ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
Конкурсные работы
|
|
Открытие незнакомого мира
в знакомом
Л.М. ФЕДОСЕЕВА
учитель географии гимназии № 524
г. Санкт-Петербург
Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик
научился видеть красоту природы, творений рук
человека. Учитель на уроке создает образ
территории. «Прекрасный ландшафт имеет такое
огромное воспитательное влияние на развитие
молодой души, с которым трудно соперничать
влиянию педагога» (К.Д. Ушинский).
География — единственный в школьном курсе
предмет, предоставляющий возможность
путешествовать — реально, по родному краю,
России, другим странам; мысленно — по страницам
учебника, многочисленной дополнительной
литературе, по карте. «Путешествия учат больше,
чем что бы то ни было. Иногда один день,
проведенный в других местах, дает больше, чем
десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Каждый,
путешествуя, непременно открывает вдали
что-нибудь новое. Вернувшись, открывает глаза на
знакомое, тем самым обогащает свою душу.
Я и мои ученики живем в удивительном городе —
географической столице России —
Санкт-Петербурге*. В программе
значится скучное слово — краеведение. В жизни
же — открытие незнакомого мира в знакомом. Если
бы не учитель географии, дети, их родители прошли
бы мимо многих музеев, интереснейших мест, не
узнали истории открытий. Урок нельзя отсекать от
внеклассной работы. Настоящий учитель — не
урокодатель. Вся полученная информация
проецируется на урок памятью, видео- и
фотоматериалами, образцами горных пород и т.д.
Путешествия, экскурсии создают и для учителя
положительные эмоции, собирают
единомышленников, друзей среди учеников,
родителей.
Стараюсь на уроках вести каждого ученика к
успеху, с каждой новой работой подниматься на
новую ступеньку. А если что-то не получилось, даю
возможность поработать дополнительно и получить
планируемый результат. Да, у учителя это занимает
время, но зато ученик усваивает истину: результат
можно получить только в труде. Стремлюсь внушить:
все, что делает человек, должно быть эстетично,
грамотно, радовать глаз. Именно такие критерии
ложатся в основу работы с контурными картами,
обучения оформлению работ и т.д.
География многими нитями соединяет прошлое и
настоящее, единственная из наук школьного курса
дает целостное представление о Земле как о
планете людей. Именно на уроках географии
человек учится объяснять основные процессы и
явления, происходящие в природных,
социально-экономических системах, понимать
характер социально-экономического,
технологического и политического развития
территорий; уроки географии призваны научить
человека выжить в сложных условиях.
В современном мире каждый человек должен владеть
умением анализировать массу информации, основы
этого умения закладываются на уроках географии.
Это работа с материалами учебника,
статистическими материалами, дополнительной
литературой, Интернетом. Только уроки географии
помогают молодому человеку составить
многогранную картину мира, объяснить многие
вопросы.
Вот что говорят о географии ученики:
— Только география показывает место России в
мире, дает сравнение с другими странами по многим
показателям. Уроки помогают понять
экономические и политические проблемы стран.
Появляется желание изменить, улучшить жизнь в
родной стране.
— Выучить материал учебника достаточно легко, но
на уроке задаются такие нестандартные вопросы,
ответ на которые приходится обдумывать, изучать
литературу. Это всегда интересно. У каждого может
быть свой ответ, своя точка зрения.
— На уроке мне нравится доброжелательная
атмосфера. Каждый должен сказать свое слово,
ученики не боятся ошибиться. На уроках мы учимся
слушать не только учителя, но и мнения других
учеников, учимся корректно отстаивать свою
версию ответа.
Смею надеяться, что мои ученики ответили на
вопрос, заданный учителю.
Я же, по-учительски, отвечу так: географии как
учебному предмету принадлежит совершенно особое
место, география — сплав искусства и наук о
природе и обществе, на уроках географии
формируется научная картина мира планеты Земля,
идет формирование географической культуры,
являющейся частью общей культуры человека.
Главное для учителя — это формирование личности
ученика, гражданина России.
* В Санкт-Петербурге находится
основная резиденция Русского географического
общества. — Прим. ред. |