Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2004

Досье


Глобализация в планах
Министерства энергетики США

Ю.О. СЕРДЮК
заместитель начальника
кафедры геополитики
Военного университета
Министерства обороны РФ

Нью-Йорк. Уолл-стрит. Биржа
Нью-Йорк. Уолл-стрит. Биржа

Ограниченные запасы собственного сырья, постоянно возрастающие объемы внутреннего потребления, высокая себестоимость продукции добывающей промышленности вынуждают американские компании закупать полезные ископаемые за пределами своей национальной территории. На сегодняшний день обрабатывающая промышленность США получает из-за рубежа более 100 видов сырья, отсутствующего или же имеющегося на территории страны в недостаточном количестве. Любое уменьшение, а тем более прекращение поставок этих минеральных ресурсов может негативно воздействовать на экономику Соединенных Штатов.
Цены на сырье во многом зависят от условий, способов и объемов добычи полезных ископаемых. Политическая и экономическая нестабильность в отдельных регионах земного шара, продолжающиеся войны и вооруженные конфликты, противоречия между развитыми и развивающимися странами — основными мировыми поставщиками сырья — влияют на уровень цен на полезные ископаемые, увеличивая себестоимость продукции (а стало быть, сокращая прибыль1) ведущих корпораций США и других мировых держав.
Защита интересов национального производителя — краеугольный камень американской внешней и внутренней политики. Одним из основных понятий внешней политики США на протяжении последних десятилетий стало словосочетание «зона жизненно важных интересов США». Такая зона охватывает сегодня обширные территории суши и морские акватории десятков стран мира. Все более расширяющееся географическое пространство зоны стратегических интересов США объясняют при помощи концепции «взаимовыгодной глобализации», обеспечивающей США непрерывный доступ к полезным ископаемым развивающихся стран в обмен на поддержку политических режимов и олигархов отдельных государств, выступающих с проамериканских позиций и защищающих интересы американских монополий во всем мире. Таким образом США создают каркас нового мирового экономического порядка, обеспечивающего Америке центральное место в международной системе экономических связей современного мира. Угрозы национальным интересам США2 нейтрализуются путем создания многосторонних коалиций различных государств, целью которых объявляется объединение усилий в борьбе с общим врагом; в результате подобного объединения, по мнению американских политиков, достигается региональная стабильность.
Как определяют американские аналитики, конечной целью глобализации является закрепление лидирующей роли США. Практически эта цель осуществляется путем присутствия в отдельных регионах или наблюдения за «контрольными точками», а также создания и поддержания проамериканских режимов в различных странах.
В качестве примера зависимости США от импорта сырья рассмотрим ситуацию с обеспечением страны нефтью. В настоящий момент более половины потребностей экономики Соединенных Штатов в нефти и нефтепродуктах удовлетворяется за счет поставок из-за рубежа.3 Зависимость США от импорта нефти носит устойчивый и необратимый характер.
Основные направления американской геополитики, определенной современным пониманием глобализации, можно представить себе, проанализировав суть введенных Министерством энергетики США понятий: энергосырьевые регионы мира, требующие внимания, и контрольные пункты транзита нефти. Данные словосочетания используются аналитическими группами Министерства энергетики при сборе и анализе разведывательной информации о военно-политической обстановке и экономической ситуации в целых регионах и отдельных государствах. Хотелось бы напомнить читателям, что практически все министерства и ведомства США, а также огромное количество частных структур в этой стране заняты сбором и анализом сведений о зарубежных странах, информация о которых, по мнению американского военно-политического руководства, представляет интерес для защиты национальной безопасности государства.
Итак, рассмотрим суть содержания приведенных выше терминов.

Статья опубликована при поддержке учебного центра "Стройакадемия", в котором персонал Вашей компании, работающий с электрооборудованием высокого напряжения и электроустановками, может пройти обучение и получить допуск по электробезопасности - документ, подтверждающий знания специалистом правил и норм работы с электроустановками. Купить удостоверение по электробезопасности в "Стройакадемии" очень просто: Вы можете подать заявку в электронном виде прямо на портале stroyakademia.com или связаться с менеджерами учебного центра по телефону, указанному на сайте. Опытные консультанты ответят на все Ваша вопросы, а также подробно расскажут об услугах, оказываемых компанией, и познакомят с расценками.

Энергосырьевые регионы мира,
требующие внимания
(World Energy Areas to Watch — WEAW)

Добыча нефти в Техасе
Добыча нефти в Техасе

По мнению американских геополитиков — это наиболее продуктивные районы размещения месторождений углеводородов, включающие предприятия по добыче, переработке и основные элементы транспортной инфраструктуры. К моменту оккупации Ирака США (год назад) Министерство энергетики включало в список таких регионов 11 стран (Алжир, Ливия, Судан, Нигерия, Ангола, Ирак, Иран, Индонезия, Венесуэла, Колумбия и Эквадор), а также территорию всего Каспийского бассейна. Большинство из перечисленных государств являются членами ОПЕК. Эти страны можно отнести к числу наиболее проблемных районов земного шара, находящихся в точках пересечения геополитических векторов и стратегических интересов ведущих государств мира. Защита национальных интересов США в подобных регионах — приоритетная задача внешнеполитической стратегии Американского государства.
Основными критериями для определения проблемных регионов являлось, во-первых, наличие там крупнейших освоенных или разведанных месторождений дешевого углеводородного топлива, пригодного для поставок на американский рынок, а во-вторых, наличие там политических и военных конфликтов, экономических и технических проблем, препятствующих экспорту добываемого топливного сырья в США. Общие разведанные запасы нефти в этих ключевых для США регионах к началу 2001 г. превышали 36,5 млрд т (более 270 млрд  баррелей), газа — 47,6 трлн м3. Опасность международной нестабильности в этих регионах и продолжающиеся там гражданские войны самым негативным образом влияют на объемы поставок нефти в США. Наибольшее снижение объемов поставок сырой нефти в США отмечалось четырежды: во время и после окончания арабо-израильской войны 1973 г. (2,6 млн баррелей); в 1978—1979 гг. из-за революции в Иране (3,5 млн баррелей); в 1980 г. в начале ирано-иракской войны (на 3,3 млн баррелей); в 1990—1991 гг. из-за вторжения иракских войск в Кувейт и последовавшей за ним «Бури в пустыне» (на 4,6 млн баррелей в сутки). Оккупация Ирака в 2003—2004 гг. также, уже в пятый раз, повлияла на мировые объемы поставок нефти в США и резкий скачок цен на нефть.
Рассматривая энергосырьевые регионы мира, попавшие в зону «жизненно важных интересов» США, следует дать краткую информацию по каждой из включенных в эту зону стран:
Ирак — разведанных запасов нефти (1,7 млрд т) и природного газа (3,1 трлн м3), по мнению западных источников, при сохранении существовавших в 2002 г. объемов добычи должно было хватить на 125 лет. Реальной угрозой интересам американских нефтяных корпораций являлись заключенные руководством довоенного Ирака контракты на освоение нефтегазовых месторождений при участии российских, французских и китайских энергетических компаний на сумму более 4 млрд  долларов. Осуществлявшаяся в период между 1991 и 2003 гг. программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие» обеспечивала США ежедневный объем поставок до 1 млн баррелей (50% объемов иракского нефтяного экспорта). Как оказалось, США претендовали на бо'льшие поставки, которые, как сегодня считают в администрации Буша, должны главным образом осуществляться через американо-британские нефтяные корпорации.
Иран — самая богатая страна WEAW, обладающая крупнейшими запасами углеводородных источников (разведано 12,1 млрд т нефти и 23 трлн м3 газа). Из-за продолжающихся американо-иранских противоречий США практически не контролируют поступление нефти из этой страны (ежедневно из Ирана на мировой рынок поставляется около 2,7 млн баррелей). Соединенные Штаты выступают за продолжение экономических санкций, введенных против Ирана после исламской революции и захвата сотрудников американского посольства в 1979 г. Вместе с тем американские нефтедобывающие корпорации заинтересованы в освоении иранских нефтегазовых месторождений. Одновременно США не исключают применения военной силы против этого причисленного к «оси зла» исламского государства.
Венесуэла — обладательница крупнейших месторождений нефти4 в Западном полушарии (разведанные запасы —10,5 млрд т) и газа (разведано 4,2 трлн м3). Эта страна обеспечивает объем ежедневных поставок в США до 1,5 млн баррелей (из 2,6 млн, предназначенных на экспорт). Доход от продажи нефти обеспечивает до 3/4 экспортных поступлений Венесуэлы и около половины дохода бюджета страны. Приход в 2000 г. к власти левого правительства под руководством президента Уго Чавеса положил предел безраздельному господству американских монополий на нефтяном рынке Венесуэлы. Усиление государственного контроля за добычей полезных ископаемых снизило прибыли американских компаний, получавших до этого львиную долю доходов от экспорта венесуэльской нефти. Как представляется, именно американские монополии, поддерживаемые правительством США, имеют непосредственное отношение к попытке военного переворота 2002 г. и продолжающимся и по сей день антиправительственным выступлениям в этой стране.
Ливия — на ее долю приходится 4 млрд т разведанных запасов нефти и 1,3 трлн м3 природного газа. На протяжении почти двух десятилетий эта страна страдала от введенных против нее США и их западными союзниками санкций. До введения экономических санкций в Ливии вели добычу семь крупнейших американских нефтяных компаний, которые были вынуждены свернуть свою работу после взрыва ливийскими спецслужбами американского «Боинга» в 1988 г. Нынешний ежедневный объем добычи нефти (около 1,4 млн баррелей) может быть значительно увеличен путем привлечения западных корпораций. Американские нефтяники уже потирают руки в ожидании, когда Каддафи откроет ливийский рынок для Запада.
Нигерия — разведанные запасы нефти — 3 млрд т, природного газа — около 3,5 трлн м3. Половина национального экспорта нефти (около 1  млн баррелей в сутки) поступает в США. Экспорт нефти обеспечивает до 95% национального дохода этой западноафриканской страны. Основные проблемы нигерийского экспорта нефти — продолжающиеся там межэтнический и религиозный конфликты, действия преступных группировок, зарабатывающих деньги на воровстве нефтепродуктов, продолжающемся даже после введения в этой стране смертной казни в качестве наказания за повреждение скважин и нефтепроводов. Сегодня объем нигерийской нефтяной контрабанды оценивается в 300 тыс. баррелей в сутки.
Ангола обладает крупнейшими в Южной Африке запасами углеводородов (0,7 млрд т нефти и 0,1 трлн м3 природного газа). По объемам поставок нефти в США Ангола уступает Нигерии (48% из 800 тыс. баррелей ежедневного экспорта идет на американский рынок). Главной угрозой стабильным поставкам нефти в США является продолжающийся внутренний конфликт. Несмотря на завершившуюся гражданскую войну, отдельные группы из состава оппозиционной партии УНИТА и сепаратистское движение «Фронт освобождения Кабинды» продолжают разрушать оборудование нефтедобывающих предприятий и убивать иностранных специалистов, восстанавливающих нефтяную промышленность страны.
Индонезия владеет 0,7 млрд т разведанной нефти и 2,6 трлн м3 природного газа. Из ежедневно экспортируемых 428 тыс. баррелей сырой нефти только 10—15% приходится на США, что, безусловно, не очень устраивает американцев. Увеличение американской квоты в экспорте индонезийской нефти напрямую связано с усилением роли США в Юго-Восточной Азии, где экономические интересы американцев сталкиваются с японскими и китайскими региональными амбициями. Увеличению объемов добычи нефти и газа в Индонезии препятствуют конфликты между христианской и мусульманской общинами, вооруженные выступления сепаратистов в основных добывающих регионах страны (Суматра, Калимантан).
Эквадор, располагая 0,3 млрд т разведанной нефти и 0,1 трлн м3 природного газа, сталкивается с большими трудностями по добыче и обеспечению безопасного экс-порта нефтепродуктов. Из ежедневно добываемых там 415 тыс. баррелей 2/3 предназначены на экспорт. Единственный в Эквадоре экспортный нефтепровод «Соте» 3—4 раза в год подрывается бойцами левых террористических групп, таким образом протестующих против американского засилья в национальной нефтедобыче. Разработкам, проводящимся в наиболее перспективном нефтеносном районе страны Ориенте, противодействуют местные индейские племена, борющиеся с властями за сохранение своей среды обитания.
Колумбия (0,2 млрд т разведанной нефти и 0,1 трлн м3 газа) экспортирует до 600 тыс. баррелей нефти ежедневно, из них до 70% — в США. Основные проблемы этой страны обусловлены продолжающейся более 30 лет гражданской войной, связанной с ней разрухой и преступной деятельностью мафиозных групп, специализирующихся на торговле наркотиками и оружием. Наведение порядка в нефтедобывающей отрасли страны и увеличение поставок нефти и газа в США зависят от миротворческих усилий правительства.
Судан, имеющий разведанные запасы нефти около 35,2 млн т и 0,1 трлн м3 природного газа, охвачен гражданской войной. Государственные объекты нефтедобычи и нефтепроводы повстанческая Армия освобождения суданского народа объявила приоритетными военными целями, подлежащими разрушению. После введения против Судана американских экономических санкций в 1997 г. правительство этой африканской страны привлекает для освоения нефтегазовых месторождений помощь канадских, арабских и европейских компаний. Как считают американские нефтедобытчики, отмена санкций и возвращение на суданский рынок американцев позволило бы увеличить ежедневные объемы добычи нефти с нынешних 200 тыс. баррелей до 300—350 тыс. баррелей.
Каспийский бассейн представляет собой один из основных энергосырьевых регионов современного мира. Разведанные запасы нефти приближаются к 4,5 млрд т, а природного газа — около 5,2 трлн м3. Приблизительно 70% сырья из ежедневно добываемых там 1,3 млн баррелей предназначено на экспорт. Стремясь к контролю над мировыми энергетическими рынками, США не могут не отдавать себе отчета в том, что нефтеносные районы Закавказья и Средней Азии — это новые рынки, открывшиеся для конкурентной борьбы между ведущими нефтегазовыми монополиями всего мира. В борьбу за каспийские нефть и газ вовлечены также российские корпорации, имеющие тесные связи с местной политической элитой. Сегодня США только вступают в борьбу за нефть и газ с шельфа Каспийского моря. На кону слишком большая ставка, чтобы ожидать от американцев честной игры. Одним из условий победы Америки в этой борьбе станет выдавливание России из постсоветского пространства. Проиграв на Западе, политическое руководство России должно сегодня обратить внимание на другие направления, в том числе на Каспий, Закавказье и Среднюю Азию.

Контрольные пункты транзита нефти
(World Oil Transit Checkpoints — WOTC)

Нефтяной терминал американской компании «Тексако» в порту Аспропиргос (Греция)

Нефтяной терминал
американской компании «Тексако»
в порту Аспропиргос (Греция)

Это небольшие по протяженности, но наиболее уязвимые в военном плане участки транзитных путей доставки в США нефти и других энергоносителей, которые могут быть легко выведены из строя или блокированы враждебными этой стране силами. К ним относятся морские проливы, каналы, порты, располагающие крупными нефтеналивными терминалами. Министерство энергетики США выделяет 11 важнейших для своей национальной безопасности участков международных транзитных путей доставки энергетического сырья. К ним относятся проливы Босфор, Ормузский, Баб-эль-Мандебский, Малакский и Восточно-Азиатские океанические проливы; Суэцкий и Панамский каналы; а также 4 нефтеналивных терминала, обслуживающих экспорт российской неф ти — Вентспилс (Балтийское море), Одесса, Туапсе и Новороссийск (Черное море).
Критериями включения того или иного объекта в этот список являются для американских стратегов заключения военных специалистов, подтверждающих высокую степень уязвимости отдельных участков путей транзита нефти и газа из-за возможных природных или техногенных катаклизмов, террористических актов, военных действий или их последствий. Подобные предсказания подтверждаются расчетами экономистов, позволяющими определить финансовые потери США и других стран в случае кратковременного закрытия транспортных артерий, проходящих в указанных районах. Важнейшим показателем, определяющим значение того или иного транзитного пункта, является ориентировочная стоимость барреля нефти в случае краткосрочного или длительного блокирования путей поставок топлива. Увеличение расходов на транспортировку автоматически отражается на цене нефтепродуктов. За время закрытия Суэцкого канала в период арабо-израильского вооруженного противостояния 60—70-х годов прошлого века цены только на фрахт танкеров выросли в 5 раз. Направление транзитных потоков в обход традиционных путей перевозки нефти и газа может также повлиять на безопасность мореплавания и усиление нагрузки на оставшуюся транспортную инфраструктуру.
Стоит отметить, что 5 из 11 объектов транспортной инфраструктуры, указанных американскими специалистами, напрямую связаны с устойчивостью российских экспортных возможностей.
К таковым относятся зона Черноморских проливов — Босфор и Дарданеллы, а также черноморские и балтийские экспортные терминалы — Новороссийск, Туапсе (Россия), Одесса (Украина) и Вентспилс (Латвия).
Сегодня уже не секрет, что современная Россия живет за счет экспорта сырья и природных ресурсов. Только 7% стоимости экспорта нашей страны приходится на продукцию высоких технологий. Нефть и газ — это устойчивый и практически единственный источник твердых валютных поступлений в бюджет страны. Оценивая экспортные возможности России, американские специалисты приходят к неутешительным для нас выводам. Во-первых, имеющиеся в распоряжении России терминалы в портах Новороссийск и Туапсе используются сегодня на пределах своих технических возможностей. Во-вторых, три из пяти названных контрольных пунктов находятся за пределами России, что ставит нашу страну в зависимость от политических приоритетов соседних государств (особенной политической непредсказуемостью сегодня отличается Украина). В-третьих, через указанные пункты осуществляется экспорт нефтепродуктов, предназначенных для покупателей российского сырья из европейских стран, а для американского сырьевого рынка практически не остается никаких резервов в существующей в России экспортной инфраструктуре. В-четвертых — и для военной безопасности нашего государства это условие может стать определяющим, — почти половина наиболее уязвимых маршрутов мирового транзита нефти приходится на долю российских экспортных путей.
Вывод напрашивается сам. Для обеспечения безопасности и устойчивости российского экономического развития Россия должна, во-первых, переориентироваться в своем экспорте с сырьевых источников на продукцию высокотехнологичного производства. Во-вторых, развивать собственную транспортную инфраструктуру. И в-третьих, уделять больше внимания безопасности существующих стратегических участков международных транзитных путей, для чего каждая мировая держава создает вооруженные силы и готовит к действиям на удалении от своих берегов военно-морской флот.

***

Глобализация по-американски — это практические шаги военно-политического руководства США и их ближайших союзников с целью передела мира и усиления влияния в соответствии с новой международной «табелью о рангах». Война против Ирака — наглядный пример того, что для достижения своих целей США и их союзники готовы на любые меры воздействия на противника. Ирак, еще 15 лет тому назад отнесенный американскими аналитиками к энергосырьевым регионам мира, требующим особого внимания, стал практическим полигоном для отработки набора методов управления другим субъектом международного права — независимым государством.
Определяя состав зон своих национальных интересов, включая ту или иную страну в число энергосырьевых регионов мира, требующих особого внимания, США готовятся к проведению силовых акций далеко за пределами своей территории. Однако, как показывает изучение международного опыта США, одних только силовых операций для достижения задач внешней политики обычно бывает недостаточно. Для каждого из регионов в различных государственных ведомствах США готовятся комплексные планы, согласуемые между собой по времени и задействованным в них силам и средствам. Подобные планы включают набор разнообразных санкций, политических действий, направленных на борьбу со своими противниками, а также меры поддержки местных проамериканских лидеров, оказание им экономической и военной помощи.
Американский принцип поддержания необходимого баланса многосторонних национальных интересов в различных регионах земного шара преследует главную цель американской политической философии — обеспечение набора необходимых условий для процветания нации. При этом практичный американский ум не заботится мыслью о том, что подобные условия обеспечиваются за счет других народов, ухудшения их материальных условий и истощения природных ресурсов. По мнению американских политиков, эта проблема США пока не касается.
И еще мы видим, что интересы американских монополий все ближе и ближе переплетаются с интересами отдельных российских предпринимателей, сколотивших свои состояния на разграблении природных ресурсов страны. Не имея возможности для установления прямого военного контроля над территорией бывшего СССР (достаточно посмотреть на тщетные попытки США контролировать оккупированные ими Афганистан и Ирак), американское военно-политическое руководство стремится к использованию в отношении государств СНГ других способов подчинения их своей воле. Против России сегодня идет настоящая война, предполагающая использование для достижения победы так называемых невоенных средств, включающих подкуп элиты, сокращение численности населения, ухудшение условий и качества жизни людей (понижая в том числе, качество образования), подрыв моральных устоев общества за счет внедрения в сознание людей целого ряда стереотипов и чуждых им принципов. Этот процесс напоминает внедрение вируса в компьютер, когда происходит сбой в работе всей операционной системы.
Не включая Россию в официальный список Министерства энергетики США, американские стратеги, тем не менее, рассчитывают на импорт российского сырья. Прибегая к различного рода давлению на нашу страну, лишая ее союзников, создавая конфликтный потенциал внутри России и в ее ближайшем окружении, США подспудно стремятся к подчинению крупнейшей по площади территории и ее ресурсной базы интересам американских транснациональных корпораций.


1 Налог на прибыль — один из основных источников пополнения национального бюджета. Сокращение прибыли ведущих промышленных компаний ведет к сокращению объемов поступлений в бюджет государства, следовательно, правительство будет вынуждено тратить меньше средств на выполнение своих социальных обязательств перед обществом. — Прим. авт.
2 Одной из основных угроз безопасности США после событий 11 сентября 2001 г. объявлена опасность международного терроризма. — Прим. авт.
3 По отдельным источникам, сегодня импортируется до 2/3 потребляемой США нефти. — Прим. авт.
4 По объемам разведанных запасов нефти Венесуэла находится на 6-м месте в мире. — Прим. автора.