая
школьники без труда или с трудом найдут
реалистические или очень стилизованные,
зашифрованные изображения чумов —
традиционного жилища ненцев и многих ханты и
манси. Маленькие чумы орнаментом прорисованы и
на шее красавца-оленя Ямальского района. И даже
на чисто индустриальных гербах Ноябрьска,
Югорска и Нефтеюганска художники, впитавшие в
себя образ чума, привычно выстраивают треугольники,
складывая в «чумовую» композицию трубы и
конструкции буровой вышки.
Почему в традиционной жизни люди здесь жили в
чумах, почему часто предпочитали их капитальным
постройкам (и ладно бы только в тундре, где не из
чего строить, но и в тайге; посмотрите на образную
карту — вон сколько лесу)? Задайте этот вопрос
школьникам: все необходимое для ответа на него
они уже получили из нет-анализа в разделе 1.
Подведите детей к пониманию простой, но
основополагающей для географии мысли: в
традиционном хозяйстве, когда семья сама
заботится о своем пропитании, постоянный дом
можно строить только тогда, когда участок
свободной земли в радиусе разумной досягаемости
может вас достаточно и постоянно кормить. Для
этого нужно выполнение непременного условия:
поверхность вашего участка должна за год
получать от Солнца калорий или джоулей намного
больше, чем вы растрачиваете за годичный цикл
своей жизнедеятельности. Хорошо, если Солнце
знай себе висит в зените и от души греет вашу
землю. Там и сельскохозяйственные культуры можно
сажать в три яруса, и собирать по два-три урожая в
год, и наблюдать фантасмагорическое
биологическое разнообразие, когда один вид
буквально сидит на голове у другого (была бы
вода). Но Средняя и Нижняя Обь — не Коста-Рика с ее
рекордной плотностью видов на каждые 100 м2,
не благословенная Дамасская Гута (оазис, где
овощи, злаки и плодовые деревья растут один над
другим и плодоносят, плодоносят). Здесь низкое
северное солнце, подолгу висящее прилипшим к
горизонту большим шаром.
Это была ни белая ночь, ни темный день; небо
казалось не голубым, не синим, а каким-то
белесоватым, и только в одном месте на горизонте
оно окрасилось красно-багровым пятном. Там, на
этом месте, зашло солнце. Но вот не прошло часу —
мучительного, мертвящего часу; не успело
красно-багровое пятно померкнуть и потускнеть,
как снова посеребрился около него
бледно-желтоватый небосклон, проглянул
солнечный луч и утренний ветерок, прошуршав по
камышам, нарушил легкий сон болотной птицы,
пронеслась вдали по Оби громкая песня лебедя,
закричали где-то на болоте гуси...
(Н. Александров. Пустыни Севера
и их кочующие обитатели)
На образной карте — с десяток таких солнц.
Помните, Кольское Заполярье «хвастается»
северным сиянием? Обское Приполярье — низким
солнцем. На заполярном Гыдане (Тазовский район)
солнечный диск чуть выше силуэта
полутораметрового оленя, забравшегося на
слабенький холмик. В Надымском районе солнце
на лесотундровом горизонте висит на уровне
трех-четырехметрового чума. В Ноябрьске и
Нижневартовском районе солнце уже выше
нефтяной вышки и ели. Ниже широты — выше
солнце. В Нефтеюганском районе у геральдического
светила уже хватает прыти подняться не
только над нефтяной вышкой, но и над таежным
горизонтом, заслоненным многочисленными
кулисами лесных гряд. Но нижнего края
солнечного диска мы и здесь не видим, как не
видим его и в Ханты-Мансийске, Ханты-Мансийском
районе и Урае (здесь перья птицы-оберега
одновременно символизируют и солнечные лучи,
выходящие из-за елки). Лишь на гербе
Октябрьского района — полноценный диск,
но солнце ли это, остается только гадать:
описание герба обходит этот вопрос. И в конце
концов, должно же солнце хоть на одном гербе
взойти: ведь оно же на самом деле всходит и летом
стоит довольно высоко. Просто для образа
территории характерно, портретно, знаково
солнце низкое.
Мало солнечной энергии, далеко, да еще и за Уралом
от теплой Атлантики, за горным барьером от
разогретого Индийского бульона. Много ли
биомассы может дать в год каждый квадратный
километр этой обделенной энергетическими
потоками земли? Долго ли может кормиться за счет
этой биомассы угорская или самодийская семья,
сидя на одном месте? В этих вопросах, которые вам
предстоит поэтапно задавать детям, собственно,
заключен принципиальный ответ на вопрос о
происхождении мобильного жилища — чума.
ОТ ПОДПИСКИ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
ОТКАЗАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ
Большим почитанием пользовалась лягушка,
которую называли «между кочек живущая женщина».
Ей приписывали способность дарить семейное
счастье, определять количество детей, облегчать
роды и даже играть заметную роль при выборе
брачного партнера. По рассказам васюганских
хантов, молодой мужчина якобы мог «присушить»
понравившуюся ему женщину, пришив косточку
лягушки к рукаву своей одежды и при первом
удобном случае как бы нечаянно прикоснувшись к
женщине.
(В. Куломзин, Н. Лукина)
Дорогие читательницы, в этот номер зашита
привораживающая лягушкина косточка с
Западно-Сибирской равнины. Взяв однажды газету в
руки, вы останетесь нашей постоянной
подписчицей.
|
Ноябрьск. Зима. Сколько километров
до полярного круга? — Попросите своих учеников
провести измерение по карте и предположить, в
какое время суток мог быть сделан этот снимок
www.nojabrsk.com |
|