А чувствовали ли Вы когда-нибудь, что к этому
воззрению можно прийти в России, только в России?
Перед маленькой часовней Иверской Богоматери в
Москве: коленопреклоненные люди в ней выше тех,
которые стоят, а те, что склоняются, выпрямляются
до гигантской величины: так это бывает в России. И
поверьте мне, Елена, не проходит дня, чтобы я не
возвращался к этим впечатлениям, согреваясь
теплом их простоты и глубокой наивности. Я
становлюсь все более чужд немецким вещам, а когда
я буду знать язык и смогу говорить на нем, я буду
чувствовать себя до конца русским. Тогда я трижды,
как православный, поклонюсь Знаменской, которую
я люблю больше всего. Не потому, что я
православный по своим взглядам, а лишь
подчиняясь чувству, что становишься
исповедником этой гордости и этой покорности, и
стремясь все время подтвердить это, причем не в
одной церкви (если даже церковь одна). Уж, конечно,
не в Исаакиевском соборе, а скорее в той
маленькой церквушке, которую Васнецов построил в
Абрамцеве, или в той, что находится в Останкине,
или... еще в какой-нибудь, где Богоматери обладают
тем величием, которое, в мечтах, соединяешь с их
девственностью и женственностью... Там, где
класть поклоны не означает ритуал и литургию, а
лишь выражение могущества и кротости
одновременно.
Райнер Мария РИЛЬКЕ.
Письмо Е.М. Ворониной.
Пер. с нем. 1899
|