ЗАЧЕМ
я иду на урок географии
Конкурсные работы
|
|
Материалы «Географии»
на уроках
Г.С. ДЮСАМАЛИЕВА
методист естественно-математических дисциплин
ИПКРО Республики Татарстан
В формировании научного мировоззрения,
углублении и расширении знаний, подготовке
учащихся к самообразованию неоценима роль
еженедельника «География».
Используя «Типологию регионов России по остроте
социальных проблем» (№ 33/98), следует внести
корректировку в оценку
экономико-географического положения Республики
Татарстан, учитывая при этом, что соседи
республики, за исключением Ульяновской области,
по остроте социальных проблем — остро- и
среднепроблемные.
Данные по экспорту и импорту в статье «Россия в
международном географическом разделении труда»
(№ 48/98) могут быть использованы на уроках
обобщающего повторения в режиме
аргумент—контраргумент, тезис—антитезис. И на
то есть методологические и методические
основания:
1) ожидать значительного структурного изменения
в экспорте и импорте страны в ближайшие
десятилетия, очевидно, не стоит;
2) полученные знания могут быть использованы в
защиту (за) и как опровержение (против)
целесообразности сложившихся статей внешней
торговли;
3) работа в режиме «за» и «против», кроме тех
преимуществ, которые дает диалоговое обучение
(умение ставить вопросы и контрвопросы,
аргументировать собственную позицию, слушать
другого), позволяет также проследить
преемственность географических знаний.
Статья С.В. Рогачева «Пространственные
инверсии» (№ 27/99) мною была положена в основу
квалификационных испытаний:
«Используя контурную карту и ваш жизненный опыт,
проанализируйте ситуацию пространственной
инверсии, экстраполируя ее на территорию
Татарстана».
Правда, после 17 октября 2002 г., когда
завершилось строительство 14-километрового моста
через низовья Камы Сорочьи Горы—Мурзиха,
задание морально устарело; но появилась
возможность перенести ранее полученные знания в
новую ситуацию; примеры же других
пространственных инверсий сохранились.
Статья М.М. Пахомова из г. Кирова
«Железнодорожный детектив, или О пользе
палинологии и ареалогии растений» (№ 30/99)
уложилась в небольшую задачу: «В поезде
Москва—Душанбе похищены меха, автогеном вскрыта
крыша поезда. На месте преступления найдены 4 г
глины с отпечатком протектора “Душанбе-обувь”.
При рассмотрении глины под микроскопом найдены
пыльца полыни, березы, хвоща и плауна. В
результате было не только определено место
преступления, но и найдены преступники».
Постепенно исключая из рассмотрения всё новые
территории, мы в конце концов приходим к решению
задачи. Задача хороша своей комплексностью,
рассчитана на общелогические и специальные
географические, биологические знания.
Разработанный мною спецкурс
«Рефлексивно-аналитическая деятельность
учителя географии», в основу которого легли мои
методические наблюдения с 1991 г., нашел
подтверждение в статье О.В. Крыловой
«Актуальные проблемы методики преподавания
географии, или Заметки о методической мифологии»
(№ 33/2000).
Серия публикаций о менталитете разных народов,
начатая В.М. Волынкиной (№ 4/2003) и продолженная
Ю.О. Сердюком (№ 8, 10, 24/2003) интересна, изложение
неформальное.
Благодарна за встречи на страницах газеты с
Эрнестом Львовичем Файбусовичем, ученицей
которого я была 26 лет назад.
По вопросу прений наших корифеев благодарна и
В.П. Максаковскому, и С.В. Рогачеву,
поскольку признаю достойный вклад обоих в поиск
выхода из рамок традиционного нормативного
обучения, в обогащение опыта творческой
деятельности учителей. Предлагаю объединиться в
условиях устойчивого вымывания географии из
учебного плана российских школ. |