ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
Конкурсные работы
|
|
География — моя жизнь,
которую я люблю
Н.П. КУКОВЕРОВА
учитель географии средней школы № 5
г. Нижний Тагил, Свердловская обл.
Зачем я иду на урок географии? Начать с того, что
«я иду на урок географии потому, что география —
моя жизнь» — значит, согласитесь, показаться
недалекой и пафосной учительницей, стремящейся
во что бы то ни стало «выдвинуться» и
«показаться». Но цель у меня другая, я не хочу так
выглядеть и начну издалека. К географии как науке
я пришла в 28 лет. Так сложилось, что в школе, где я
училась, такого предмета не было, потом я
закончила медицинское училище; отработав 3 года
в роддоме, поступила в педагогический институт
на химико-биологическое отделение, вышла замуж,
родила дочь, успешно закончила институт и в 28 лет
пришла в школу, где мне предложили 16 часов
географии, пообещав, что это временно — до ухода
учителя биологии на пенсию. Я сознательно
пропускаю описание моих эмоций и переживаний —
суть не в них, а в том, что, проработав три года
учителем географии, я оказалась перед выбором:
учительница биологии действительно ушла на
пенсию, и я должна была выбрать между биологией и
географией. Я выбрала географию! И даже поступила
на заочное отделение географического факультета,
родила сына, закончила институт с красным
дипломом.
Но это все была прелюдия. А сейчас суть. Я иду на
урок географии для того, чтобы передать ученикам
это ощущение любви не к абстрактной науке, а к
тому, что я сама люблю в географии. А люблю я
больше всего ту творческую атмосферу, которую
позволяет создать этот бесподобный школьный
предмет, именно его необходимо расширять,
углублять, а не сокращать! Где на каждом уроке
можно отправляться в плавание на кораблях,
искать клады (не обязательно материальные), где
можно решать локальные, региональные и
глобальные вопросы материального и духовного
мира, где можно искать и находить и радоваться
самому процессу поиска. Где каждый ученик может
быть успешен и удачен, может пойти за своим или
чужим воображением, сделать открытие, поставить
новую цель и снова отправиться в путь. Часто
школьные предметы заканчиваются с выдачей
аттестата. Чудесная (действительно содержащая
чудеса) география не заканчивается никогда! Она
продолжается, пока существует этот мир и человек
в нем. Сколько практических подтверждений и
открытий совершается в «большой» жизни. «А ведь
так оно и есть, как я себе представлял...», «Ух ты,
да ведь это еще лучше...» Бывает, наверное, и
другое: «Жаль, что в школе я этого не выучил... не
обратил внимания... не слушал учителя...» Но чаще:
«Ах, как учитель был прав!» Но опять же, одно дело
— не учил, это можно и исправить, другое дело — не
развил воображение, представление, оставил карту
мертвой (ужасное слово, но прямо в точку).
«Научить переводить картографическую
информацию в устную и письменную речь» — за этим
стоят ровными шеренгами годы кропотливой,
неустанной работы ученика и учителя. И когда на
выходе из школы ученики признаются, что, читая
художественную литературу, газеты, журналы,
подчас далекие от географии, при упоминании
какого-либо объекта Земли представляют его на
карте, особенности природы, традиции населения —
это гимн в честь тебя, прекрасная география!
Собственным примером доказываю, что процесс
творчества непрерывен, что человек не должен
останавливаться на достигнутом, должен
развиваться, быть в постоянном творческом поиске
— только тогда он интересен как личность — все
равно, будет он географом или нет. Рассказываю о
своих творческих удачах, находках, новых путях,
подходах, провожу выставки ученических проектов,
показываю результаты их работы не только в своей
школе, создаю условия для творчества и
повседневной работы. И когда ученики могут
прийти после уроков доделать то, что не успели на
уроке, когда у них есть такое желание — закончить
начатое, довести до ума, может быть, одной или
двумя важными для них мыслями, когда, написав на
первом уроке контрольную работу, после второго
бегут и интересуются результатами (значит, им
этот результат очень важен), когда они знают, что
не потеряется ни одна их работа — все в их личных
папках, когда у каждого есть программа на год,
теоретическая и практическая, — я думаю, что
передаю своим ученикам ощущение бесконечной
трепетной любви к лучшей из наук мира —
географии. И на родительском собрании родители
задают вопросы по географии. Школьники будут
любить свой мир — от места, в котором родились,
выросли, до всей планеты, понимать, ценить этот
мир, все его многообразие, благоустраивать его,
учитывая при этом все его взаимосвязи и
взаимосочетания.
Думаю, что я все-таки вправе сказать и надеяться
на то, что вы меня поймете: «География — это моя
жизнь. Жизнь, которую я бесконечно люблю». |