Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2004

Образная карта России. Обский Север


4. ЖИЗНЬ

Чем эта земля может пропитать человека

Третий аналитический срез

Традиционное хозяйство и природопользование.
Оленеводство. Рыболовство. Охота

Карта

Возражая мертвящим «нет» (раздел 1), образная карта выдвигает жизнеутверждающие «есть» — и в смысле «кое-что имеется», и в смысле «есть что поесть».
Анализируя розданную им бланковку (бланк для ксерокопирования будет напечатан в № 12), дети найдут четырех северных оленей на севере (причем два из них, похоже, уже съедены и на гербах присутствуют оставшимися головами) и одного даже на юге.

С оленя живо сняли шкуру, разрезали живот и, выбросив все несъедобное, перевернули навзничь. Он стал походить на длинную посудину, наполненную кровью, в которой плавали печенки, легкие и сердце. Гости и хозяева, — все с длинными ножами, обступив оленя, хватали с жадностью куски теплого, дымящегося мяса, и, обмакивая в кровь, с ... наслаждением ловко срезали куски подле самого рта, —

так описал свадебный пир у ненцев известный финский этнограф, первооткрыватель алтайской языковой семьи Матиас Александр Кастрен в середине XIX в.
А вот этнографический текст конца ХХ в.:

Любимая пища ненцев — оленье мясо. Они едят мясо и домашнего, и дикого, убитого на охоте, животного. Особенно они любят свежее сырое мясо. Чтобы кровь не вытекала и успела пропитать мясо, оленя душат арканом. Любят ненцы также пить свежую оленью кровь.
Забой оленей — праздник...
Оленье мясо ненцы едят и вареным, делают также бульон или суп... Ненцы, живущие в поселках, готовят из оленьего мяса самые разные блюда — котлеты, пельмени, бифштексы.

(З.П. Соколова. Путешествие в Югру)

В отличие от кольских геральдических оленей, стоящих в картинно-горделивых позах и символизирующих не столько собственно оленеводство (оленей на Кольском не так много), сколько идею победы человека над Заполярьем, обские олени — буквальные: это подручное мясо и покорное транспортное средство. Олени Тазовского района и поселка Белоярского стоят в совершенно непритязательных позах: животные. Из кольских они похожи лишь на покладистого оленя Ловозера (№ 40/2003, с. 9) — там саамское село и там олени — действительно важный элемент хозяйства.
Лишь олень Нижневартовского района больше похож на плакатный символ, чем на мясо. И неудивительно, на юге Обского Севера, где Обь только входит в Ханты-Мансийский округ, оленеводство не играет сколько-нибудь существенной роли, оленей мало, их используют в основном как ездовых, и часто в показательных целях: мол, забота о традиции, северная экзотика.

Ягель — любимый корм оленей. В пищу идут его верхушки. На одном месте стадо пасут два-три дня, не более недели, иначе олени вытопчут весь мох, который восстанавливается лишь через десять лет. Поэтому стада часто перегоняют с одного пастбища на другое.

(З.П. Соколова)

Оленей приходится перегонять с места на место не только из-за различий в пастбищах зимой и летом, но и из-за гнуса. Комары летом так доводят животных, что «медведь катается по земле и ревет, собаки в кровь расчесывают морду». В продуваемых ветром местах комаров меньше — и посмотрите, какое достойное выражение у оленьей морды Ямальского района: стадо явно у берега моря и обдувается морским бризом — морские волны и морская рыбешка внизу. Во время откочевок к океану ненцы в старину вели и охоту на тюленей и белого медведя (герб Ямало-Ненецкого округа). Относительное довольство написано и на мордах Приуральского района и Лабытнанги: на горных уральских пастбищах летом не так донимают комары, как на болоте. Многоснежной зимой в уральской горной тайге олени могут легче найти корм: снеговой покров на склонах не такой мощный. Урал, этот кристаллический бордюр аморфно-осадочной Западно-Сибирской низменности, четко прорисован кристаллом (Приуральский район) и белыми вершинами (Лабытнанги). Черты разнообразия, вносимые Уралом, особенно привлекательны на пороге огромной монотонной равнины.

Герб Ямало-Ненецкого автономного округа

Герб Ханты-Мансийского автономного округа

Герб Ямало-Ненецкого
автономного округа —

белый олень, Полярная звезда,
белые медведи на льдинах.
В короне — буровая вышка
и газовое пламя

Герб Ханты-Мансийского
автономного округа —

двуглавая птица Кат ухуп вой.
Обрамление из кедровых ветвей

К востоку от Уральской цепи, в незначительном расстоянии от ее оси местность почти моментально теряет свой горный характер, так что бо'льшая часть этого склона ... представляет в орографическом отношении столь совершенную равнину, что ее рельеф несравненно более однообразен, чем у большинства равнин Европейской России.

(А.П. Карпинский)

Вдали от гор, дарящих разнообразие и некоторую свободу маневра, вдали от морского бриза, в комариной тайге белый олень Белоярского чувствует себя явно похуже. Не потому ли он такой белый, как призрак? Или его контуры проступают сквозь пелену дымокуров, которыми таежные оленеводы пытаются защитить свою животину от свирепствующих насекомых?

 

О том, как отбирать объекты для характеристики территории

(методический подход)

При рассказе школьникам о том или ином районе, о той или иной стране нельзя излагать о ней все подряд, что предусмотрено типовой характеристикой. План этой характеристики составляли некогда умные люди, рассчитывавшие на то, что и пользоваться ею будут подобные им. Но план этот попал в руки авторов программ — в результате мы имеем содержание предмета, заведомо не усвояемое детьми.
Гербы учат нас другой идеологии: выберите в территории самое интересное, самое специфичное для нее, самое портретное и об этом, и только об этом, скажите, это раскройте, это поэтизируйте, это вложите в сознание ребенка.
Ясно, что в каждом районе России есть, например, почвы. И при описании каждого района наши учебники низвергают на несчастных детей непроизносимые названия тамошних почв. Но любому здравомыслящему человеку ясно, что есть районы, которые нельзя понять, не узнав об их почвах (таков, например, Центрально-Черноземный район), а есть такие, специфика которых определяется совсем другим (например, Север), и при их описании вопрос о почвах можно опустить. В каждом мало-мальски крупном городе России есть машиностроение. Но говоря, например, о Тольятти, о машиностроении не сказать нельзя. А рассказывая даже о Казани — тоже не малом машиностроительном центре, вы не совершите гносеологического преступления перед учениками, если «забудете» о тамошних заводах. Здесь на первый план должны выйти упоминания о том, что это столица Татарии, мощный центр русской и татарской культуры, место, где сошлись исламский меридиан и православная параллель, где учились Ленин, Толстой, Муса Джалиль, Лобачевский, где родился Шаляпин, где высится красавец-кремль с башней Сююмбеки. Этого будет достаточно для того, чтобы у детей сложился первичный образ Казани. А уж о ее машиностроении они либо узнают, либо не узнают — в зависимости от того, какую жизненную стезю изберут и будет ли им это нужно. А всего знать нельзя.
Но как выбрать самое характерное для местности? Можно ли поставить знак равенства между, с одной стороны, самым характерным, а с другой — например, самым распространенным, или важнейшим, или определяющим специализацию? Далеко не всегда. И северообский лист дает в этом отношении некоторый урок.
Посмотрите, как размещены олени на образной карте. Первое наблюдение: их много там, где их действительно много и где они в какой-то мере определяют облик территории и хозяйственную специализацию. Это тундровый север Ямало-Ненецкого округа: Ямал (Ямальский район), Гыдан (Тазовский район) и низовья Оби (Лабытнанги). В Ханты-Мансийском округе почти все поголовье оленей размещено в самых северных приобских районах, непосредственно прилегающих к ЯНАО: почти все крупные стада — в Белоярском и Березовском районах. В тундре и прилегающей северной тайге закономерно много оленьих гербов.

Незабываемо зрелище передвигающегося по тундре оленьего стада: оно как бы перекатывается с одного места на другое, мелькают темные, пестрые, бурые шкуры оленей, их причудливой формы рога.

(З.П. Соколова)

Но олень на гербах появляется и на юге, в Нижневартовском районе: их здесь немного*, но они здесь уже почти экзотика, для входящих в Ханты-Мансийский округ по Оби это как бы визитная карточка округа, дань его национальному статусу.
Аналогичный урок можно получить, рассматривая лосиные гербы на мещерском листе (№ 8/2004). Лосей на гербах оказывается навалом в Москве, в районах, прилегающих к лесопарку Лосиный Остров. Сказать, чтобы лоси бродили здесь табунами и определяли облик территории, нельзя. Автор этих строк прожил боґльшую часть жизни у границы Лосиного Острова и лишь несколько раз встречался с сохатым, а вблизи смог рассмотреть только однажды — сбитого грузовиком на МКАДе (тогда кольцевая была в очень неважном состоянии, не освещалась, и шоферы назвали ее Дорогой смерти). Ясное дело, что несколько миллионов человек на северо-востоке и востоке Москвы живут вовсе не лосятиной, в лосиные шкуры не рядятся и лицезрение лесных гигантов не считают главным развлечением. Тем не менее, для огромного города наличие лосей на воле — вещь потрясающая, имеющая мало аналогов, резко отличающая этот сектор Москвы от других московских территорий и от других городов мира. Поэтому лось, совсем не важный для жизни этой территории, вовсе не определяющий ее специализацию, оказался здесь отличной образоформирующей фигурой.
По мере удаления от Москвы в подмосковных лесах лосей, наверное, не становится меньше, но с гербов они исчезают. Ведь, с одной стороны, для лесистой сельской местности лось — не такая уж заметная фигура, в ближнем Подмосковье есть вещи и поинтереснее. А с другой — лосей не так уж и много, чтобы считать, что они собою характеризуют местность. И геральдика на время, вернее, на расстояние — на две-три сотни километров от Москвы — про лосей забывает. Но вот насыщенность подмосковными институтами, фабриками, электростанциями, художественными производствами снижается, леса становятся все более дикими, местность — все более монотонной, — и на образную сцену опять выходит лось. В Клепиках и Ермишине лоси по праву выступают как визитные карточки**: лосей и вправду порядочно, а других ярких достопримечательностей, способных перебить лося, нет.
Таким образом, дальняя, действительно лосиная Мещера выступает в данном примере аналогом действительно оленьего Крайнего Обского Севера. А лосиный экзотариум московского городского северо-востока — аналогом «престижно-показных» нижневартовских оленей. Получилось, правда, так, что экзотических лосей на московских гербах настрогали столько, что их изображений оказалось намного больше в городе, чем в действительно лесной и лосиной глубинной Мещере. На Обском Севере количественные пропорции соблюдены лучше.
Рассмотренный принцип отбора образоформирующей черты в зависимости от обстоятельств показан на графике внизу в виде логико-математической модели. Попробуйте использовать этот принцип при отборе материала к географическому уроку, не мучайте детей перечислением всего подряд.


* По данным на 1995 г., в ХМАО было 38 тыс. оленей, из них в Нижневартовском районе лишь 881 — 2% (География Ханты-Мансийского автономного округа. — М.,1996). 300-тысячный современный Нижневартовск мог бы съесть все это поголовье за одним ланчем.
** Известно, что когда составлялись гербы этих районов Рязанщины, жители и того и другого пожелали на своем гербе иметь лося, но ермишинцы клепиковцев обскакали. Поэтому последним пришлось довольствоваться только лосиным рогом. (Об этом рассказывает художник, составивший новые гербы городов и районов Рязанской области, М. Шелковенко//www.gov.ryazan.ru)

 

Математическая модель принципа отбора содержания для региональной или страноведческой характеристики
Математическая модель принципа отбора содержания
для региональной или страноведческой характеристики

Эта модель построена на примере лосей Мещеры (см. № 8/2004). Пусть ваши школьники преобразуют ее для оленей Обского Севера. Пусть потом придумают еще какой-нибудь регионально-содержательный наполнитель из личного опыта. Пусть попытаются сформулировать модель в общем виде

Олень (как одомашненный, так и дикий), способный переваривать и превращать в животный белок скудную растительность тундры и тайги, — первый источник человеческой жизни в этих краях. Второй источник дети найдут сами: рыба.

Праздник в Салехарде. Обратите внимание на орнамент на одежде девушки
Праздник в Салехарде

Обратите внимание на орнамент на одежде девушки

Фото Андрея Погорелова (Салехард)

Семен вытаскивает рыбу на берег, кладет ее на траву в тени за лодкой. Его жена Агафья принимается чистить рыбу.
Нельзя без восхищения следить, как она это делает... Левой рукой Агафья берет рыбу и одним движением ножа ловко потрошит ее. Отбросы тут же отдает собакам, выбирая из внутренностей рыбий жир, который кидает в котел над костром. Потом вываренный рыбий жир она разольет в бутылки и оставит на зиму. Я видела, как ханты пьют его прямо из бутылки.

(З.П. Соколова)

Хантыйский орнамент. Глухарка
Хантыйски
орнамент

Глухарка

Третий — съедобные лесные звери и дичь. На образной карте — два медведя (Красноселькупский район и Когалым) и три упитанных глухаря (Радужный, Пыть-Ях и Советский район). И всеядный медведь, и глухарь, способный большую часть года питаться сосновой хвоей и побегами, — незаменимые биореакторы для превращения малосъедобного для человека таежного растительного белка в усвояемый белок животный. Они, собирая со своих больших территорий кормления рассеянную на них энергию скудного солнца, доводят ее до человека-охотника, дарят ему жизнь.
В этом, в большой зависимости жизни лесных людей от поголовья и здоровья медведя и глухаря, по-видимому, лежит материалистическое объяснение мистического уважения народов Обского Севера к этим животным.

В хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит.

(В. Кулемзин, Н. Лукина.
Знакомьтесь: ХАНТЫ)

А уж отношение к медведю...

Хантыйский орнамент. Медведь
Хантыйский орнамент

Медведь

Самоед вполне верит, что медведь вовсе не зверь и что под его косматой одеждой скрывается человеческий образ, одаренный свыше божественной силой и мудростью. Самоед поэтому вспоминает всегда о медведе с благоговением, называет его не иначе как «прекрасное животное», «мохнатый старик», «отец шуб», а если когда на охоте и приветствует его пулей или стрелой, то, наговаривая ему при этом множество различного рода комплиментов, вполне уверен, что медведь не может в таком случае рассердиться ни на его стрелу, ни на пулю.

(Н. Александров. Пустыни Севера
и их кочующие обитатели)

Медведя [ханты] в прошлом почитали повсеместно... Каждая хантыйская семья имела медвежий череп, и сейчас, когда молодежь с недоверием и скепсисом стала относиться к древним святыням, наверное, на чердаке каждого дома можно найти медвежий череп, заботливо упрятанный кем-то из стариков...

(В. Кулемзин, Н. Лукина)

И у ханты, и у манси существовали медвежьи праздники, цель которых — примирить душу убитого медведя с убившим его охотником.

Только однажды мне повезло — я попала на медвежий праздник.
К вечеру в дом охотника, убившего «хозяина тайги», приходят жители всего селения и тесно рассаживаются в избе. В переднем углу стоит стол. На нем шкура «гостя» праздника — медведицы. Она свернута так, что голова зверя лежит между его передними лапами. Голова медведицы накрыта красивым платком, на лапах у нее кольца. Перед ней расставлено угощение — вино в рюмке, рыба, печенье, конфеты, папиросы, спички, а также блюдце с курящейся чагой — это обряд очищения.
На почетном месте за столом сидят охотник, его помощники и старик, руководитель праздника, хорошо знающий фольклор и все обряды. Рядом с ним и музыкант...
Входит человек в берестяной маске на лице. В живой пантомиме актер-импровизатор рассказывает, как охотник выследил медведицу, как убегал от нее, как целился из лука, как убил ее. Это настоящий народный театр. За первым исполнителем входит второй, тоже в маске. В длинной песне он повествует о жизни медведицы в лесу...
Праздник длится несколько ночей. В последнюю ночь едят медвежье мясо. По традиции его берут деревянными палочками и каркают, как вороны: пусть медведь думает, что его едят вороны, а не люди.
Сейчас медвежий праздник стал редким явлением.

(З.П. Соколова)

Над лесотундрой. Фото Владимира Колесникова (Лабытнанги)
Над лесотундрой

Фото Владимира Колесникова
(Лабытнанги)