Большой ТокиоО.А. СИНЮГИН
|
Электронная доска показывает изменение биржевого индекса |
Острова небоскребов
|
Токио не принадлежит к числу самых
древних городов Японии (первыми императорскими
столицами были города Нара и Киото). Вместе с тем,
история города весьма насыщена событиями.
Археологические находки свидетельствуют, что на
месте Токио обитали племена еще в каменном веке,
а постоянное поселение было основано в XII в.
Позднее местный правитель Таро Шигенада возвел
здесь укрепление для охраны водных транспортных
путей по реке Сумида. Отсюда и берет начало
первоначальное название города — Эдо, что значит
«устье реки». В 1456—1457 гг. Ота Докан, правитель
равнины Канто, построил замок, которым в 1590 г.
овладел военачальник императора Иэясу Токугава.
В 1603 г. он захватил власть в стране и стал военным
правителем, а Эдо превратился в фактическую
столицу Японии. Город рос необычайно быстро. К
1721 г., когда была проведена первая перепись
населения, его людность достигла 1,3 млн, а в
конце XVIII в. превысила 1,5 млн человек. В это
время число жителей, например, Лондона
составляло только около 650 тыс. человек, а
Парижа — 500 тыс. человек. Эдо стал
крупнейшим городом мира, по людности с ним мог
соперничать только Пекин.
В 1868 г. незавершенная буржуазная революция
Мэйдзи свергла власть военных правителей из
феодального дома Токугава. Император Муцухито
перенес свою резиденцию из Киото в Эдо, который
стал столицей Японии. При этом город получил
новое название — Токио, что означает «Восточная
столица». Новый политический статус придал
дополнительный импульс росту города. К 1900 г.
Япония вошла в число стран с наиболее развитой
промышленностью и заняла седьмое место в мире по
объему производства. На улицах Токио появились
крупные магазины, были построены мануфактуры,
текстильные фабрики, машиностроительные и
судостроительные заводы. В жизнь Токио стала
активно входить техника. В 1887 г. была построена
первая в Японии железнодорожная линия от центра
столицы до порта Иокогама. В 1903 г. появился первый
автомобиль, а в 1910 г. пущен электрический трамвай.
На юго-западной и восточной окраинах Токио
выросли новые промышленные зоны. В начале 20-х
годов ХХ столетия столица с населением свыше
4 млн жителей окончательно оформилась в
качестве ведущего политического и финансового
центра страны и остро соперничала с Осакой за
первенство в промышленности и торговле.
Стремительное развитие Токио было заторможено
катастрофическим землетрясением 1923 г. От
подземных толчков и пожаров была разрушена
значительная часть центра города, погибло более
100 тыс. человек. Однако столица очень быстро
отстроилась, восстановила и на волне интенсивной
модернизации упрочила свою хозяйственную мощь.
Уже в это время начали складываться основные
черты крупной агломерации, к ядру которой
тяготеют территории пригородной зоны в радиусе
до 50—70 км, в него входят Кавасаки и Иокогама.
Новый страшный урон понес город в годы Второй
мировой войны. В 1945 г. во время массированных
налетов американской бомбардировочной авиации
большая часть Токио была превращена в руины, а
его центральный и восточный секторы, застроенные
преимущественно деревянными домами, сгорели
дотла. За период военных действий численность
населения города уменьшилась более чем на
1 млн жителей и в 1950 г. составила 6,3 млн
человек.
Токио. Деловой центрКосмический снимок |
Однако город вновь проявил чудеса
жизнестойкости и, наращивая индустриальную мощь,
очень быстро восстановил свой потенциал. Вплоть
до 60-х годов в Токио размещалось колоссальное
количество предприятий обрабатывающей
промышленности. В дальнейшем, по мере роста
дефицита свободных территорий и цен на земельные
участки, многие крупные предприятия по выпуску
массовой продукции были вынесены за городскую
черту, что придало особый динамизм развитию
пригородной зоны. В пределах собственно Токио
приоритетное значение получили наукоемкие и
высокотехнологичные отрасли промышленности.
Мощный импульс градостроительным работам в
столице Японии придала подготовка к летним
Олимпийским играм 1964 г.
Получили развитие бизнес-услуги и особенно
финансовый сектор, управленческая,
торгово-распределительная,
научно-исследовательская и образовательная
функции. К настоящему времени в
непроизводственной сфере города работает свыше
3/4 всех занятых. Здесь сосредоточено 3/5 головных
учреждений ведущих японских ТНК, около 85%
действующих в Японии иностранных финансовых
организаций, примерно половина штаб-квартир
средств массовой информации; столичные банки
контролируют треть всех вкладов и 2/5 ссуд.
Облик Токио коренным образом изменили
поднявшиеся в разных его районах (например,
Синдзюку, Сибуя, Икэбукуро) кусты высотных
административных и офисных зданий.
Сверхконцентрация в Токио капиталов,
производственного и интеллектуального
потенциала, штаб-квартир высшего командного
состава национального и международного бизнеса
позволила японской столице уверенно войти в
ведущую тройку современных мировых городов.
Токийские бабушки |
Одним из важнейших внутренних ресурсов
быстрого экономического становления и
процветания Токио в третьей четверти ХХ в. стал
стремительный рост людности города. В этот
период темпы прироста населения достигали 4—5% в
год. В результате по численности населения
Большой Токио еще в конце 60-х годов обошел
Нью-Йорк и поныне остается крупнейшей
агломерацией не только Японии, но и всего мира. В
дальнейшем прирост населения резко уменьшился. В
настоящее время он составляет около 0,3% в год, а по
прогнозам на 2005—2010 гг. не превысит 0,18%. Однако в
развитии народонаселения Японии эта тенденция
получила еще более яркую выраженность, и
удельный вес столицы, как во всем, так и в
городском населении страны, продолжает
неуклонно увеличиваться. За 1950—2000 гг. общая
людность агломерации выросла почти в четыре раза
— с 6,9 млн до 26,4 млн человек (табл. 1), но
при этом характер размещения населения
претерпел значительные качественные изменения.
Если до середины 60-х годов численность населения
росла за счет территории столичной префектуры,
то в последующем — преимущественно за счет
пригородной зоны, в радиусе 30 км и далее от центра
города.
К началу 80-х годов набрал ход процесс депопуляции
исторического ядра города. Особенно сократилось
постоянное население центральных районов города
— Тиеда и Тюо, где сосредоточены главные деловые
функции столицы. В первом из них численность
дневного населения превышала ночное в 15 раз, во
втором — в 7 раз. В последующем процесс выезда
постоянного населения из центральных районов
получил еще более широкое распространение.Такое
развитие привело к существенному
перераспределению населения в агломерации. В
результате, по данным на 2000 г., в пределах
исторического центра столицы (Тиеда, Тюо,
Синдзюку и Бунке) проживало лишь
570 тыс. человек, в 1,6 раза меньше, чем в
середине 60-х годов. В 23 городских районах Токио
насчитывается 8,1 млн человек (8,9 млн в 1965
г.). На остальной территории столичной префектуры
живет еще 4 млн жителей. Основная же часть
населения Большого Токио — 14,3 млн — ныне
размещается уже в пригородной зоне агломерации.
Таблица 1
Рост численности населения
Большого Токио, 1950—2000 гг.
Показатель | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 |
---|---|---|---|---|---|---|
Число жителей агломерации, млн чел. |
6,9 | 10,9 | 19,8 | 21,9 | 25,1 | 26,4 |
Число жителей в пределах
столичной префектуры, млн чел. |
6,3 | 9,7 | 11,4 | 11,6 | 11,9 | 12,1 |
Доля агломерации в населении
страны, % |
8,3 | 11,7 | 15,8 | 18,7 | 20,3 | 20,9 |
Доля агломерации в городском
населении страны, % |
16,5 | 18,7 | 22,2 | 24,6 | 26,2 | 26,5 |
Среднегодовые темпы роста
населения, % |
4,86 | 4,08 | 3,62 | 1,30 | 0,55 | 0,30 |
Главные изменения людности в столичной префектуре уже давно определяются миграцией. В первые послевоенные десятилетия она служила мощным источником роста населения Токио, несколько позже, в 70—90-е годы, напротив — ключевым фактором депопуляции городской территории, а уже в самом конце 90-х годов снова обеспечивала более 3/4 всего прироста людности столичной территории. Важным фактором притяжения значительных контингентов рабочей силы в столицу служит существенная территориальная дифференциация в уровне жизни людей в Японии. На протяжении всего послевоенного периода развития в Токио величина дохода на душу населения традиционно оставалась в 1,5—2 раза выше, чем в среднем по стране. Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в Токио. Миграция искусственно не ограничивалась, отсутствовала проблема трудоустройства, а местные власти были откровенно заинтересованы в притоке новых рабочих рук, означавшем прирост налоговых поступлений как в общенациональную кассу, так и в местные бюджеты.
Праздник на улице в районе Сибуя |
Механическое движение населения в Токио имеет немало особенностей. Одна из них заключается в весьма ограниченных масштабах международной миграции, благодаря которой в настоящее время во многом растет демографический потенциал большинства мировых городов. Численность иностранного населения в Токио невелика — менее 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. корейцев и 75 тыс. китайцев. Другая специфическая черта состоит в том, что Национальный столичный регион — единственный регион в стране, где сальдо внутренней миграции положительно. Только по итогам 2001 г. сюда прибыло 1070,1 тыс., а выехало 953,2 тыс. человек, в результате чего численность населения региона увеличилась почти на 120 тыс. жителей. Все остальные регионы страны за счет миграции теряют население.
Рыбный рынок |
Небоскреб компании
|
Процесс возобновления притока внутренних мигрантов в Токио, начавшийся в середине 90-х годов, развивается очень бурно. Если ранее основная часть мигрантов оседала на подступах к городу, то ныне — в пределах столичной префектуры. Так, в 2001 г. на ее долю пришлось более половины — 58,3% — всех внутренних мигрантов, прибывших в Национальный столичный регион. Вместе с тем, вероятно по причине исчерпания потенциала, масштабы и интенсивность миграционного движения населения в пределах Большого Токио имеет тенденцию к некоторому снижению (табл. 2).
Таблица 2
Миграционное движение населения
в Национальном столичном регионе,
1980—2001 гг. тыс. чел.
Показатель | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 |
---|---|---|---|---|---|
Прибыло | 491,0 | 453,1 | 430,0 | 444,1 | 449,9 |
Убыло | 585,9 | 504,2 | 462,9 | 389,2 | 381,8 |
Сальдо | -94,9 | -51,1 | -32,5 | 54,9 | 68,1 |
На фоне масштабов миграционной
мобильности основные параметры естественного
движения населения в течение уже длительного
времени остаются весьма низкими. В целом они
сравнительно мало отличаются от
общенациональных. Так, в 2000 г. уровень
рождаемости в Токио составлял 8,5‰, а в Японии —
9,5‰, смертности — 7,1 и 7,7‰ (в том числе детской —
3,5 и 3,2‰). Соответственно величины естественного
прироста населения также весьма схожи — 1,4
против 1,8‰. В силу повышенной контактности
крупногородской среды закономерен и тот факт,
что в столице несколько выше, чем в целом по
стране, коэффициент как брачности — 7,4‰ (против
6,4 в Японии), так и разводимости 2,28‰ (2,1). Отметим,
что, несмотря на особое, «восточное», почитание
семейных отношений, браки здесь, как и в
большинстве крупных городов Европы, не
отличаются особой устойчивостью.
В Токио — сбалансированный состав населения:
совершенно выровненное соотношение полов (50 на
50%) и очень значительная доля людей в зрелых,
трудоспособных возрастах — 72,3%. Соответственно
достаточно скромен удельный вес в структуре
жителей как детской (11,8%), так и старческой (15,9%)
возрастных групп. В последнее время, правда,
столичное население стремительно стареет,
причем процесс идет как бы на встречных курсах —
как за счет одновременного сокращения в
структуре населения удельного веса детей, так и
за счет увеличения категории пожилых людей.
Только за последние десять лет доля лиц в
возрасте до 15 лет уменьшилась в 1,2 раза — с 1,7 до 1,4
млн человек, а людей в возрасте 65 лет и старше
— увеличилась более чем в 1,5 раза — с 1,2 до
1,9 млн жителей.
Телевизионный центр компании «Фуджи» |
Значительный приток мигрантов в зрелых возрастах способствует росту трудового потенциала Токио. Общая численность контингентов рабочей силы здесь оценивается в 6,5 млн человек. Из них 6,2 млн заняты в экономике города (9,8% страны). Количество официально зарегистрированных безработных составляет 312 тыс. Среди постоянно занятых больше всего конторских служащих — 24,9%. Занятые в материальном производстве составляют 20,3%, занятые в дистрибьюции —17,5%. 4,3% приходится на долю работающих в сфере менеджмента.
Улочка ТокиоФото Сергея Румянцева. |
Распределение занятых по отраслям хозяйства города (табл. 3) отражает четкую специализацию Токио на непроизводственных видах деятельности и их весомость в экономике страны. Особенно высока концентрация в столице работников в области операций с недвижимостью, а также финансов и страхования, что косвенно свидетельствует о роли города как одного из ведущих финансовых центров мира. Более 55% всех занятых в хозяйстве Токио приходится на две отрасли — сферу услуг и торговлю (включая общественное питание), позиции которых упрочиваются. Напротив, все более скромным становится удельный вес в структуре занятости производственного сектора, особенно обрабатывающей промышленности. Это закономерный результат как замены физического труда автоматизированным и роботизированным способом производства, так и большей прибыльности бизнеса во внепроизводственной сфере в условиях развития постиндустриального общества. При довольно существенной трансформации структуры занятости на долю Токио по-прежнему приходится более 1/5 всего валового внутреннего продукта страны.
Таблица 3
Изменения в распределении
занятого населения по отраслям хозяйства
Токио, 1990—2000 г. %
Отрасли |
1990 | 1994 | 2000 | Доля Токио |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство |
0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,9 |
Добывающая промышленность | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Обрабатывающая промышленность | 20,1 | 18,4 | 15,2 | 7,6 |
Строительство | 8,3 | 8,7 | 7,6 | 7,4 |
Транспорт и связь | 6,1 | 7,0 | 6,5 | 10,1 |
Торговля и общественное питание | 26,0 | 25,2 | 25,4 | 10,9 |
Финансы и страхование | 7,0 | 6,0 | 4,0 | 13,8 |
Недвижимость | 30,4 | 2,6 | 2,6 | 21,7 |
Сфера услуг | 28,3 | 32,1 | 11,7 | |
Управление | 3,0 | 2,8 | 7,8 | |
Прочие | 1,6 | 0,4 | 3,3 | … |
Современная структура занятости — результат стремительной реорганизации хозяйства Токио в послевоенный период. В первые десятилетия после поражения страны во Второй мировой войне столица стала локомотивом восстановления утерянных позиций индустрии Японии, затем инициатором модернизации всей экономики страны на основе широкомасштабного импорта иностранной техники и технологий, а также идеологом и организатором внешнеторговой экспансии японских товаров. Впечатляющие успехи хозяйственного роста в 50—60-е годы позволили говорить о феномене японского «экономического чуда». И в дальнейшем Токио остается генератором и носителем большинства пионерных процессов. В 70-е годы город возглавляет ускоренное развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей. В 80-е годы он становится форпостом развития «экономики услуг». В 1986 г., например, в столице было сконцентрировано 34,4% всех японских фирм, работающих в сфере предоставления специализированных деловых услуг. В 90-е годы Токио стал одним из ведущих глобальных центров в сфере информационных услуг и телекоммуникационных систем. В условиях глобализации и транснационализации мировой экономики это послужило важной основой для успешного развития бизнеса на международном уровне и «вписывания» японской столицы на передовых позициях в глобальный «архипелаг городов».
Панорама Токио |
В настоящее время в Токио
насчитывается около 50 тыс. промышленных
предприятий, но более 2/3 из них относится к числу
объектов малого бизнеса с числом сотрудников
менее 10 человек1.
В столичной индустрии явно доминируют две
отрасли — машиностроение и
издательско-полиграфическая деятельность. На
долю первой приходится более 2/5 всех занятых и
почти половина стоимости валовой промышленной
продукции (табл. 4). Ключевую роль в токийском
машиностроительном комплексе играют
радиоэлектроника и электротехника (в частности,
заводы компании «Тошиба»), что определяется в
первую очередь наличием огромного
научно-технического потенциала и значительных
контингентов высококвалифицированной рабочей
силы2. Эти отрасли дают свыше
половины всей продукции машиностроения. Кроме
того, развит «верхний эшелон» общего
машиностроения — производство наиболее сложных
видов оборудования, включая станки с программным
управлением и промышленные роботы;
приборостроение, точное (часовые заводы «Сэйко»),
а также транспортное машиностроение
(преимущественно автомобилестроение, в том числе
завод «Хино» корпорации «Тоёта»).
Таблица 4
Отраслевая структура промышленности*
столичной префектуры Токио,
2000 г. %
Отрасли промышленности |
Число производственных объектов |
Число занятых |
Стоимость валовой промышленной продукции |
---|---|---|---|
Металлургия | 0,9 | 0,8 | 1,0 |
Машиностроение и
металлообработка в т. ч. радиоэлектроника |
38,7 | 41,8 | 47,6 |
и электротехника | 9,0 | 17,1 | 26,5 |
Химическая | 11,3 | 9,7 | 7,9 |
Целлюлозно-бумажная | 4,0 | 2,7 | 1,6 |
Стройматериалов | 2,4 | 2,1 | 1,8 |
Полиграфическая | 23,6 | 27,5 | 28,9 |
Легкая | 8,8 | 4,4 | 2,1 |
Пищевая | 5,2 | 7,8 | 6,6 |
Прочие | 5,1 | 3,2 | 2,5 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
* Для производственных объектов с числом занятых более 4 человек.
Вторая важнейшая отрасль специализации — издательское дело и полиграфическая промышленность — относится к числу «старых» и типично столичных видов производства. В ней работает более 1/4 всех занятых и формируется около 30% стоимости промышленной продукции города. В Токио расположены редакции крупнейших газет страны, в том числе «Асахи»; традиционно выпускается более 80% всех японских книг. В последнее время отрасль получила новый мощный импульс развития в качестве звена обеспечения и продвижения информационных и рекламных материалов, а сам город относится большинством специалистов в число пяти ведущих мировых центров рекламы и медиаиндустрии.
Мост Радуги (Рейнбоу бридж) |
Остальные отрасли носят во многом градообслуживающий характер, работают для жизнеобеспечения города. Уже в 50—70-е годы крупные промышленные комплексы — нефтехимические комбинаты, металлургические заводы и электростанции — возводились на периферии больших городов. Например, в 60-е годы к северо-востоку от Токио был построен промышленный комплекс «Касима». Несколько повышенной концентрацией тяжелой промышленности, в том числе металлургии, химии и нефтепереработки, работающих на привозном сырье, отличаются другие центры Токийской агломерации — Иокогама, Кавасаки, Тиба, Итихара. Из столицы планомерно выводятся предприятия материалоемких и экологически опасных отраслей3 и, напротив, активно развиваются новые наукоемкие производства.
Токийский Телеком-центр |
Вместе с тем в последнее время развитие даже наукоемких и высокотехнологичных производств в Токио все в большей мере отодвигается на второй план, уступая место функциям «принятия решений», управления, регулирования и контроля (прежде всего, сфера финансов, информации и деловых услуг). Токио намного опережает своих ближайших конкурентов — другие мировые города по концентрации руководящих органов ведущих глобальных бизнес-структур. Всего в городе действует около 3,4 тыс. иностранных компаний. По данным американского журнала «Fortune», здесь располагается свыше 80 штаб-квартир из числа 500 крупнейших корпораций мира и 9 из 12 крупнейших промышленно-финансовых групп Японии: «Мицубиси», «Хитати»4, «Ниппон Стил», «Ниссан», «Фудзи», «Тошиба», «Дайити», «Хонда» и «Сони». Каждая из них располагает колоссальным экономическим потенциалом и возможностями. Так, активы ТНК «Мицубиси» — составляют 78,6 млрд долл., в том числе 24,6 млрд за рубежом; годовая сумма продаж — 127,3 млрд, а общее число занятых — свыше 270 тыс. человек. Некоторые исследователи склонны считать, что именно Токио является сейчас ведущим центром по управлению всей промышленностью мира.
Монорельс |
Район Икебукуру.
|
За последние годы Токио заметно
укрепил свои позиции среди крупнейших
финансовых центров планеты. Здесь размещается
свыше 4/5 головных офисов всех национальных
банков, штаб-квартиры 8 из 10 крупнейших по активам
банков мира, 9 из которых японские;
концентрируется огромное количество
кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих
мировую торговлю и миграцию капиталов. Большое
международное значение имеет Токийская фондовая
биржа, основанная еще в период Мэйдзи в 1878 г. и
расположенная в центральном районе города Тюо.
По объему финансовых операций она сравнима со
знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и
Лондона. В 2003 г. на ней активно действовали 2132
компании. Общая капитализация компаний,
торгующихся на Токийской бирже, достигла пика в
1999 г. и превысила 450 трлн йен (около
4 трлн долл.); к 2003 г. она несколько
сократилась — до 250 трлн йен (около
2 трлн долл.). Ныне ежедневный оборот
торговли составляет порядка 10 трлн йен.
Общая стоимость корпоративных облигаций,
размещенных на токийской бирже, в 2003 г. достигала
420 трлн йен (около 3,8 трлн долл.). С
ноября 1999 г. на бирже действует секция по
размещению и торговле акциями
высокотехнологичных компаний «новой экономики»
— аналог системы «NASDAQ» в США.
Колоссальная концентрация национальных и
иностранных компаний и банков, действующих на
самых различных региональных рынках,
обусловливает высокий уровень востребованности
специальных технических и деловых услуг, к числу
которых относятся операции с недвижимостью,
страхование, аудит, юридические и бухгалтерские
услуги, консалтинг, маркетинг, PR-технологии,
реклама и многие другие. По большинству этих
видов деятельности в рейтинге мировых городов
Токио входит в первую десятку. Более того, именно
сектор бизнес-обслуживания отличается наиболее
высокой динамикой развития. За последние 10 лет
численность занятых в нем в японской столице
увеличилась на 52% и достигла 1,5 млн человек, что
практически вдвое больше, чем в Лондоне или
Нью-Йорке. Наиболее интенсивное наращивание
персонала отмечалось по следующим направлениям
деятельности: в службе подбора и найма
специалистов (в 7 раз), в
информационно-компьютерном обслуживании (в 3,5
раза), в сфере оказания управленческих услуг и
консалтинга (в 3 раза). По темпам прироста числа
компаний, согласно переписи предприятий Японии,
явно выделялись телекоммуникационные услуги и
разработка программного обеспечения. За период
1996—2001 гг. количество первых из них почти
утроилось, а вторых — увеличилось на 61,2%.
Вид на Токийский залив с птичьего полета |
С конца 90-х годов Токио становится бесспорным центром развития «новой экономики», основанной на переработке информации (в локальных сетях и сетях Интернета) и знаниях как главном бизнес-активе. Компании, внедряющие информационные технологии и работающие в секторе электронной коммерции, в настоящее время являются главным фактором экономического роста. Общенациональный оборот электронной торговли в 2001 г. составил 55 трлн йен (500 млрд долл.), а к 2005 г. ожидается увеличение данного показателя в 2 раза. В Токио эффективно функционирует насыщенная электронная инфраструктура, включающая высокоскоростные коаксиальные (0,6 мегабайт/сек.) и оптоволоконные (2 мегабайт/сек.) сети. В октябре 2001 г. в районе Большого Токио компания «NTT DoCoMo» впервые в мире внедрила мобильную телефонную связь третьего поколения с передачей видеоинформации и работой в сети Интернет. В муниципальных и городских организациях внедряются методы электронного управления, повышающие производительность труда служащих и экономящие время населения.
Токийский заливКосмический снимок |
1 Большая роль мелких и средних
предприятий — характерная черта всей
промышленности Японии. В целом по стране на них
приходится до 90% общего числа промышленных
предприятий, около половины всех занятых и 1/3
стоимости произведенной продукции.
2 Отметим, что Токио отличается
очень высоким уровнем образования населения.
Так, в 2000 г. среди лиц старше 15 лет выпускники
вузов составляли 35,3%, что существенно выше, чем в
среднем по стране (24,6%).
3 В конце 60-х годов, в результате
высокой концентрации промышленных предприятий и
транспортных средств, загрязнение окружающей
среды в Токио стало крупной социальной
проблемой. Именно тогда весь мир обошли
фотографии регулировщиков, которые в центре
столицы были вынуждены во время работы
пользоваться противогазами.
В 1969 г. было принято довольно жесткое
постановление токийского губернаторства о
контроле над загрязнением окружающей среды;
согласно постановлению часть промышленного
потенциала была выведена из центра Токио. В
результате в сжатые сроки с 1966 по 1972 гг. вдвое
сократилась концентрация двуокиси серы в
атмосфере города. Начиная с 1970 г. пригороды
Токио стали задыхаться от фотохимического смога,
первоначальная причина которого — повышение
концентрации в воздухе оксидантов и окислов
азота из-за выхлопов автомобилей. Для решения
проблемы все транспортные средства в
обязательном порядке были оборудованы
специальными устройствами, значительно
уменьшающими вредность выхлопа. Эта мера также
оказалась весьма действенной.
4 В русском языке чаще встречается
написание «Хитачи».