ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
Конкурсные работы
|
|
Привить вкус к самостоятельному
добыванию знаний
Е.М. АФАНАСЬЕВА
учитель географии, НОУ «Школа сотрудничества»,
г. Москва
Когда я смотрю на карту нашей Родины, передо
мной зримо возникают таинственная страна
гейзеров, загадочно дымящиеся вулканические
конусы на Камчатке; необыкновенное по своей
красоте побережье океана, далеко не всегда
тихого, но о свирепом нраве которого забываешь,
побывав в бухте Золотой Рог; сопки, окутанные
легким сиреневым туманом во время цветения
багульника.
Вспоминаются регулярные длительные поездки с
Дальнего Востока и Севера в Москву и Ленинград к
дедушкам и бабушкам. На каждое путешествие в
поезде «Россия» Москва—Владивосток родители
приобретали карту страны, на которой мы отмечали
маршрут движения. Незабываемыми остались
рассказы родителей о декабристах во время
стоянки поезда на станции Петровский Завод, о
самоцветах Урала...
И вот я в школе, преподаю окружающий мир,
географию и экономику.
Как мне кажется, география является центральным
школьным предметом. Она способна активизировать
класс и выявить у учащихся качества и
способности, о которых никто никогда не
подозревал, потому что географические
исследования позволяют найти связь между жизнью
ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в
школе ребенок познает человеческую жизнь в ее
различных проявлениях. Так возникают единство
всех изучаемых предметов и целостная картина
мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит
ссылки на географию, а география занимается
вопросами, которые более углубленно изучают
другие науки (биология, история, физика и др.). Как
учитель использует эти взаимосвязи, зависит
целиком от его фантазии и жизненного опыта.
Думается, мои знания и опыт жизни помогают мне
находить связи с другими науками.
Современный преподаватель географии должен
обладать большими и разнообразными знаниями. Он
должен владеть и традиционными методиками
обучения, и новыми технологиями. А каждый ученик
должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это
понятие я вкладываю следующий смысл:
— не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за
правильные решения;
— максимально, как только возможно,
способствовать самостоятельному получению
знаний учащимися;
— создавать на уроке ситуацию успеха, так
строить задания, чтобы каждый ученик мог
добиться успеха и даже у совсем слабых учеников
пропал «комплекс двоечника»;
— организовывать работу таким образом, чтобы
дети получали навык не только индивидуальной
работы, но и работы в коллективе, учить их
терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
— заниматься отдельно после уроков с учениками,
которые хотят знать больше.
Одним из наиболее перспективных средств
обучения мне видится применение компьютерных
обучающих программ. На уроках я использую не
только готовые программы, но и программные
продукты, которые создают мои ученики совместно
со студентами МАИ.
Основную задачу школы я вижу не только в том,
чтобы каждый ребенок, окончив ее, имел целостную
картину мира и получил набор конкретных знаний и
умений. Важно привить ребенку вкус к
самостоятельному добыванию знаний.
Исходя из этих представлений, я стараюсь
насытить свой кабинет самой разнообразной
справочной литературой, обеспечить доступ ребят
к мировым информационным ресурсам.
Учитель географии должен не только хорошо учить,
но и сам непрерывно учиться. Мои ученики это
видят и, как мне кажется, ценят это.
Руководствуясь в своей жизни принципом
«Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя
обещали научить чему-либо полезному», я стараюсь
передать этот жизненный принцип детям.
А вообще-то я считаю, что главная моя цель —
привить детям любовь к нашей науке, сделать так,
чтобы они хотели узнать больше о нашей планете,
обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою
Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным
словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что
жизнь в этом доме зависит и от них тоже.
В качестве примера хочу рассказать об одной
ученице 8-го класса, которая изменила планы своих
родителей на летний отпуск и уговорила их лететь
отдыхать не за границу, а на Камчатку. В течение
9-го класса она работала над проектом
экономического развития Камчатки и блестяще
защитила его на экзамене. |