Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2004

Опыт


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

География — моя жизнь,
которую я люблю

Н.П. КУКОВЕРОВА
учитель географии средней школы № 5
г. Нижний Тагил, Свердловская обл.

Зачем я иду на урок географии? Начать с того, что «я иду на урок географии потому, что география — моя жизнь» — значит, согласитесь, показаться недалекой и пафосной учительницей, стремящейся во что бы то ни стало «выдвинуться» и «показаться». Но цель у меня другая, я не хочу так выглядеть и начну издалека. К географии как науке я пришла в 28 лет. Так сложилось, что в школе, где я училась, такого предмета не было, потом я закончила медицинское училище; отработав 3 года в роддоме, поступила в педагогический институт на химико-биологическое отделение, вышла замуж, родила дочь, успешно закончила институт и в 28 лет пришла в школу, где мне предложили 16 часов географии, пообещав, что это временно — до ухода учителя биологии на пенсию. Я сознательно пропускаю описание моих эмоций и переживаний — суть не в них, а в том, что, проработав три года учителем географии, я оказалась перед выбором: учительница биологии действительно ушла на пенсию, и я должна была выбрать между биологией и географией. Я выбрала географию! И даже поступила на заочное отделение географического факультета, родила сына, закончила институт с красным дипломом.
Но это все была прелюдия. А сейчас суть. Я иду на урок географии для того, чтобы передать ученикам это ощущение любви не к абстрактной науке, а к тому, что я сама люблю в географии. А люблю я больше всего ту творческую атмосферу, которую позволяет создать этот бесподобный школьный предмет, именно его необходимо расширять, углублять, а не сокращать! Где на каждом уроке можно отправляться в плавание на кораблях, искать клады (не обязательно материальные), где можно решать локальные, региональные и глобальные вопросы материального и духовного мира, где можно искать и находить и радоваться самому процессу поиска. Где каждый ученик может быть успешен и удачен, может пойти за своим или чужим воображением, сделать открытие, поставить новую цель и снова отправиться в путь. Часто школьные предметы заканчиваются с выдачей аттестата. Чудесная (действительно содержащая чудеса) география не заканчивается никогда! Она продолжается, пока существует этот мир и человек в нем. Сколько практических подтверждений и открытий совершается в «большой» жизни. «А ведь так оно и есть, как я себе представлял...», «Ух ты, да ведь это еще лучше...» Бывает, наверное, и другое: «Жаль, что в школе я этого не выучил... не обратил внимания... не слушал учителя...» Но чаще: «Ах, как учитель был прав!» Но опять же, одно дело — не учил, это можно и исправить, другое дело — не развил воображение, представление, оставил карту мертвой (ужасное слово, но прямо в точку). «Научить переводить картографическую информацию в устную и письменную речь» — за этим стоят ровными шеренгами годы кропотливой, неустанной работы ученика и учителя. И когда на выходе из школы ученики признаются, что, читая художественную литературу, газеты, журналы, подчас далекие от географии, при упоминании какого-либо объекта Земли представляют его на карте, особенности природы, традиции населения — это гимн в честь тебя, прекрасная география!
Собственным примером доказываю, что процесс творчества непрерывен, что человек не должен останавливаться на достигнутом, должен развиваться, быть в постоянном творческом поиске — только тогда он интересен как личность — все равно, будет он географом или нет. Рассказываю о своих творческих удачах, находках, новых путях, подходах, провожу выставки ученических проектов, показываю результаты их работы не только в своей школе, создаю условия для творчества и повседневной работы. И когда ученики могут прийти после уроков доделать то, что не успели на уроке, когда у них есть такое желание — закончить начатое, довести до ума, может быть, одной или двумя важными для них мыслями, когда, написав на первом уроке контрольную работу, после второго бегут и интересуются результатами (значит, им этот результат очень важен), когда они знают, что не потеряется ни одна их работа — все в их личных папках, когда у каждого есть программа на год, теоретическая и практическая, — я думаю, что передаю своим ученикам ощущение бесконечной трепетной любви к лучшей из наук мира — географии. И на родительском собрании родители задают вопросы по географии. Школьники будут любить свой мир — от места, в котором родились, выросли, до всей планеты, понимать, ценить этот мир, все его многообразие, благоустраивать его, учитывая при этом все его взаимосвязи и взаимосочетания.
Думаю, что я все-таки вправе сказать и надеяться на то, что вы меня поймете: «География — это моя жизнь. Жизнь, которую я бесконечно люблю».