Литературный аспект
в преподавании географии
Н.Р. СИМОНОВА
директор средней школы № 42,
преподаватель географии
г. Рязань
На протяжении многих лет работала над
различными методиками. Это «Эстетическое
воспитание на уроках географии», «Блочное
изучение отдельных тем географии», «Игры на
уроках географии», «Интегрированное изучение
географии» и т.д. Есть интересные наработки,
видеофильмы. Но красной нитью идет «Литературный
аспект в преподавании географии». Задача в том,
чтобы донести географический материал с помощью
художественных произведений, сделать детей
участниками путешествий — воображаемых и
происходивших в действительности, силой слова,
театра, музыки передать ученикам вкус к
открытиям, к неизведанному.
Поэтому и родился ряд нестандартных уроков по
художественным произведениям. Я думаю, что дети
запомнили урок-сказ по «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова,
урок-путешествие по книге В.А.Обручева «Земля
Санникова» и другие. Мною составлена программа
по географии для 6—10-го кл. с включением
произведений художественной литературы:
6-й класс.
С. Цвейг. «Подвиг Магеллана»,
Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»,
Т. Хейердал. «Путешествие на “Кон-Тики”».
7-й класс.
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»,
Э. Хиллари. «Через Антарктиду»,
Р. Амундсен. «Южный полюс».
8-й класс.
П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»,
В.А. Обручев. «Земля Санникова»,
В.К. Арсеньев. «Дерсу Узала»,
В.А. Каверин. «Два капитана».
10-й класс.
В. Овчинников. «Сакура и дуб».
Эти произведения изучаются на уроках
различного типа. Развитию творческих
способностей учащихся способствуют проблемно-творческие
занятия (мини-сочинения, «Памятки
путешественникам», «Дневники путешествий» и т.д.).
Ребята учатся высказывать свое мнение, отношение
к данной теме. |