Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2004

Предмет


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

 

Микрогеография родного края

Н.Ф. ЕФИМОВ
Заслуженный работник культуры РСФСР,
учитель географии Войновской средней школы № 9
Ростовская обл.

Я иду на урок, чтобы привить любовь к географии, краеведению.
Я сам занимаюсь краеведением, у нас сложилась большая группа учащихся, любящих это дело, все они объединены в клуб «Поиск». Работу начали с того, что определили свой край — ближайшие окрестности хутора Войнов, которые доступны для постоянного наблюдения и изучения.
В 2003 г. я решил обратиться к ученикам с просьбой описать наиболее интересные природные объекты, свои наблюдения, выводы.
Привожу несколько выдержек из работ учащихся 6—10-х классов.
— В двух километрах от хутора Войнов находится самая высокая точка Егорлыкского района — ее абсолютная высота 104,5 м. Когда мы изучали в 6-м классе относительную и абсолютную высоту, то мы ее измеряли нивелирами (сами делали). На вершине находится железная пирамида, а на глубине двух метров закопан цинковый цилиндр с координатами этой точки. Все это охраняется законом.
— Хутор Войнов занимает выгодное географическое положение в сравнении с другими селами и хуторами. В трех километрах от хутора проходят автотрассы Ростов-на-Дону—Салык, Ростов-на-Дону—Ставрополь, железнодорожная трасса Ростов-на-Дону—Волгоград. Хутор находится в 12 км от районного центра — станицы Егорлыкской и в 120 км от Ростова-на-Дону. Рядом расположены сады коллектива «Садовод», конезавод им. Кирова, где можно посмотреть конные скачки...
— На нашей территории располагался колхоз «Рассвет». В 2000 г. его расформировали и организовали 76 фермерских хозяйств. Фермеры выращивают озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник. Я люблю весну, когда на полях появляются ярко-зеленые всходы зерновых культур, зарождается новая жизнь, которая впоследствии дает самое главное для человека — хлеб! И очень больно, когда смотришь на участки полей, заросшие сорняками.
Всего я получил 72 рассказа учащихся.
В настоящее время мы готовим рукопись «Микрогеография родного края».
Я иду на урок географии потому, что вижу результаты своего многолетнего, нелегкого, но очень нужного детям труда. Так, мой ученик 9-го класса Низам Раджабов занял первое место на районной олимпиаде по географии в декабре 2003 г. Он же в 2002 г. на Ростовской областной краеведческой конференции, посвященной 65-летию области, защищал честь Егорлыкского района и занял призовое место. Мои ученицы, три Наташи — Горкуша, Горобец и Величко, учатся в Ростовском университете на моем геолого-географическом факультете.
Я иду на урок географии потому, что у нас семья учителей. Жена, Валентина Владимировна, была медицинским работником, но с 1968 г. переквалифицировалась в педагога, в этом учебном году она обучает самых маленьких, самых невинных деток — первый класс.
Старшая дочь, Алла Николаевна, окончила физический факультет Ростовского университета, работает заместителем заведующего Егорлыкским районным отделом образования. (Я был заведующим Егорлыкским роно с 1985 по 1990 г.)
Младшая дочь, Галина Николаевна, окончила геолого-географический факультет Ростовского университета, работает учителем географии в Егорлыкской средней школе № 1, дважды лауреат Всеобщей заочной олимпиады по географии.
15 декабря 2003 г. в Ростове-на-Дону чествовали учительские династии Дона. От Егорлыкского района на этом торжестве присутствовала учительская династия Ефимовых. Я подробно рассказал своим коллегам, кто мы, как мы работаем, проблемы учителей.
Я иду на урок потому, что все учащиеся Войновской СОШ № 9 ежегодно ждут нашего месяца географии. Наш дом превращается в настоящий музей, посещают его все учащиеся с 1-го по 11-й класс с классными руководителями, приходят учителя, жители хутора Войнов, приезжают некоторые классы Егорлыкских школ. Организованно посещают исторический музей Войновской школы № 9. Здесь экскурсии ведут экскурсоводы-ученики. Все это на общественных началах.
Географию у нас любят очень многие ученики и взрослые за то, что это самый интересный, самый познавательный, самый увлекательный, самый нужный предмет в школе!