Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2004

Образная карта России. Саратовское Поволжье


2. CОЛЬ

Чем еще, кроме саратовского калача, притягивала эта земля людей

Второй аналитический срез

Трансгрессии и регрессии моря. Геохимия.
Добыча и перевозка соли. Заселение территории

Карта

В Центральной России мало соли, и ядро русской нации издавна страдало от этого. Соль находили и добывали на Севере, в частности на Каме (соляной колодец на гербе Соликамска, № 4/2004), но она была очень дорогой, в Сиваше и в Крыму, но она была очень далекой и места эти были опасными. Сюда же, к соленым озерам Прикаспия, вел удобный волжский путь; а со взятием Астрахани замирение кочевников на Прикаспийской низменности стало необходимостью. С середины XVII в. Россия начинает добычу соли на Эльтоне — Алтын-Норе, Золотом озере*. Но места в низовьях Волги оставались еще очень опасными, и заниматься соляным промыслом сюда можно было отправить людей, которых, во-первых, было не жалко (в наказание за провинность) и которые, во-вторых, способны были бы за себя постоять в открытой, кочевой тогда, степи. В 40-е годы XVIII в. в Саратовское Заволжье отправляют (ссылают) неблагонадежных малороссийских казаков, запятнавших себя участием в изменнических делах Мазепы. Им вменяется в урок возить соль (естественно, на волах — так возили соль из Крыма все чумаки на Украине) с Эльтона к Саратову. Напротив Саратова, на левом берегу Волги возникает Покровская Слобода (ныне г. Энгельс), чей герб и свидетельствует о причине рождения поселения: подвозка на волах соли с Эльтона — чаша с солью на спине быка**.

Бывшие мазеповцы были направлены «на Волгу соль возить...»
Саратовский воевода поселил казаков за Волгой, против Саратова, правее калмыцкого торга, на высоком берегу протекавшей здесь реки под названием Белая Воложка. Отсюда на далекое расстояние просматривалась окрестность с многочисленными озерами...
Казаки выехали к озеру Алтоннор (Елтону) за солью по подрядам саратовских купцов...
Богатые казаки на первой же калмыцкой ярмарке приобрели большие чумачки по 50 и больше возов. Сами за солью перестали ездить, держали для этого батраков, нанятых на саратовской бурлацкой бирже...
Таковы предания, которые передавались из поколения в поколение...
Когда же впервые началась разработка соли в заволжских степях и как она продолжалась после основания Новых Бокур [Так, по преданию назвали Покровскую слободу казаки]?
Соляное озеро Алтоннор — Елтон [Эльтон] находилось во владении калмыцкого хана Аюки Мончака. Русь в те времена крайне нуждалась в соли, и правительство договорилось с Аюкой Мончаком о сдаче соляного озера в аренду купцу Солодовникову, который начал добывать соль и поставлять ее к левобережному Саратову в 1665 году...
В 1705 г. Солодовников разработку и поставку эльтонской соли прекратил. Нашлись другие предприниматели, последним из них был купец Латухин, у которого по подрядам работали и новобокуровцы.

(Константин Шкода. Город Энгельс)

Так что солью край обижен не был. И об этом напоминает солонка на гербе Федоровского района. И хлеб, и соль, главное для жизни русского человека — здесь были.
Откуда же такие запасы соли у Нижней Волги? Ведь Эльтон не один, здесь много соленых водоемов. Даже проточная вода в Узенях, пока в них в 60-е годы по Саратовскому каналу не пришла волжская вода, в жару становилась солоноватой и соленой.

Ложбина Узеней отличается присутствием солончаков, хаков*** и озер с самосадочной солью.

(Самарская губерния.
Список населенных мест по сведениям 1859 г.)

Здесь в геологически недавнее время стояли воды Каспийского моря, соединенного с Аралом. Море отступило, обнажив просоленное дно, оставив соленые озера и озерца, залежи засохшей соли. Дождей же слишком мало и местность имеет слишком малый уклон, чтобы пресная вода смогла промыть местность.

Неужели все эти поля, холмы, долины и даже леса, которые уходят за Новоузенск и Николаевск [Пугачев], на север, к Оренбургу, к Самаре и за Самару, несут на себе следы также арало-каспийских образований? — Да, именно...
Стоит только внимательно посмотреть на подробную, хотя бы десятиверстную карту юго-восточной России, чтобы видеть ясные следы простирания Каспийского моря к северу — между Новоузенском и Уральском. На рельефе местности, составе почвы (озера, лиманы, солончаки), названиях урочищ, рек и речек (Солянки, Горькие) — на всем здесь отчетливо наложена печать прибрежной полосы недавнего моря.

Статья подготовлена при поддержке студии «Videoglobal». Высокое качество съемки, а также правильный угол обзора - это залог хорошей фотографии, по этой причине фотосъемкой должны заниматься профессиональные специалисты. На сайте, расположенном по адресу www.VideoGlobal.Ru, вы сможете воспользоваться услугой «выездной фотосалон» по оптимальной цене. Работники студии «Videoglobal» зарекомендовали себя профессиональными специалистами в области фотосъемки.

(П.А. Осоков. Природа//Россия.
Полное географическое описание
нашего отечества. Среднее и Нижнее
Поволжье и Заволжье)

Пограничный с Казахстаном Новоузенский район — один из самых засушливых, ведь уже в 90 км к югу лежат песчаные пустыни... Даже артезианские источники здесь соленые.

(Т.Г. Нефедова)

«Соленая» топонимика забралась даже в Правобережье Волги. По одной из версий название Старая Кулатка (юг Ульяновской области) происходит от тюркского кулат — соленая вода, соленое озерцо.

Соль земли

(тема для педагогических раздумий)

Об одной из саратовских или приграничных оренбургских или уральских Солянок с энтузиазмом рассказывал Василий Иванович Чапаев. Помните знаменитый диалог о географическом образовании:

— Учиться? Д-да! А чему они-то научат? Чему? — горячо возразил Чапаев.— Вы думаете, скажут, что делать надо?.. Поди-ка, сказали!.. Был я и сам в академии у них, два месяца болтался, как хрен во щах, а потом плюнул да опять сюда. Делать нечего там нашему брату... Один — Печкин вот, профессор есть, гладкий, как колено, — на экзамене: — Знаешь, — говорит, — Рейн-реку? А я всю германскую воевал, как же мне не знать-то? Только подумал: да што, мол, я ему отвечать стану? — Нет, дескать, не знаю. А сам-то ты, — говорю, — знаешь Солянку-реку? Он вытаращил глаза — не ждал этого, да: — Нет, — говорит, — не знаю. А што? — Значит, и спрашивать нечего... А я на этой Солянке поранен был, пять раз ее взад и вперед переходил... Што мне твой-то Рейн, на кой он черт? А на Солянке я тут должен каждую кочку знать, потому что с казаками мы воюем тут!

(Дмитрий Фурманов. Чапаев)

И не было ли своей правоты в наивности легендарного комдива? Не в своей ли земле, не в своей ли стране — соль земли? Не пора ли нам всерьез подумать о конкретности в обучении географии?


*Название Эльтон традиционно возводят к Алтын-Нор. Но в топонимическом словаре Е.М.Поспелова есть и другая ошеломительная версия — от некого Джона Эльтона, англичанина на русской службе, который занимался добычей соли в заволжских озерах.
** Возили, конечно, на более смирных волах. Но по геральдическим представлениям нехорошо помещать в эмблему кастрированное животное.
*** Хак — топкий солончак, соленая грязь.