3. БЕРЕГАКак выглядит местность и чем различаются пейзажи ее разных сторонТретий и четвертый аналитические срезы. Простейший опыт зонирования Растительность. Природные зоны.
|
Типологический подход
|
Лесов мало, а лесные символы доминируют на здешних гербах. Мы уже наблюдали аналогичное проявление типологического взгляда в Мещере и на Обском Севере с лосями и оленями (№ 11/2004, с. 11—12). Животные могут стать визитными карточками местности и в тех случаях, когда их в действительности много. А могут — и когда их совсем мало, но они — региональная экзотика, компенсация чего-то недостающего в образе, утрачиваемого. Так и здесь. Леса, никакие по северным и даже среднерусским представлениям, прямо-таки вламываются на образную карту. Потому что они — главная гордость этого северного угла саратовских земель, они — определяющий элемент идентификационного кода этих районов, они в информационном дефиците, они удивительны и страшноваты для полевых жителей (а у страха глаза велики: можно выдумать и медведя, который под Вольском давно уже не водится*). Они дарят особую эстетику утомленной степью земле.
Осень развернулась великолепная по своей цветистости.
Наши места, благодаря разнообразию лесных пород и дружной осени, обычно останавливают внимание проезжающих цветами пурпура и золота, но в этот год расцветка леса сводила с ума даже самих хлыновцев.
Допуская возможность бескорыстной эстетики в хлыновцах, мне думается также, что не последней причиной в их восторгах от осени было — отсутствие грибов, что и позволило им заприметить листву лимонно-кровавых кленов, это во-первых, а во-вторых, возвращаясь из леса с пустыми лукошками, из которых для вида непустоты торчали хвостики осенних листьев, чтоб скрыть свою неловкость перед встречными, он или она и начинали, очевидно, в этот момент сплетать восторги красоте осени — встречный сам пережил вчера на себе подобное — поддакивал, преувеличивал, отсюда и могла возникнуть легенда о сведении с ума хлыновцев на почве осенних красот...
В октябре начались ветры и бури.
Стряхнуло и размело последние листья дуба. Крутило голыми сучьями, сшибая уцелевшие гнезда...
Дров мужики навозили от вешней дележки, хвастливо уложили вдоль домов стволы подельного леса дубов и березы.(Кузьма Петров-Водкин. Хлыновск)
Дубовый лист,
|
Более 40% деревьев в саратовских лесах —
дубы. Дубравы — главный вид леса. Так что дубовые
листья на двух гербах и дикая свинья (коей и
положено находиться под дубом) верно
отражают характер зональной растительности —
широколиственные леса.
Удельный вес хвойных пород — чуть более 6%. На
гербы они не попали, но в самые северные, уже чуть
более богатые хвоей леса Старой Кулатки перед
Новым годом наведываются заготовители из
степных областей за елочками.
На реальной территории, в пределах
рассматриваемого листа образной карты, леса,
конечно, есть и южнее, и западнее. Но там они в
основном либо пойменные (составляющие как бы
атрибут степных рек и вбираемые речной
символикой — «Дол», с. 18), либо саженые —
лесополосы (и скорее нарушают, дробят образ
местности, чем его создают).
Особые искусственные леса — сады. Яблоневой
ветвью человек продвинул древесную
растительность на юг: садоводство — одна из
отраслей аграрной специализации Саратовского
района. Знамениты хвалынские сады («Хлеб», с. 6—7): золотое
яблоко на гербе Хвалынска советского времени.
Некоторые, одичавшие на склонах Хвалынских гор,
стали лесосадами (яблони там неплохо плодоносят
и при этом меньше страдают от вредителей,
поражающих культурные сады).
А что же степь? Вся степная символика прижата к
восточному и южному обрезам листа карты —
диаметрально противоположным лесу.
Вот дикие степные злаки — ковыли.
Степь, степь, солончаки, поля пшеницы,
солончаки, ковыль, полынь, степь. Зной.
Изредка побежит-побежит по земле, разбежится,
оттолкнется от земли, полетит — дрофа. Изредка
встанет межевым столбиком сурок. Изредка
продымит около дороги трактор. Изредка пройдут
верблюды. Изредка видны курганы. Степь, Заволжье,
зной. Там впереди — уже за десятками, а не
сотнями верст — земли Казахстана, Киргизия, Азия.
Безлюдье. Степь. Зной...
Над степью зной. Впереди некие минуты стоит
мираж, блекнет и растворяется в ничто.
За миражем впереди —...синий воздух, колеблющий пространства...
Там, за этими клоками солончаковой степи... — тысячи, громадные тысячи верст кочевнической Азии. — Около солончаков стоят гряды курганов, сарматские ли, скифские, монгольские — эти курганы, грядою уходящие вдаль по вершине балки. Курганы оказались аланскими...
Осенью на улицах Покровска [Энгельс] грязь по уши. Зимами над Покровском, над степью, лежат белейшие снега, проходят бураны.(Борис Пильняк. Немецкая история)
Вот пригревшаяся на припеке змея — не только представитель фауны, но и символ вечности степи.
Бьют... колокола в Марксштадте [Маркс]... На площадях... в пыльных смерчах немотствуют верблюды, утверждающие «ночь Азии» и «змеиную азийскую мудрость», змеиношеие, драконоголовые верблюды, покойные, как Азия. Над землей пятьдесят градусов жары по Реомюру.
(Борис Пильняк. Немецкая история)
Вот степной орел, парящий над открытой местностью в поисках кого бы съесть (можно, кстати, и змею — тогда получится герб Мексики), а вот привыкшее к степи копытное.
— Вот это и есть Еруслан, а вот то, — он привстал в тарантасе, — низовье степного Торгуна, о котором я тебе поведал в пути. Так вот и держитесь вдоль этого Торгуна, пока не облюбуете нужные для вас земли...
Так по весне 1850 г. начался путь Романа Горюшко вдоль безмятежно тихого Торгуна, затерявшегося в безбрежных просторах степного Заволжья...
Шел Роман Горюшко по весне, когда девственная приторгунская степь меняла свой зимний покров на буйную зелень. Шел не спеша, внимательно осматривая все, что встречалось на пути.
И чем дальше он удалялся от берегов Волги, тем все реже и реже встречались деревья, кустарники, начиналось сплошное безлесье, и тем обширнее расстилались перед ним безбрежные равнины с бесчисленной россыпью ярких соцветий разнотравья — донника, пырея, васильков и набиравшего силу чабреца. Из-под ног гостя то и дело вспархивали темно-серые куропатки, задавали стрекача перепуганные зайцы-русаки, а впереди и по обочинам дороги любопытные суслики с удивлением рассматривали пришельца. Паря в высоком поднебесье, за ним следили степные орлы. На всем пути жаворонки, словно развешанные на тонких нитях, захлебывались в радости песнопения.
Торгун — край никем не пуганной птицы, радовал душу Романа. Он был полностью поглощен всем тем, что видел. Смотрел, думал, прикидывал, щупал, примерял и опять размышлял...
В истоме вечерних сумерек Роман облюбовал на берегу Торгуна изрытый сусликами холмик, расстелил свитку и в первый раз за день прикоснулся к дорожной сумке с харчами. А потом, напоенный степным ароматом, уже в темноте, Роман погрузился в крепкий сон.
Проснулся он перед рассветом — где-то неподалеку выл волк. Вой то утихал, то повторялся. Лежа на спине, Роман прислушивался к нему и в то же время любовался красотой предрассветного мерцания в изобилии рассыпанных по небу звезд. И несмотря на то, что был одинок в степи, он не проявил ни малейшего волнения. «Мабудь волчица сбирает своих малышей. Ны быда, сбырутся», — добродушно подумал он.
Утром, сопровождаемый перепевами жаворонков, Роман пошагал дальше. Еще более чем за версту до горбатого изгиба Торгуна, перед ним всколыхнулось отдыхавшее стадо сайгаков и стремительно унеслось в степную даль. Роман восторгался увиденным.
У большой излучины Торгуна, круто повернувшей на северо-восток, Роман увидел полоску деревьев. Заспешил к ней. Вдоль берега Торгуна беспорядочно теснились вербы.
А на другом берегу раскинулась степь во всей прелести еще никем не тронутой красоты. «О, царыця небесна! Яка лозерева стэп! — воскликнул Роман. — Ривно вся в дивочем сарахване! Аж дивочим духом хватае... А це? Це по-нашему Бузлык...» Роман нечаянно взглянул на оставленный им след с примятыми цветами, растерянно засуетился, стыдливо закружил вокруг самого себя, шарил глазами в поисках стежки-дорожки, чтобы сойти с поля самоцвета. Но искал он напрасно. Ни стежек, ни дорожек, ни вытоптанных делянок здесь не водилось. Он поднял голову к висевшим над ним жаворонкам, бросил свитку, посох, виновато присел, порицая себя: «О так, прысив як перекормленный кабан задом на добро. Побачилы бы мои диткы, шо б воны мени сказалы?!»
С южной стороны показались три верховых всадника...
— Ну как! Понравилась степь?— спросил Романа ладный офицер пограничной заставы, сидевший на гнедом коне...(Георгий Килочек. Савинка на Торгуне)
Вот краснокутский и алгайский тюльпаны**.
У Арины Арсеньевой было детство, пропахшее пирогами... — и она возрастала обильно — матерью сырой-землей — как тюльпанная (только две недели по весне) степь, — кожевенница Арина Арсеньева, прекрасная женщина.
(Борис Пильняк. Мать сыра-земля)
Здесь, на востоке — бо'льшая континентальность климата. Лето жарче, а зима холоднее, чем в западной части области. Летняя засушливость, ураганной силы зимние ветры (мятущийся ковыль Перелюба, крутящиеся крылья мельницы Питерки) препятствуют распространению леса.
Хотя отроги Уральского хребта, проходящие в северной части... отчасти защищают от суровых ветров Сибири; хотя юг губернии открыт для влияния жаров, приносящихся из котловины Арало-Каспийской, тем не менее, как горные высоты не преграждают совершенно стремления зимних бурь, так и зной юга в степях Новоузенскаго и Николаевскаго уездов***, доходя в летнюю пору до высших степеней термометра, не в состоянии умерять зимнюю стужу и холода переходных времен года весны и осени.
(Самарская губерния. Список населенных мест.
По сведениям 1859 года)
Здесь другой рельеф (особенности поверхности
вы проанализируете с учениками в разделе «Шиханы
и сырты», с. 19—21). Здесь много дольше, чем на
западе, держались горько-соленые воды Каспия. Ну
и человек со своим скотом (овца Алгая) и плугом
(Новоузенск), конечно, постарался.
С отрогов Синих гор в Озинский район стекает
речка с красноречивым названием Голенькая.
Местность открыта, она совсем другая, чем запад,
чувствующий на себе ласкающие языки леса. Как
диссонирует колоритно-праздничное описание
хвалынского леса у Петрова-Водкина (с. 6—7) с
нижеследующими блиц-характеристиками
саратовской степи:
Степь к осени блекнет сразу, сразу заволакивается степь просторною серой тоской.
(Борис Пильняк. Мать сыра-земля)
Так... и ехали до самой окраины Алгая. Степная снежная пустыня однообразна и скучна. В прошедшие теплые дни бугорки оплешивились было до самой земли, а теперь и их занесло; всю степь позавеяло, схрустнуло морозом.
(Дмитрий Фурманов. Чапаев)
Два разных, контрастирующих саратовских образа — сохраняющего леса и наливные плоды запада и сухо-степного голого востока — вызвали к жизни творчество известного художника Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878—1968). Все свои автобиографии Кузнецов начинал неизменно со слов «Родился в Саратове, в семье садоводов...».
Себя я помню с трехлетнего возраста, с тех пор, когда я впервые увидел восходящее солнце весной, при переезде моей семьи в цветущие сады. На озаренном зелено-фиолетовом небе показалось золотое солнце, отражаясь в весенних водах гигантского пространства Волги...
(Павел Кузнецов. Воспоминания)
Из садов, с саратовской Соколовой горы художник видел восток, безлесный, открытый. И из этих наблюдений рождалось ощущение небывалой еще свободы. Так рождался замысел картин прославившей художника «Киргизской**** сюиты».
С Соколовой горы... я наблюдал Волгу, ее могучее течение и бесконечные просторы ее степей, начинающихся с противоположного берега. И эти таинственные дали неудержимо влекли меня изведать, что за природа скрывается там, что за народ ее населяет... Желание было столь велико, что я, наконец, взяв с собой брата, переправился через Волгу и, сев в поезд, доехал до станции Таловка*****, пересел в телегу и углубился на сто пятьдесят верст вглубь степей...
Против города Саратова, в котором я родился и где до сего дня живет моя мать, мой брат... и мой друг, раскрывается громадное воздушно-степное пространство, не мешающее мысли и взгляду человека пролетать бесконечные дали, нестись к горизонтам, утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания.(Павел Кузнецов. Воспоминания)
Ковыль - создатель почв
|
В сознании саратовца — два конкурирующих
ландшафта. Пусть ваши школьники вслед за
художником Павлом Кузнецовым найдут и попробуют
разграничить на листе образной карты облесенную
территорию и степь. Выполняя эту работу, они
обнаружат, что между саратовскими лесами и
участками естественной степи лежит широкая
полоса символов степи культурной («Хлеб», с. 4).
Следует, конечно, пояснить детям, что вся
территория, отраженная на этом листе образной
карты, — пашенная, хлебная. Но северо-западный
сегмент выделяется бо'льшей, очень заметной
среди голых земель, лесной одеждой. Срединная
меридиональная полоса — особенно
зерноводческая, торжествующе-зерноводческая. А
восточные и южные окраины — и из-за большей
сухости, из-за отдаленности от основной полосы
расселения — отличаются сравнительно высокой
долей земель, избежавших плуга (подрывающегося
под новоузенский ковыль) или распаханных
прежде, но пущенных теперь под залежь.
При зонировании территории отыщется и еще одна
меридиональная полоса — и не хлебно-степная, и не
плодово-лесная. Об этой полосе можно было бы
сказать «ни рыба ни мясо», если бы она не была
маркирована на образной карте именно рыбой.
По драгоценно-рыбным (стерляди), судовым (ладья),
портовым (якорь) и собственно речным (волны)
гербам ваши школьники без труда прочертят по
образной карте траекторию Волги. И поймут, что
именно ее долина (дол) разделяет «лесную» и
степную земли, служит природно-хозяйственным
рубежом.
По рыбкам помельче (костлявый ерш — не
стерлядь) и околоводным птичкам помельче
(голенастый коростель, бегун по густой траве,
— не летящий гусь Маркса), по узеньким волнистым
перевязям и лентам самые способные и всерьез
интересующиеся своей Родиной дети отыщут и
прорисуют на образной карте последние волжские
притоки — Большой Иргиз и Караман, а также
теряющиеся в пустыне Узени. Все необходимое для
выполнения этих работ дано на с. 18.
* Появление медведя на старинном
гербе Вольска, подозреваю, — результат
недоразумения. Столичные герольдмейстеры иногда
ленились (а иногда, как и авторы наших учебников
по географии России, — оказывались недостаточно
способными) выискивать подлинную специфику
местности. Тогда они сочиняли герб, в котором
формально обыгрывали название города (так
называемый гласный герб). Так для Вольска могли
запросто, недолго думая, нарисовать волка. Лишь
потом могли разобраться, что название «Вольск» —
не от волка, а от Волги (Волгск), могли получить и
отрицательную реакцию горожан: ведь, что ни
говори, волк в русской традиции — скорее
негативно окрашенный символ. Чтобы подправить
ситуацию и сохранить лицо, герольдмейстерская
контора могла обратить волка в медведя.
Правдоподобности этой версии придает
аналогичный случай со старинным гербом пермской
Осы (№ 4/2004): пчелиные ульи на нем — явно
результат преобразования первоначально
придуманных осиных гнезд во что-то менее обидное
для граждан.
** Вспомним и о красавцах-тюльпанах,
цветущих на гербе Волоконовского района
Белгородской области примерно под теми же
широтами (№ 44/2003, с. 7).
*** В Николаевский уезд входила почти вся
северная, а в Новоузенский — вся южная часть
нынешнего Саратовского Левобережья.
**** То есть казахской. Казахов еще совсем
недавно называли киргизами.
***** У границы Алгайского района
Саратовской области и Западно-Казахстанской
(Уральской) области Казахстана.