Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2004

Образная карта России. Среднерусское Черноземье (запад)


5. ШИХАНЫ И СЫРТЫ

Велики ли здесь перепады высот

Шестой аналитический срез.
Усиление зональных характеристик, сделанных в разделе 4

Рельеф. Возвышенности.
Низменности. Склоны. Закон Бэра

Карта

Мы, географы, редко бываем достаточно умны, чтобы вразумительно объяснить ученикам природу силы Кориолиса. Но, чтобы осуществить очередной аналитический срез образной карты, можно обойтись и без этого. Достаточно лишь знать одно частное проявление этой силы — закон Бэра.

Общей причиной... резкой противуположности берегов Волги, как и всех вообще рек... Северного полушария, текущих в меридиональном направлении, служит, по известному закону Бэра, общая космическая причина вращения Земли. Отклоняясь вправо, Волга, как и другие меридиональные реки (Урал, Дон, Днепр), энергичнее размывает правый берег, а размывая его и унося отмытые части к другому берегу или по течению вниз, она мало-помалу перемещается в сторону этого правого берега и достигает таких высот, которые способны оказывать наибольшее сопротивление размыву.

(П.А. Осоков. Природа//Россия.
Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье)

В пределах рассматриваемой территории Волга давно нашла такие, способные к упорному сопротивлению высоты, прижалась к ним и методично их точит. Это Приволжская возвышенность*, крутым восточным, подмытым склоном обрывающаяся к долине реки. Изрезанный оврагами и долинами притоков этот правый берег Волги приобрел характер отдельных «гор».

Справа — огромная масса поднятой, вздыбленной земли. А глянешь вперед — Волга словно разжимает что-то в груди, распахивает взор и такой ударит свежестью, будто ты сам «вышиб дно и вышел вон»!

(К.В. Шилов. Борисов-Мусатов)

Многие «горы», окатанные временем, имеют правильные сферические очертания вершин. В этих местах их именуют шиханами. Два явных проявления Приволжской возвышенности, шиханами нависшей над Волгой, школьники найдут самостоятельно — на гербах Воскресенского района и города, который так и именуется Шиханы.

Хлыновск расположен на скате плоскогорья, спускающегося к Волге, и окружен амфитеатром меловых и песчаных гор, густо заросших строевой и мачтовой сосной, со сверкающими среди леса просветами меловых оголений.
На севере вдвинулся в Волгу Федоровский бугор, от него по окружности к югу: Таши — оголенная меловая глыба, изъеденная труднейшей по подъему дорогой Сызранского тракта. Дальше — Богданиха, с дорогой через нее по уезду и на Кузнецк; еще южнее Четырнадцать Братцев — горы...

(Кузьма Петров-Водкин)

Еще один герб, позволяющий нам диагностировать Приволжскую возвышенность, вам придется школьникам подсказать. Горы на нем не слишком впечатляющие, но зато четко выделяются цветом. Видите горизонтальную белую полосочку Старой Кулатки? Это мел, обнаженный в размытом склоне холма, или, по местному, вопреки школьному учебнику, горы'. Приволжская возвышенность — результат древнего тектонического поднятия былого морского дна. Здесь много известняка, мела, мергеля, опок — пород, образовавшихся в результате длительного накопления ракушек и скелетов морских организмов. И лежат они очень близко к поверхности.

Лето мы провели на даче в деревне Подлесное, Хвалынского уезда, куда в сосновые и липовые леса увез я казавшееся мне чрезвычайно почетным звание гимназиста. Это звание я гордо нес на вершины хвалынских меловых гор, в ущелья Теремшаня и густые малинники, куда мы тихонько забирались.

(Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания)

В Кулатке — лишь небольшое производство по добыче мела и пилению школьных мелков. Несравнимо более мощный узел добычи и использования этих древних даров моря — в Вольске — городе, где работают три (!) цементных завода; старейший, Глухоозерский (он же «Большевик») — с 1898 г. Смотришь на лежащего вольского медведя и думаешь, право, — уж не шихан ли это, не меловая ли гора? Но если так, почему эта меловая медведь-гора — не белая**? Попробуй остаться белым рядом с тремя цементными заводами. Вольск — один из самых загрязненных городов Поволжья. «Местные пейзажи, — пишет автор сайта «Твой Вольск», — имеют исключительно серый оттенок».
Вообще же горы Приволжской возвышенности красивы. И недаром они овеяны легендами, недаром носят «одушевленные» названия — Девичьи (против Балакова), Змеевы (над Воскресенским), Ахмат (ниже Саратова). В самом же Саратове возвышается известная всем горожанам Соколовая гора, некогда любимая художниками.

Приросли некогда к городу бескрайние речные и заволжские пространства, какие только вмещал окрест, с высокой кручи Соколовой горы, изумленно распахнутый взор... Сколько раз сюда ни взберись по желтовато-сыпучим склонам, захлебнешься ветром, радостью и волей, оставив под собой тучи голубей над всеми крышами... охватишь в синеве, слева, потекшее к югу расплавленное серебро Волги.

(К.В. Шилов. Борисов-Мусатов)

Художник Павел Кузнецов вспоминал о «свирепой летней работе в цветущих садах» на Соколовой горе, «месте, замечательном по красоте огромных холмов».
«Я дошел до бреда от красоты», — писал он из Саратова.
Самая же знаменитая саратовская «гора» — утес Степана Разина, расположенный на крайнем юге области, там, где Волга, завершив крутой поворот, уходит в волгоградские пределы. Утес возвышается у села Белогорское (чувствуете меловой вкус Старой Кулатки, тянущийся Приволжской возвышенностью с севера на юг?).

На вершине его не растет ничего,
Там лишь ветер свободный гуляет...
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался...

И поныне стоит тот утес, и хранит
Он заветные думы Степана...
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана.

(Народное переложение песни
на стихи Александра Навроцкого)

По мере продвижения к югу, к Каспию, высоты убывают. И хотя крутояры и в районе Камышина еще значительны, все-таки подчеркнуто равнинный, долинный герб города уже ими не гордится.
Контрастом по отношению к правому берегу смотрится левый — низменный. Это территория так называемой Сыртовой (то есть водораздельной: Волги и Урала) равнины, а южнее — Прикаспийской низменности. Вот как описывает рельеф Левобережья энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Уезды Николаевский [Николаевск — ныне Пугачев] и Новоузенский... представляют однообразную степь, очень мало поднятую над ур. моря и до того ровную, что во многих местах, особенно по течению рек (в Новоузенском уезде), она почти совершенно близка к горизонтальной плоскости, так что стрелка чувствительного анероида на протяжении 15—20 верст не передвигается на 1 миллиметр, что соответствует превышению или падению местности на 4 сажени [8,5 м].

Такую, плоскую, нивелированную равнину ваши ученики найдут под копытами косули в Ивантеевке. По этой заснеженной равнине ехал восемьдесят лет назад иваново-вознесенский комиссар, впоследствии писатель, которого изучали во всех школах СССР, к дивизии командира, имя которого станет легендой.

— Как ты село-то называл?
— Ивантеевка будет...
— А с Ивантеевки до Пугачева — далеко?

(Дмитрий Фурманов. Чапаев)

По этой равнине текут Иргизы (лента Большого Иргиза на гербе Пугачевского района), Караман (перевязь в Советском районе), Узени (ерш Ершова в истоках Малого Узеня и перевязь Большого Узеня в Алгае). А на самом юге — не замеченные еще геральдикой Еруслан с Торгуном. Текут, петляя (особенно Большой Иргиз). Ведь ничто в рельефе не ограничивает свободы меандрирования. Лишь немногие возвышения над плоской степью оживляют ландшафт. Такова, например, заблудившаяся в плоском Левобережье гора Три Мара (Три Брата).

Память знает эти медовые пряники с горькой миндалиной посреди, — память хранит те медовые дни, как мед мне, пришедшему, в сущности, со всяческих Иргизов. Там степь, Заволжье уперлось — не в Волгу, а в Трех Братьев, которые в географии, кажется, являют собой кусочек Ергеней. Волга узка и пустынна, хоть и нижний здесь начинается плес. Река Караман опоясала Катринштадт [Маркс].

(Борис Пильняк. Три брата)

Восточнее, ближе к водораздельной линии Волга—Урал, плоская равнина переходит опять в «горы» — Синие горы Общего Сырта. Это граница с Казахстаном (герб Озинок).


* Название «Приволжская» несколько вводит в заблуждение. Вернее, конечно, было бы назвать не возвышенность Приволжской, а Волгу здесь — Привозвышенной. Ведь не возвышенность пришла к Волге, а наоборот, — Волга, избирая тысячелетиями русло, подступила к возвышенности и в нее уперлась. Но человек называет места не так, как правильно по естественной истории, а по важнейшим для него ориентирам. Волга же для русских людей — главный объект на Русской равнине, остальное пляшет от нее. Также и в преподавании географии детям — важно ухватить главное, индивидуализирующе-портретное для местности. И от него уже плясать, насколько достанет учебного времени. И не важно, если рассказ о сельском хозяйстве или достопримечательностях какого-то района пойдет раньше рассказа о рельефе и климате.
** Некоторые горы на Приволжской возвышенности, где проглядывают слои белоснежного мела, носят название Беленькая.