Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

Привить вкус к самостоятельному добыванию знаний

Е.М. АФАНАСЬЕВА
учитель географии, НОУ «Школа сотрудничества»,
г. Москва

Когда я смотрю на карту нашей Родины, передо мной зримо возникают таинственная страна гейзеров, загадочно дымящиеся вулканические конусы на Камчатке; необыкновенное по своей красоте побережье океана, далеко не всегда тихого, но о свирепом нраве которого забываешь, побывав в бухте Золотой Рог; сопки, окутанные легким сиреневым туманом во время цветения багульника.
Вспоминаются регулярные длительные поездки с Дальнего Востока и Севера в Москву и Ленинград к дедушкам и бабушкам. На каждое путешествие в поезде «Россия» Москва—Владивосток родители приобретали карту страны, на которой мы отмечали маршрут движения. Незабываемыми остались рассказы родителей о декабристах во время стоянки поезда на станции Петровский Завод, о самоцветах Урала...
И вот я в школе, преподаю окружающий мир, географию и экономику.
Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникают единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.). Как учитель использует эти взаимосвязи, зависит целиком от его фантазии и жизненного опыта.
Думается, мои знания и опыт жизни помогают мне находить связи с другими науками.
Современный преподаватель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. Он должен владеть и традиционными методиками обучения, и новыми технологиями. А каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
— не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
— максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
— создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника»;
— организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
— заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.
Одним из наиболее перспективных средств обучения мне видится применение компьютерных обучающих программ. На уроках я использую не только готовые программы, но и программные продукты, которые создают мои ученики совместно со студентами МАИ.
Основную задачу школы я вижу не только в том, чтобы каждый ребенок, окончив ее, имел целостную картину мира и получил набор конкретных знаний и умений. Важно привить ребенку вкус к самостоятельному добыванию знаний.
Исходя из этих представлений, я стараюсь насытить свой кабинет самой разнообразной справочной литературой, обеспечить доступ ребят к мировым информационным ресурсам.
Учитель географии должен не только хорошо учить, но и сам непрерывно учиться. Мои ученики это видят и, как мне кажется, ценят это.
Руководствуясь в своей жизни принципом «Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя обещали научить чему-либо полезному», я стараюсь передать этот жизненный принцип детям.
А вообще-то я считаю, что главная моя цель — привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.
В качестве примера хочу рассказать об одной ученице 8-го класса, которая изменила планы своих родителей на летний отпуск и уговорила их лететь отдыхать не за границу, а на Камчатку. В течение 9-го класса она работала над проектом экономического развития Камчатки и блестяще защитила его на экзамене.