Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2004

Международные организации


Европейский Союз:
бросок на Восток

  Композиция «Похищение Европы» работы бельгийского скульптора Оливье Стребеля, подаренная муниципалитетом Брюсселя, на площади Европы у Киевского вокзала в Москве

Композиция «Похищение Европы»
работы бельгийского скульптора Оливье Стребеля,
подаренная муниципалитетом Брюсселя,
на площади Европы у Киевского вокзала в Москве

Д.В. ЗАЯЦ

Считанные недели остались до момента самого масштабного расширения Европейского Союза за весь почти полувековой период его существования. 1 мая в ЕС вступят сразу 10 новых членов: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. Наша страна станет граничить с ЕС на протяжении почти 2260 километров — от Кольского Заполярья до Себежских лесов, а один из регионов России — Калининградская обл. — будет отделен от основного массива территории отечества странами Евросоюза и станет, таким образом, единственным в своем роде эксклавом внутри ЕС.

Евросоюз и Европа

Памятник единой европейской валюте в Брюсселе
Памятник единой
европейской валюте
в Брюсселе

Европейский Союз (ЕС) — сообщество демократических стран Европы, добровольно пожертвовавших частью своего суверенитета для более тесной интеграции. Особенно подчеркивается, что Евросоюз — не федеративное или конфедеративное образование, которое в будущем рассчитывает заменить существующие ныне государства в виде чего-то, похожего на «Соединенные Штаты Европы», но это больше, чем обычная интеграционная группировка со сравнительно узкими целями. Государства — члены ЕС создали по коллективной договоренности общие европейские учреждения, которые год от года становятся все более влиятельными и на которые возлагаются все бо'льшие полномочия.
Маастрихтские соглашения 1992 г. декларируют принцип вспомогательности институтов Евросоюза. Это означает, что европейские учреждения начинают работать только в тех случаях, когда их действие более эффективно на уровне ЕС, чем на национальном или местном уровнях. Этот принцип гарантирует, что ЕС не будет излишне вмешиваться в повседневную жизнь граждан входящих в него государств.
Если рассматривать ЕС как государственное образование (а у такого подхода довольно много сторонников), то оно попадет в число самых крупных и мощных государств современного мира. По численности населения (453 млн чел. к концу текущего года) Евросоюз занимает третье место в мире после Китая и Индии. По размерам территории — почти 4 млн км2 (после вхождения в организацию 10 новых членов) — уступает лишь России, Канаде, Китаю, США, Австралии и Бразилии. По экономической мощи ЕС вполне может соперничать с лидером мировой экономики США — 10 350  млрд долл. против 10 400 млрд долл. у американцев.
Европейский Союз образца 2004 г. имеет практически все атрибуты суверенного государства: единые органы власти (законодательной, исполнительной и судебной), единое таможенное пространство — Шенгенская зона, единое финансовое пространство (зона евро), символику (флаг, гимн), гражданство (принято Амстердамским договором 1997 г., оно дополняет, но не отменяет национальное гражданство), представительства в третьих странах, вооруженные силы (так называемые Силы быстрого реагирования созданы на саммите ЕС в Хельсинки в декабре 1999 г. и включают до 60 тыс. военнослужащих)*. На базе ЕС действует целая группа региональных европейских отраслевых организаций, таких как Евратом, Европол, Европейское космическое агентство и др.


* В документах ЕС особенно подчеркивается, что эти формирования нельзя называть армией Европы. Воинский персонал остается в подчинении национальных командований, а использование европейских Сил быстрого реагирования может быть санкционировано авторитетными международными организациями и только для решения задач гуманитарного или спасательного характера.

Истоки Евросоюза

Здание Европейского парламента в Брюсселе

Здание Европейского
парламента в Брюсселе

Идея создания союза европейских стран в той форме, в которой ныне существует ЕС, возникла после тяжелейших лет Второй мировой войны. Европа лежала в руинах и была разделена на два враждующих лагеря, но в идею единства европейских народов тогда верили не только отчаянные оптимисты. Другого выхода в тот непростой период просто не было, вся логика исторического развития стран континента подводила к необходимости формирования тесных интеграционных группировок. Предостеречь Европу от угрозы новой войны могло только объединение бывших противников ради общей великой цели. Первым человеком из высоких государственных структур, озвучившим мысль о европейской интеграции, был министр иностранных дел Франции Робер Шуман. День 9 мая 1950 г., когда прозвучало его заявление о готовности пойти на более тесные контакты с другими европейскими странами и особенно с недавним смертельным противником Германией, стал отправной точкой в многолетнем процессе достижения европейского единства, ныне он празднуется как День Европы. Симптоматично, что сам Робер Шуман был «продуктом» евроинтеграции: родившись в городе Мец в Лотарингии, на земле, которая в ХХ в. попеременно входила то во Францию, то в Германию, он имел французское имя и немецкую фамилию.
По плану, предложенному Шуманом, в 1951 г. в Париже было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), связавшее угольные и металлургические отрасли шести европейских стран: Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и Италии. В 1957 г. в Риме на базе ЕОУС было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), куда вошли те же шесть стран. Римский договор стал основополагающим документом для дальнейшего строительства единой Европы.
Первое расширение ЕЭС произошло в 1973 г., когда к шести первоначальным странам присоединились три государства пробританской ориентации — Великобритания, Ирландия и Дания. Ранее эта тройка видела в ЕЭС угрозу своей экономической безопасности и участвовала только в работе более рыхлого интеграционного образования — Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В 1981 г. в состав ЕЭС влилась Греция, серьезно отставшая от своих партнеров из Западной Европы по экономическим и социальным показателям из-за многолетнего пребывания у власти военной диктатуры. Из-за длительных периодов диктаторских режимов с опозданием вошли в общеевропейское интеграционное пространство страны Пиренейского полуострова: Испания и Португалия присоединились к ЕЭС только в 1986 г. В 1995 г. произошло последнее на сегодняшний момент расширение Евросоюза, в него вступили Швеция, Финляндия и Австрия. Эти страны уже давно соответствовали уровню ЕС по своим макроэкономическим показателям, но не присоединялись к нему по причине следования политике нейтралитета.
Юридическая основа существования Евросоюза заложена рядом важнейших соглашений. Во-первых, это Парижский договор 1951 г., послуживший пионерным документом евроинтеграции и создавший ЕОУС.
Во-вторых, Римский договор 1957 г., о котором уже было сказано. В-третьих, Единый европейский акт 1986 г. В-четвертых, Маастрихтские соглашения 1992 г., которые преобразовали экономический союз европейских стран в политический и трансформировали ЕЭС в ЕС.
В-пятых, Амстердамский договор 1997 г. И, наконец, в шестых, это договор Ниццы, подписанный в 2001 г.

15 + 10 = 25

1 мая 2004 г., за 8 дней до главного европейского праздника — Дня Европы, ряды Евросоюза пополнят 10 стран Центрально-Восточной и Южной Европы. Новыми членами станут Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. Это беспрецедентное событие для всей истории европейской интеграции — еще никогда единовременное расширение ЕС не было столь значительным. Территория Евросоюза сразу же увеличится на 748 тыс. км2, или на 23%, а население на 74 млн, или на 20%. При всем этом экономическое приращение будет далеко не столь впечатляющим — ВВП увеличится всего на 9%.
Советом Европейского Союза установлены три критерия, которым должны соответствовать страны, желающие вступить в ЕС.
1. Политический критерий: страна-кандидат должна иметь политически стабильные государственные институты, гарантирующие соблюдение демократии, законности, прав человека, защиту меньшинств.

 

Граница Финляндии и Норвегии — внешняя граница ЕС, но пограничного контроля нет, так как обе страны входят в Шенгенскую зону

Граница Финляндии и Норвегии —
внешняя граница ЕС,
но пограничного контроля нет,
так как обе страны входят
в Шенгенскую зону

Проблема:
Не во всех новых членах ЕС права меньшинств соблюдаются должным образом. Всем хорошо известен тот факт, что гражданских прав лишено большинство русскоязычного населения, проживающего в Эстонии и Латвии. Трудности с равноправием возникают и у венгерского населения Словакии. Довольно сложно назвать стабильными государственные институты на Кипре, более трети которого уже 30 лет оккупировано турецкими войсками.
2. Экономический критерий: в стране-кандидате должна реально функционировать рыночная экономика, способная к свободной конкуренции с экономиками стран — членов ЕС. Основное выдвигаемое требование — здоровая государственная финансовая система. Дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП, государственная задолженность должна быть ниже 60% величины валового продукта. Кроме того, страны, рассчитывающие на вступление, обязаны держать под контролем инфляцию. Соблюдение этих и ряда других правил необходимо для того, чтобы общеевропейская валюта евро оставалась твердой и надежной.

Проблема:
Во многих странах из «группы десяти» экономические проблемы урегулированы не полностью. Рыночная экономика действует там немногим более десятилетия, курс национальных валют в полной мере не стабилизирован. Денежные доходы на душу населения в государствах Прибалтики более чем на 60% ниже среднеевропейских.

3. Критерий выполнения обязательств: страна-кандидат должна иметь средства, достаточные для того, чтобы сохранять приверженность целям политического, экономического и кредитно-финансового союза европейских стран. Для этого страны, желающие вступить в ЕС, заранее должны привести свои законодательства в соответствие с принятыми в единой Европе нормами.

Контрольно-пропускной пункт Мамоново на границе Польши и Калининградской обл. России — с 1 мая 2004 г. граница Европейского Союза

Контрольно-пропускной пункт Мамоново
на границе Польши и Калининградской обл.   России —
1 мая 2004 г. граница Европейского Союза

Для инициирования процедуры приема каждого нового члена страна-кандидат должна пройти консультации с европейскими структурами, выполнить все необходимые рекомендации, провести на своей территории референдум о поддержке идеи евроинтеграции. Только в этом случае желание войти в семью народов Евросоюза будет удовлетворено.
После нового этапа расширения ЕС наибольшей проблемой станут вопросы экономической эмансипации новых членов. В настоящее время средний уровень доходов в этих странах составляет лишь 40% от среднеевропейского показателя. Для преодоления этого разрыва ЕС предусматривает потратить на подъем экономики в 10 новых странах-участницах 10 млрд евро в 2004 г., 12,5 млрд  в 2005 г. и 15 млрд евро в 2006 г.
Со вступлением в ЕС эти государства автоматически окажутся членами единого таможенного пространства. Отсюда следуют общие таможенные тарифы и торговая политика. Точная экономия на издержках в результате отмены пограничного и таможенного контроля для вновь прибывших пока не подсчитана, однако предполагается, что отмена таможенных пошлин приведет к уменьшению поступлений в госбюджет примерно на уровне 1—1,5% от ВВП.
Расширение ЕС задумывается как взаимовыгодное мероприятие, в результате которого выиграют как старые члены, так и вновь присоединившиеся. Причем у последних прирост ВВП в неизменных ценах будет в 10 раз больше, чем у старых членов. Австрийские аналитики, изучающие возможные последствия расширения союза, предполагают, что среди «стариков» в наибольшем выигрыше окажутся Австрия, Германия и Италия, а вот Дания, Испания и Португалия понесут некоторые потери, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.
Новые члены ЕС однозначно выиграют от присоединения. В них боґльшими темпами будет развиваться экономика, усилится поток иностранных инвестиций, сократится безработица. Этот эффект заметен уже сейчас, когда страны Центрально-Восточной Европы только приготовились перешагнуть порог единого европейского дома. Многочисленные исследования бесстрастно свидетельствуют о более высоком уровне развития западного, «приевропейского» пограничья этих стран, чем восточного. Подобные тенденции заметны на примерах Польши, Чехии, Венгрии, Словакии. Но общее оздоровление экономики, которое сулит объединение, в отдельных случаях неминуемо приведет к ухудшению положения. Это, как считают евротеоретики, объективные издержки интеграции. Так, разорятся многие мелкие фирмы (особенно сельскохозяйственные), которые не выдержат конкуренции с продукцией, поставляемой Евросоюзом. Национальные правительства уже не смогут поддерживать местного производителя и окажутся бессильными перед масштабной скупкой производительных сил «богатыми родственниками» с Запада. Такие процессы хорошо известны по опыту инкорпорации территории бывшей ГДР в состав единой Германии. В результате расширения ЕС образуется самый емкий в мире рынок товаров и услуг. Китай и Индия, хоть и обладают большим, чем Евросоюз, населением, покупательная способность там крайне невелика.
После присоединения десяти новых членов к имеющимся пятнадцати неоднородность в экономическом положении стран Евросоюза неминуемо и сильно возрастет. Еще в январе 2003 г. разброс в размере минимальной месячной заработной платы составлял в ЕС от более чем 1100 евро в Люксембурге, Нидерландах, Бельгии, Франции и Великобритании до 600 евро в Греции, 520 в Испании, 416 в Португалии. В странах-кандидатах в тот же самый момент минимальная зарплата была в среднем значительно ниже. Конечно, и среди этих стран есть свои передовики, достигшие серьезных успехов в социально-экономической политике, где минимальная зарплата находится на уровне пусть и отстающих, но уже старых членов ЕС (Мальта — 535 евро, Словения — 451 евро). Однако в большинстве стран этот показатель балансирует у отметки 200 евро в месяц (Венгрия, Польша, Чехия) или даже сильно недотягивает до нее (в Эстонии — 138 евро, в Литве — 125, в Словакии — 118, в Латвии — 116). Латвия, похоже, будет самой проблемной страной из вступающего в ЕС пополнения. Эта страна традиционно наиболее тесно была связана с Россией (машиностроительные предприятия в Риге, Даугавпилсе, Елгаве, морские порты в Вентспилсе и Лиепае), и ей придется коренным образом реструктуризировать экономику. Пока эта страна — явный аутсайдер. Ее ВВП равен люксембургскому при несопоставимых масштабах территории.

Проблема:
Политически взрывоопасным следствием расширения ЕС на восток является возможное усиление миграции. Граничащие с претендентами на вступление в Евросоюз Германия и Австрия, а также Скандинавские страны опасаются, что массовая иммиграция, — а она вполне вероятна, если новым членам будет предоставлена полная свобода передвижения граждан, — может негативно повлиять на их рынки труда. Действительно, большой разрыв в заработной плате (средняя зарплата в государствах-кандидатах составляет 40% евросоюзовской) может привести к массовой миграции на Запад. Поэтому пограничные страны (прежде всего Австрия и Германия) предлагают ввести переходный период сроком до семи лет, в течение которого будут действовать ограничения прав граждан новых стран на свободное передвижение. Согласно некоторым прогнозам, в 2005 г. только из Польши, Чехии и Венгрии в старые члены ЕС может эмигрировать более 140 тыс. человек (в том числе в Германию — 96 тыс., в Австрию — 18 тыс.). В 2010 г. общее число эмигрантов из тех же стран снизится вдвое (Германия — 48 тыс., Австрия — 9 тыс.). Как показывает практика, лишь две трети иммигрантов будут востребованы на рынке труда.

Существенная разница в уровне экономического развития между старыми и новыми членами ЕС даже по самым радужным прогнозам будет сохраняться не менее 10 лет. Все это время «взросления» и «вытягивания» десятка будет лишена некоторых прав, которыми обладают страны, составляющие основу ЕС. Так, новым гостям с востока придется некоторое время ждать разрешения войти в Шенгенское безвизовое пространство. Единая европейская валюта здесь может быть введена не ранее 2007—2008 гг.

Органы управления

Как и в любом другом демократическом политическом образовании, в Евросоюзе действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Общеевропейским законодательным органом служит Европейский парламент. Его депутаты избираются населением стран — членов ЕС на пять лет. Фракции Европарламента формируются не по национальному признаку, а по политическим пристрастиям и ориентациям. В настоящее время в Европейском парламенте сформировано семь фракций. Сессии Европарламента проходят в пограничном с Германией французском Страсбуре, или, как стало принято говорить и писать в последнее время, Страсбурге, и в Брюсселе. Последние выборы в европейскую легислатуру прошли в июне 1999 г., очередные состоятся в июне 2004 г., в них будут принимать участие и новые члены расширившегося ЕС. Национальные квоты в Европарламенте закреплены за странами в соответствии с численностью их населения: самая крупная страна ЕС — Германия имеет 99 мест (причем эта цифра не изменится даже после 2007 г.), а вот Мальта будет довольствоваться лишь 7 креслами (см. таблицу).

Число мест в Европарламенте,
предоставляемых странам — членам ЕС

(страны даны в алфавитном порядке
в соответствии с написанием названий
на национальных языках)

Cтрана

1999—
2004
2004—
2007
2007—
2009
Бельгия 25 24 24
Болгария 18
Кипр 6 6
Чехия 24 24
Дания 16 14 14
Германия 99 99 99
Греция 25 24 24
Испания 64 54 54
Эстония 6 6
Франция 87 78 78
Венгрия 24 24
Ирландия 15 13 13
Италия 87 78 78
Латвия 9 9
Литва 13 13
Люксембург 6 6 6
Мальта 5 5
Нидерланды 31 27 27
Австрия 21 18 18
Польша 54 54
Португалия 25 24 24
Румыния 36
Словакия 14 14
Словения 7 7
Финляндия 16 14 14
Швеция 22 19 19
Великобритания 87 78 78
Всего 626 732 786

Проблема:
На этапах расширения ЕС число кресел в Европарламенте будет увеличиваться, но не так сильно, как будет расти представительство новых членов. Германия сохранит свои 99 мест, по крайней мере, до конца десятилетия, но старающимся ни в чем ей не уступать Франции, Великобритании и Италии придется потесниться в просторном зале заседаний парламентского комплекса в Страсбурге.

Функции Европарламента заключаются в:
— проработке и утверждении общеевропейского законодательства, которым определяется вся правовая жизнь внутри ЕС;
— принятии бюджета Евросоюза;
— осуществлении связей с другими учреждениями ЕС;
— подготовке наиболее важных международных соглашений, например о приеме в состав ЕС новых членов или о развитии внешнеторговых связей.

Помимо Европарламента право законодательной инициативы имеет Совет Европейского Союза. Он носит черты своеобразной верхней палаты законодательной власти, формируемой чиновниками из правительств государств — членов ЕС, и ранее назывался Советом министров Европейского Союза, показывая таким образом высокий статус своих членов (обычно на уровне министров иностранных дел). Совет Европейского Союза — главный центр принятия законов в ЕС, его заседания проходят в Брюсселе. Страны ЕС в порядке ротации шесть месяцев председательствуют в Совете, выполняя технические функции руководства (подготовка документов и решений, постановка вопросов на обсуждение, внешнеполитические контакты с третьими странами и т.д.). На период 2003—2006 гг. «расписание дежурств» по Совету Европы выглядит следующим образом:

1-я половина 2003 г. Греция
2-я половина 2003 г. Италия
1-я половина 2004 г. Ирландия
2-я половина 2004 г. Нидерланды
1-я половина 2005 г. Люксембург
2-я половина 2005 г. Великобритания
1-я половина 2006 г. Австрия
2-я половина 2006 г. Финляндия

Решения в Совете Европейского Союза принимаются квалифицированным большинством стран-членов. Однако по ряду важнейших вопросов (налогообложение, миграционная политика, расширение ЕС и др.) процедура требует единодушного решения. Таким образом, любая страна может в одиночку заблокировать невыгодное для нее решение.

Проблема:
Уже сейчас по многим стратегическим вопросам развития объединенной Европы у стран ЕС нет единодушия. В союзе 25 членов его будет гораздо меньше. Возможно, юридическая норма, согласно которой любое государство-член имеет право вето, будет пересмотрена как устаревшая и громоздкая. Однако будет ли после этого Евросоюз подлинно равноправным?

Открытие сессии Европарламента
Открытие сессии Европарламента

Главный исполнительный орган Евросоюза — Европейская комиссия. На нее возложена реализация решений, законодательно принятых Европарламентом и Советом Евросоюза. Европейская комиссия контролирует расходование бюджетных средств ЕС. Этот орган возглавляет президент Еврокомиссии, кандидатура которого должна быть одобрена Европарламентом. 20 (с 1 мая 2004 г. — 25) членов комиссии выдвигаются правительствами государств — членов ЕС, а затем проходят процедуру утверждения своих полномочий Европарламентом. Полномочия членов комиссии длятся пять лет при условии, что парламентарии не захотят прекратить их досрочно. Аппарат комиссии состоит из 24 тыс. служащих, что, как отмечают сами представители евроструктур, не столь крупная цифра, она примерно соответствует размерам бюрократии, характерным для муниципальных учреждений одного крупного европейского города. Европейская комиссия действует независимо от правительств государств — членов ЕС. Основные (но не все) ее учреждения размещены в Брюсселе.
Высший судебный орган ЕС — Европейский суд базируется в маленьком и по европейским меркам провинциальном Люксембурге.
Возможно, именно таким образом его создатели планировали обеспечить ему независимость и объективность. В самом деле, Люксембург располагается примерно на полпути и на прямой линии между двумя другими «евростолицами» — Брюсселем и Страсбургом.

Узкие места конституции Европы

Как реально сложившееся надгосударственное образование со сложной структурой и многоуровневыми взаимоотношениями между отдельными институтами и правительствами стран-участниц, Евросоюз испытывает настоятельную потребность в основном законе — конституции, которая смогла бы четко расписать права и обязанности каждого элемента ЕС. Проект конституции стал активно обсуждаться с 2002 г., но и до настоящего момента не утихают споры, которые пока не позволяют одобрить самый главный юридический документ, закрепляющий европейскую интеграцию.
Конституция нужна Европе для того, чтобы упростить и сделать более понятной и прозрачной правовую базу функционирования европейских органов управления. Граждане ЕС вправе знать, какие они имеют права, за что ответственны власти и с кого спрашивать решение их насущных проблем: с местных властей, с национального правительства или с общеевропейских структур.
Проект конституции Европы разработан Европейским конвентом под председательством бывшего президента Франции Валери Жискар д’Эстена. Проект — плод работы многих авторов, отразивший множество интересов стран-участниц, — пока еще не отвечает связанным с ним ожиданиям. Неожиданно актуальной стала проблема объема текста: 75 тысяч слов. Для сравнения — в конституции США слов в десять раз меньше. Кроме того, как свидетельствуют независимые эксперты, понять документ можно, имея, по меньшей мере, степень доктора философии. Есть и другие проблемы. Например, ни за одной страной-членом не закреплены властные полномочия; но, с другой стороны, целый ряд обтекаемых фраз позволит бюрократам толковать текст конституции в свою пользу.
Италия, Франция, Германия, станы Бенилюкса в целом согласны с текстом конституции. Главными противниками существующего проекта являются Польша и Испания, которые высказываются за то, чтобы была сохранена формула голосования в Совете ЕС, одобренная на саммите в Ницце, представляющая каждой из этих стран по 27 голосов из 321, сохраняя их политический вес. По этому же соглашению крупные страны Евросоюза (Германия, Франция, Италия и Великобритания) имеют в Совете ЕС по 29 голосов, что делает их влияние на принятие решений более заметным.
В числе проблемных тем — пакт о взаимной обороне стран ЕС, неприемлемый для Великобритании, так как она считает, что он подрывает основы НАТО, а также согласование налогообложения. Британцы уверены, что получат поддержку на всех ключевых фронтах дискуссии. Ирландия, похоже, будет их союзником в вопросе об ограничении полномочий европейской системы правосудия, а Скандинавские страны поддержат Лондон в его стремлении сохранить национальное вето на налогообложение.
У европейской конституции имеются противники и в лице профсоюзов, несогласных с тем, что основной закон разработан без учета их мнения. Против конституции выступают антиглобалисты. Тем не менее вопрос о конституции Европы уже в ближайшее время будет выставлен на широкое обсуждение граждан ЕС, после чего в каждой стране пройдут референдумы по принятию этого проекта.

Европа без границ

Каждый человек, обладающий гражданством ЕС, имеет право работать, учиться или путешествовать на всей территории членов Евросоюза. ЕС рассматривает право человека на свободу передвижения как фундаментальное и не подвергающееся ограничению. В 1985 г. пять стран ЕС (Франция, Германия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды) основали таможенный союз и договорились об отмене на внутренних границах пограничного контроля. Это пространство получило название Шенгенская зона — по небольшому городку Шенген в Люксембурге, где было подписано соглашение. Постепенно зона была распространена на все страны ЕС, кроме Великобритании и Ирландии, имеющих собственное мнение насчет необходимости сохранения таможенных и пограничных барьеров. Членами Шенгенской зоны стали и две страны, расположенные за пределами ЕС, — Исландия и Норвегия. По условиям Шенгенского соглашения, для того чтобы въехать в любую страну свободной от внутренних границ зоны, достаточно визы в любую из подписавших документ стран.

Символы европейского единства

Европейский Союз имеет свои символы — флаг, гимн и единую денежную единицу.
Флаг ЕС представляет собой синее полотнище с размещенными по окружности 12 золотыми пятиконечными звездами, которые символизируют равноправный союз всех государств-членов. С 1986 по 1995 г. число звезд на флаге соответствовало 12 странам ЕС, но и после новых этапов расширения границ единой Европы число звезд не изменилось. Теперь они транслируют саму идею тесного и гармоничного союза европейских стран, выражением которой и стало число 12, кратное количеству месяцев в году или часов в сутках.
Гимном ЕС официально признана «Ода к радости» — отрывок из девятой симфонии Людвига ван Бетховена, в которой проявилось идеалистическое восприятие великого немецкого композитора человеческой расы как единого сообщества людей разных взглядов, политических убеждений и национального происхождения. Европейский гимн не имеет слов, хотя сам финал девятой симфонии написан на текст Фридриха Шиллера. Это объясняется тем, что официальными языками ЕС на начало 2004 г. признаны 11 национальных языков: английский, греческий, датский, испанский, итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, французский, шведский. После расширения ЕС это число увеличится.

Проблема:
Различные националистические группировки высказывают свою неудовлетворенность тем, что ЕС не признает права называться официальными за региональными языками: шотландским, баскским, ирландским, каталанским, корсиканским и некоторыми другими. Это создает дополнительную напряженность в областях национальных конфликтов, расположенных на территории ЕС.

Еще одним символом Евросоюза, без сомнения, смогла стать единая валюта — евро. Она введена и поддерживается Европейским центральным банком (основан в 1998 г.). На рубеже XX и XXI вв. евро появился в безналичном виде, в евро стали открывать счета. С 1 января 2002 г. в 12 странах ЕС (кроме Великобритании, Дании, Швеции, сохранивших приверженность своим национальным валютам) появились наличные евро. На банкнотах евро изображены мосты и порталы разных архитектурных стилей как метафора контактов объединяющихся народов Европы. Каждая страна зоны евро чеканит мелкую евромонету с национальными особенностями в ее дизайне.

Перспективы развития

То, что Евросоюз не остановится в своем территориальном развитии после мая 2004 г., понимают все — и еврооптимисты, и евроскептики. Вопрос в другом: насколько быстро и активно будет происходить дальнейшее расширение ЕС.
В 2007 г. планируется вхождение в Европейский Союз Румынии и Болгарии. Эти две страны уже довольно давно ведут диалог с ЕС и следуют его рекомендациям. Существенно облегчит инкорпорацию в европейскую экономико-юридическую среду предстоящее 2 апреля текущего года вступление двух этих государств в НАТО. Вместе с тем экономические показатели и Румынии, и Болгарии пока не вызывают оптимизма у европейских партнеров. Доходы на душу населения там составляют лишь четверть от среднеевропейского уровня. Именно поэтому эти две балканские страны оказались за бортом первой очереди расширения ЕС в XXI в.
В декабре 2004 г. Евросоюз начнет официальные переговоры о возможных сроках и порядке вхождения в эту организацию Турции. Вопрос этот крайне сложный и болезненный. Во-первых, Турция, строго говоря, совсем не европейское государство, доселе в ЕС не было ни восточных, ни исламских стран. Во-вторых, это крупная страна, не чета многим присоединяющимся в 2004—2007 гг. членам, ее население примерно равно всему совокупному пополнению ЕС 2004 г. В-третьих, для Турции до сих пор характерна политическая нестабильность: еще совсем недавно обычными для нее были военные перевороты, до сих пор не урегулирован конфликт с курдами, Турция угрожающе близка взрывоопасным Ираку, Кавказу, Ближнему Востоку.
Где же может пройти возможная граница максимального расширения Евросоюза? По мнению аналитиков из ЕС, в европейскую интеграцию могут влиться все из 45 членов Совета Европы — отдельного от ЕС консультативного органа, в который входят такие государства, как Россия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан. Наибольшие шансы на вступление имеют страны, входящие в Европейское экономическое пространство. Это прежде всего члены Шенгенской зоны Исландия и Норвегия (последняя предпринимала две попытки вступить в ЕС, в 1973 и 1995 гг., но оба раза на референдумах побеждали противники евроинтеграции). Всем стандартам ЕС соответствует и Швейцария, но в ближайшее время ее пресловутый нейтралитет будет серьезным препятствием для врастания в Евросоюз.
Из соседей ЕС на востоке наиболее вероятно вступление в союз уже в ближайшие десятилетия Хорватии, Македонии и Албании. Там же, но не столь скоро, могут оказаться Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия (две последние республики, скорее всего, войдут в европейский дом порознь). Из стран бывшего СССР наиболее вероятен приход в Европейский Союз Молдавии и Украины (величина последней не очень сильно пугает европейских аналитиков, с Украиной активно сотрудничают). После этого может наступить черед Белоруссии и республик Закавказья. Вступление в ЕС Кипра в дальней перспективе открывает дорогу в европейское пространство другой азиатской по расположению, но европейской по духу стране — Израилю.
В работе евро-средиземноморской конференции, проходившей в Барселоне в ноябре 1995 г., вместе со странами ЕС участвовали средиземноморские страны Африки: Марокко, Алжир, Тунис и Египет. Европейский Союз заключил соглашения о сотрудничестве и партнерстве со многими странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Возможно ли их вступление в Евросоюз и будет ли он потом так называться? Пока что функционеры ЕС уверены, что разрастание их структуры отвечает чаяниям всех окружающих народов мира, ведь «расширение Европейского Союза способствует расширению зоны демократии, стабильности и свободного предпринимательства».
Конечно же, развитие Евросоюза «вширь» не отменяет и не подменяет развития «вглубь», направленного на дальнейшее усиление интеграции внутри самой организации. Насколько быстрыми будут эти темпы, насколько серьезна будет интеграция и приведет ли она наконец к созданию настоящего конфедеративного или федеративного государства, покажет будущее.

Отношения ЕС и России

Говоря о планах расширения ЕС, мы сознательно вывели за скобки Россию. Взаимоотношения России и Европейского Союза простыми не назовешь, они переживали периоды оттепелей и похолоданий. Европа с опаской смотрит в сторону самой протяженной страны мира, предпочитает сотрудничать с ней, но держать ее на расстоянии. При этом в Евросоюзе в принципе не возражают против того, чтобы принять Россию в самой отдаленной перспективе, исходя из озвученной еще Шарлем де Голлем идеи строительства единой Европы от Атлантики до Урала. Однако на современном этапе нужно констатировать существенное ухудшение российско-европейских отношений.
По оценкам российского МИДа, после вступления 10 новых членов в Евросоюз Россия будет терять по 300 млн евро в год. Это обусловлено тем, что новые страны ЕС получат возможность экспортировать свои товары в Россию по более низким тарифам, чем сейчас. В целях предотвращения нежелательных экономических последствий Россия добивается от Евросоюза выполнения 14 требований. В их числе: большее участие в принятии решений ЕС, поддержка вступления России в ВТО, официальный статус русского языка для Латвии и Эстонии, увеличение экспорта нефти и газа из России в Европу, свободный транзит через Литву в Калининградскую обл., торговые уступки (в основном по экспорту стали, лекарств, ядерного оборудования и авиатехники), безвизовые поездки между ЕС и Россией. Ответные требования Евросоюза к России: соблюдение прав человека, нормализация ситуации в Чечне, поддержка свободных выборов, распространение действия соглашения между ЕС и Россией на новых членов Евросоюза, ратификация Киотского протокола. Таким образом, в требованиях российской стороны преобладают экономические аргументы, в требованиях Евросоюза — политические.

Европейская интеграция (таблица)

Этапы расширения Европейского Союза (карта)