Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2004

Предмет


Нельзя сокращать часы
на изучение географии

Учителя географии Ульяновской области обеспокоены предстоящим сокращением учебных часов на изучение географии в школе. Это предстоит именно тогда, когда Россия стала объектом территориальных притязаний чуть ли не по всему периметру своих новых границ, когда происходит растаскивание природных ресурсов.
В 1991 г. СССР в одночасье распался на 15 независимых государств. Ни вооруженные силы, ни органы госбезопасности не сумели сохранить территориальную целостность государства. Победили силы, геополитически мыслящие в пользу Запада, которые, видимо, хорошо понимали, что геополитика есть географическое сознание государства.
Показательно изменение взглядов на преподавание географии в США. До недавнего времени география в школах этой страны не изучалась как отдельный предмет, а входила как составная часть в гуманитарный или естественнонаучный циклы. Принятые в 1993 г. географические стандарты изменили этот подход. В них поставлена цель сформировать у учащихся составляющую часть общей культуры человека. А в России мы опять готовы разрушить «до основанья...»
Мы считаем, что география — и только география — несет почетную обязанность через знания показать огромное разнообразие и единство мира.
Сейчас на карте появилось много горячих точек, искусственно вытесняется население с Дальнего Востока и Севера.
В каждом из этих событий просматривается неразрывное переплетение взаимосвязей между людьми, пространством и территорией. Интеграционные и синтетические возможности географии в решении этих проблем безграничны. Картографическая грамотность, которая формируется при изучении географии определяет эффективность хозяйственных решений, успех научных исследований, решение разного рода конфликтных ситуаций, предупреждение неблагоприятных явлений.
Нельзя сокращать часы на изучение географии лишь на основе того, что географию не сдают на вступительных экзаменах. Только таким практицизмом нельзя руководствоваться при составлении учебного плана. Интересы государства должны быть выше.

В.В. КАМАЛЕТДИНОВ,
учитель с 20-летним стажем
г. Ульяновск