О составе воздуха — наглядно
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
Статья опубликована при поддержке компании "Климатпроф", являющейся официальным и авторизованным дилером самых известных производителей климатического оборудования — Daikin, Fujitsu, MDV, McQuay, Panasonic, General Fujitsu, Toshiba и Mitsubishi Heavy Indusries. В каталоге на сайте klimatproff.ru представлен широкий ассортимент самых современных и популярных моделей кондиционеров, а также различных климат-систем. Так, например, система приточной вентиляции Бризер ТИОН О2 очистит воздух в Вашей квартире от пыли, аллергенов, вирусов, бактерий, спор плесени, а также вредных автомобильных и промышленных газов. Забудьте о наэлектризованном и пересушенным батареями центрального отопления воздухе в холодное время года, о не всегда приятных запахах с улицы и из соседской квартиры, о запахе табачного дыма, "убежавшего" молока и подгоревшей каши, и перестаньте, наконец, ежеминутно беспокоиться о том, что Ваш любознательный малыш улучит момент и вплотную заинтересуется открытым для проветривания окном! Закажите в "Климатпроф" Бризер ТИОН О2 и воздух в Вашем доме всегда будет безопасным, чистым и свежим.
«Воздух — это смесь газов, в которой больше
всего азота (78%) и кислорода (21%). Оставшийся 1%
приходится на все остальные газы... В стратосфере
на высоте 25—30 км сосредоточен другой газ — озон
(разновидность кислорода). Углекислый газ
составляет всего 0,03% воздуха атмосферы». Это
формулировка из учебника для 6-го класса
О.В. Крыловой; очень сходные формулировки и в
других учебниках.
А что такое эти 78 и 21%? Это много или мало?
Построим круговую диаграмму. На ней каждому
проценту соответствует сектор с центральным
углом 3,6°. Азот займет сектор в 280,8°, кислород —
75,6°, прочие газы — 3,6°. И в числе этих «прочих
газов» углекислому газу достанется сектор
всего-то около семи угловых минут, чуть больше
одной десятой градуса, то есть он не будет виден
ни при каком масштабе чертежа. Если построим
диаграмму в виде столбика — при этом столбик
возьмем большой, в полметра высотой, — азот
займет 39 см этой высоты, кислород — 10,5 см,
прочие — полсантиметра, из которых на углекислый
газ придется около 0,15 миллиметра; а для того
чтобы ученик смог, сидя за последней партой,
прочитать чертеж, висящий у доски, линии должны
быть не тоньше, чем в миллиметр, а лучше бы и в два.
Об озоне не приходится и говорить, его содержание
в приземном слое атмосферы измеряется величиной
2•10–6 %, то есть 0,000 002%, или 0,000 000 02
от общего объема воздуха. В стратосфере его
больше, но всего в несколько раз, так что число
нулей после запятой если и уменьшится, то разве
что на один.
Отвлечемся на минуту от количественных
характеристик содержания компонентов атмосферы.
Процент, который приходится на «прочие газы»,
почти целиком занят аргоном. Ученики 6-го класса о
нем, как и о прочих инертных газах, вероятно, не
знают; разве что слышали про неон и криптон и
связанные с ними лампы. Но сказать об аргоне
можно, ведь его, как скоро убедимся, не так уж и
мало. Это газ без цвета и запаха; дышать им нельзя,
но, попадая в наши легкие при каждом вдохе, он не
причиняет и никакого вреда. В доме В.И. Ленина в
Горках я видел шубу Ленина, которую работники
музея хранили в стеклянном шкафу, наполненном
аргоном; здесь можно быть уверенным, что не
заведется никакая моль, не будет происходить
гниение кожи, меха и ниток: аргон не поддерживает
жизни и не позволяет идти никаким органическим
процессам.
|
|
|
Круговая
диаграмма
|
Столбчатая
диаграмма
|
Диаграмма,
имитирующая объем
|
Итак, круговые и столбчатые диаграммы
позволяют изобразить содержание в воздухе
только трех газов — азота, кислорода и аргона. Но
можно изобразить некий объем и в нем разместить
газы. Например, куб, как на приводимом рисунке.
Здесь мы не распластываем газы слоями по высоте
куба, а как бы сгоняем их в ближайший к нам
верхний угол, начиная с тех, содержание которых
наименьшее. И тогда, если изобразить куб с ребром
500 мм (а это вполне возможно), кубик,
соответствующий углекислому газу, будет вполне
хорошо восприниматься, его ребро составит
35 мм, для аргона это будет 108 мм, для
кислорода — 302 мм; остальной объем большого
куба будет заполнен азотом. С озоном, правда, все
равно ничего не получится: кубик с ребром менее
1,5 мм — это не для демонстрационного
плаката.
Для учителей — любителей математики привожу
способ построения такого чертежа. Расположим
четыре газа (озон учитывать не будем) в порядке
возрастания их количества в воздухе (углекислый
газ, СО2; аргон, Ar; кислород, О2; азот, N2)
и подсчитаем, сколько процентов составит объем
первого из них, первых двух, первых трех и всех
четырех. Получим цифры: 0,03, 1, 22 и 100%.
Переведем проценты в доли целого: 0,0003; 0,01; 0,22; 1,00.
Если принять длину ребра большого куба за
единицу, то длина ребер кубиков на чертеже будет
равна кубическому корню из перечисленных
величин: 0,070; 0,216; 0,604; 1,000.
Когда будете чертить куб, не помещайте его
ребро посередине, поверните куб немножко боком,
так он лучше воспринимается. Не пытайтесь
изобразить перспективное сокращение, пусть
параллельные ребра и на чертеже будут
параллельны, иначе возникнут сложности с
построением. От той вершины, где вы поместите
самый маленький кубик, проведите диагонали трех
граней (карандашом, потом их нужно будет стереть)
и ребра кубиков проводите параллельно ребрам
большого куба до этих диагоналей.
А все-таки что же делать с озоном? Очень уж его
мало, чтобы показать на чертеже.
Возьмите вместо нарисованного объема
реальный — ваш класс. Допустим, его площадь
33 м2, высота чуть больше 3 м, объем
тогда составит 100 м3. Из этого объема и
будем исходить в расчетах. Свой класс вы можете
обмерить сами и внести поправки в те расчеты,
которые приведены здесь. Например, если ваш обмер
дал объем 120 м3, увеличьте все
приведенные цифры на 20%.
Отделите 21% объема класса (для наших целей вполне
достаточной точностью будет 1/5) от
остальной его части. Это можно сделать мысленно,
можно на стенах провести вертикальные границы.
Например, ширина класса 5 метров; на той стене, где
доска, проведите вертикальную линию на
расстоянии 105 см от угла, то же сделайте и на
противоположной стене. Будем считать, что эта
часть класса заполнена кислородом. Если парты
стоят в три ряда, то в кислороде окажутся,
например, ученики, сидящие ближе всех к окнам; уже
их соседи по партам попадут, наверное, в зону
азота, потому что почти все остальное — азот.
Впрочем, и аргон займет заметное место — около
одного кубометра. Возьмите три метровые рейки и в
углу класса отгородите кубометр; сюда и поместим
аргон. И еще в пределах этого же кубометра
поставьте несколько ведер (скорее всего, три),
чтобы их общая емкость была 30—35 литров; в них
пусть будет углекислый газ. Для озона же склейте
картонную коробочку объемом 2 см3 и
прикрепите ее к рейке, ограничивающей кубометр
аргона; такой объем будет иметь параллелепипед
размером 1 x 1 x 2 см или кубик с ребром
около 13 мм.
Только не забудьте напомнить ученикам, что на
самом деле все эти газы перемешаны: ученики часто
воспринимают все слишком буквально и станут
завидовать тем, кто сидит у окна — хорошо им, они
дышат кислородом, а вот нам один азот достался.
Представить же наглядно, как эти газы
смешиваются, можно так.
Возьмите мензурку и разные крупы. Отмерьте 78 см3
крупы, которая будет изображать азот (допустим,
это будет рис), 21 см3 той, которая изобразит
кислород (гречка), 1 см3 той, которая
представит аргон (перловка или овес).
К этому добавьте совсем немножко пшена, крупинок
20—30 — это будет углекислый газ. Озон же можно
обозначить разве что маковым зернышком, да и то
лучше его растереть в мелкую пыль, чтобы
показать, что газ рассредоточен по всему объему.
И все это тщательно смешайте. Кашу вы из этой
смеси уже не сварите, так что отдайте птичкам. |