Знакомство учащихся
с классификацией
географических карт
В.И. СИРОТИН
главный редактор издательства ДиК
Содержательный минимум образования и
требования к выпускникам общеобразовательных
учреждений в новом образовательном стандарте по
географии предусматривают формирование у всех
учащихся умений работать с различными видами
географических карт в процессе изучения
школьной географии на всех стадиях. Школьники
должны научиться одинаково успешно работать с
картами разных масштабов и назначений: уметь
пользоваться и картой автомобильных дорог, и
топографической картой конкретной местности, и
картой отдельного региона или страны, и
политической картой мира.
Если сравнить содержание ныне действующих
учебных программ и учебников географии с
программами и учебниками, действовавшими до
начала 90-х годов прошлого века, то можно легко
убедиться в том, что внимание к формированию
практических умений работать с картами
существенно ослабло. Как-то незаметно (вместе с
действительно ненужными для учащихся знаниями
об этапах развития геосинклинали,
энергопроизводственных циклах, технологиях
производства тех или иных конструкционных
материалов) из географии выпали понятия о
картографических проекциях, о топографической
карте, снизилось внимание к формированию приемов
работы с географическими картами.
Существенно сократилось количество
практических работ с атласом и контурной картой,
сведены на нет и уже не отражаются в школьных
программах экскурсии с целью вычерчивания плана
местности, осуществления маршрутной съемки,
изучения особенностей размещения конкретных
предприятий своей области и т.д. Мало внимания
уделяется в процессе изучения географии классификации
географических карт, особенностям различных
видов карт. Ознакомление учащихся с этими
вопросами на одном-двух уроках в 7-м классе в
новых требованиях нам представляется совершенно
недостаточным. Считаем целесообразным
возвращаться к изучению этой важнейшей темы на
всем протяжении изучения географии в школе.
В 6-м классе развиваются и конкретизируются
те представления о картах, которые школьники
получили в начальной школе на уроках по
окружающему миру и в 5-м классе на уроках
природоведения. При формировании понятия
«масштаб» в 6-м классе изучаются различные виды
масштабов: численный, линейный и именованный.
Именно на этом этапе обучения будет правильным и
своевременным показать, как классифицируются по
масштабу географические карты. При этом важно
привести примеры крупномасштабных (1 : 10 000
— 1 : 100 000), среднемасштабных (1 : 200 000
— 1 : 1 000 000) и мелкомасштабных карт (мельче
1 : 1 000 000). Необходимо показать учащимся
планы и карты, соответствующие этим масштабам.
Можно предложить учащимся сравнить территории и
условные знаки на этих планах и картах. Полезны
будут задания по выбору масштаба для построения
плана пришкольного участка, для изображения на
карте района, в котором находится школа и т.п.
Целесообразно предложить учащимся самим
подобрать условные знаки для использования в
каждой из этих различающихся по масштабу карт.
В 7-м классе после повторения уже изученной в
6-м классе темы классификации карт по масштабу
более подробно рассматривается величина той
территории, которая отражена на различных по
масштабу географических картах. Таким образом
постепенно переходим к классификации карт по охвату
территории. Выделяем мировые карты, карты
материков, частей света и отдельных океанов,
карты крупных регионов мира и отдельных стран.
Просим учащихся самих назвать, какие масштабы
наиболее приемлемы для картирования каждой из
указанных территорий. При этом важно, чтобы
учащиеся осознали и записали в свою тетрадь
зависимость, существующую между размером
изображаемой на карте территории и масштабом
карты.
В 8-м классе более детально и тщательно
рассматривается дифференциация географических
карт и по их содержанию. Дается определение,
показываются различия между общегеографическими
и тематическими картами. Подчеркивается
важная особенность общегеографических карт:
элементы земной поверхности — гидрографическая
сеть, озера, населенные пункты, пути сообщения и
т.д. — показываются равноправно, без явного
выделения одного их них. Говоря об особенностях и
назначении тематических карт важно выделить и
показать различия физико-географических и
социально-экономических карт. При этом
сравнивается специальное содержание карт,
отражающее природные или общественные процессы
и явления окружающего мира.
Школьный географический атлас для 8-го класса
содержит большое количество различных
тематических карт, с которыми учащиеся будут
работать в течение всего учебного года, выполняя
практические и самостоятельные работы. Они могут
сами привести примеры как общегеографических,
так и различных тематических карт, назвать те
профессии, в которых используются тематические
карты в зависимости от их специального
содержания.
На этом же этапе обучения целесообразно
познакомить учащихся и с новой для них
классификацией карт — по назначению.
Именно эта классификация показывает большое
практическое значение географии и картографии
для народного хозяйства и жизни общества в целом.
Важно убедить учащихся в том, что без
географических карт и умений работать с
различными тематическими картами невозможно
освоить важные современные профессии. Изучить
географию и историю невозможно без учебных карт,
морской и воздушный транспорт — без
навигационных карт, автомобильный — без карты
автодорог, туризм — без туристических
справочных карт и планов городов, военные
действия — без топографических карт
специального назначения и т.д.
В 9—10-х классах учащиеся уже учатся работать
с различными социально-экономическими картами.
Формируются знания о том, что
социально-экономические карты отражают
особенности размещения населения, предприятий,
относящихся к различным отраслям народного
хозяйства, сельскохозяйственного производства.
Учащиеся приобретают навыки работы как с
отраслевыми, так и с общими экономическими
картами. Социально-экономические карты,
различные по охвату территории, помогают
учащимся понять зависимость между специальным
содержанием карты, ее масштабом и назначением
карт.
Учитывая важность формирования у всех
учащихся хороших знаний по вопросу
классификации карт, а также умений работать с
каждой группой карт, можно выделить специальный
урок по обобщению этих знаний и умений. Такой
урок на тему «Различные виды географических
карт и их использование в хозяйстве» можно
провести в конце 10-го класса.
В ходе урока предложим учащимся дополнить схемы
по классификации карт по каждой группе,
используя свой школьный атлас, настенные карты,
имеющиеся в кабинете географии. Можно предложить
в опережающем плане специально для урока
обобщения подготовить сообщение об
использовании различных видов карт в народном
хозяйстве и в жизни конкретного человека. Может
быть интересным и сообщение о современных
геоинформационных системах и их значении.
Поможет и наличие на доске заранее
подготовленной схемы, которая может быть
дополнена в ходе урока самими учащимися.
Классификации географических карт
|