Образное восприятие территории
Формирование интереса к предмету
в курсе «География России»
8—9-й классы
С.В. ЛЫСЫХ
учитель Классической гимназии
г. Москва
Курс
«География России» имеет в своем содержании все
для того, чтобы стать стержнем, вносящим
системность во всю школьную программу (об этом —
статья И.Л. Тхуго в
№ 42/2003, с. 21—22), и занимает особое место среди
школьных предметов. Особое — потому, что этот
курс не только учит — он, и это главное,
воспитывает интерес к своей Родине, привычку
думать о ней. Известно, что для обучения важны
мысли, а для воспитания — чувства. Что же
объединяет мысли и чувства? Конечно же образ!
Образ потому, что он и мысленный, и чувственный
одновременно.
Образ — это, с одной стороны, понятия, суждения и
умозаключения, а с другой — ощущения, восприятия
и представления. Советский энциклопедический
словарь определяет образ как способ освоения
материала, характеризующийся неразрывным
единством чувственных и смысловых моментов.
Слово «образ» многозначно, и можно выделить
отдельные его значения.
Первое и наиболее часто употребляемое — это
зрительное понимание образа как облика, вида. В №
35 газеты «География» за 2003 г. на с. 22 приведены
задачи на узнавание субъектов Российской
Федерации по очертаниям: зрительный образ дается
через их контур. По 12 контурам приведены два
задания: определить (а) территорию и (б)
обозначенный город в ее пределах. Можно
предложить еще несколько нехитрых, но полезных
заданий.
1. Подпишите, к какому экономическому району
каждый из изображенных субъектов федерации
относится.
2. Ответьте, чем знамениты отмеченные на
картосхемах города.
3. Вспомните, какие еще города в пределах этих
территорий вам известны, обозначьте их кружками
(пунсонами). Кстати, можно еще раз вспомнить о
происхождении этого французского слова и о
старинных картах, гравированных по металлу (в
изначальном смысле пунсон — стальной
инструмент для гравирования точек).
4. Поднимите (обведите) границы:
а) синим цветом — совпадающую с береговой линией,
б) красным цветом — совпадающую с
государственной границей России.
5. Проранжируйте, пронумеруйте территории по
степени легкости их узнавания. (Легче всего по
контурам распознать Республику Бурятию и
Хабаровский край, чуть сложнее — Краснодарский
край, Республику Дагестан и Оренбургскую
область). Сделайте выводы о значимых для вас
признаках «дешифрирования» территорий. (Легче
распознать очертания той территории, на которой
ты живешь. Сравнительно легко узнаются и те
территории, очертания которых частично
совпадают с характерными береговыми линиями
морей, больших озер или привычными уже глазу
линиями государственной границы России.)
Можно задать коварный вопрос:
6. Контуры скольких субъектов РФ изображены на
рисунке?
(Коварство в том, что в задании приведено
казалось бы 12 контуров, но контур Краснодарского
края включает в себя выделенную белым цветом
Адыгею.)
Можно поговорить об изменении контуров
территорий во времени и здесь весьма кстати
будет статья из «Географии» № 1/2004 «Не торопитесь
наносить на карту Пермский край». При этом,
повторение форм правления, принципов
административно-территориального устройства и
различий между ними будет нелишним в конце года,
когда уже весна и учить что-то сложное, новое —
неохота.
В завершение можно поделиться с ребятами идеей о
«дарах географической карты». «Дары леса» — это
не только древесина и пушнина, но и причудливо
изогнутые ветви и корневища, в которых одаренные
художественным чутьем и вкусом люди угадывают
произведения искусства. Подправишь ножичком — и
уже не ветка, а изящная фигурка лесной ведьмы:
лесные скульптуры не только эстетичны, но и
практичны: подставка под лампу, небольшой столик.
Контуры территории дают не меньше возможностей
для творчества. Немного воображения, несколько
добавочных штрихов — и знакомые всем очертания
предстают в новом свете. Забавные рисунки
помогают лучше запомнить ту или иную территорию,
а если рисунки представляют собой не просто
случайные ассоциации, а отражают существенные
черты территории, например отрасли
специализации ее хозяйства; вот уже и двойная
польза. Например, не просто контур Финляндии, а
симпатичная улитка с неспешным финским
характером; Германия — ослепленная фашизмом,
Великобритания в образе леди с зонтиком (таким
образом обыграны контуры некоторых стран,
например, в серии «Картинки на карте»,
печатавшейся в «Географии» в 1998 г. в № 6, 9, 13, 14).
Можно дать домашнее задание: отыскать «дары
географической карты» в любом из субъектов РФ. По
выполнении домашнего задания можно провести
выставку под девизом: «Дары географической
карты» и поощрить авторов лучших рисунков.
Второе значение слова «образ» — это тип, что-то
типичное. Типичные особенности тех или иных мест
и явлений наилучшим образом раскрываются в
рубрике газеты, озаглавленной «Хрестоматия».
Возьмем, например, подборки «Метели, вьюги,
бураны» в № 1/2004 и «Каспий» в № 43/2003. Можно дать
следующее задание: после прочтения и выделения
ключевых слов переписать художественный текст
рубрики в учебно-научный. И, наоборот, текст
учебника по соответствующей теме стилизовать
под текст художественный. Как переложение
прозаического текста стихами расширяет
словарный запас, так и переделка художественного
текста в научный (или обратно) тренирует владение
специальной географической терминологией и
развивает умение писать и говорить по-русски. На
более сложном уровне можно задавать не просто
стилизацию, а под какого-то конкретного писателя.
Попробуйте со школьниками, например,
переработать текст Юрия Рытхэу о морских льдах
из «хрестоматии» в № 3/2003 в текст издательств
«Просвещение» или «Дрофа». Работа эта не
формальная и не филологическая, как многие могут
подумать. Перерабатывая тексты в иные «форматы»,
дети вынуждены понять, что написано в
исходном тексте, осмыслить содержание. В такой
ситуации исключается репродуктивный подход
«заучил—повторил».
Третье значение слова «образ» — это порядок или
способ действия. Оригинальный образ России дан в
статье «190° долготы» (№ 7/2003). Что с ним можно
сделать? Казалось бы, только одно: прочесть и
зазубрить. Но — заодно и повторить градусную
сетку, обратив внимание на ее умозрительность.
«География» № 7/2003, статья об автодороге «Амур».
Не использовать такие материалы просто
преступно, особенно с московскими школьниками,
уверенными, что основной вид транспорта в России
— это метро.
Если вдруг приходится заменять кого-либо из
коллег, газета меня просто выручает. Беру,
например, статью «О переписи, о русских и
нерусских. Новые данные об этническом составе
страны» (№ 45/2003), и 45 минут увлекательной
непринужденной беседы мне и детям гарантированы.
О том, как определяется национально-этническая
принадлежность человека? Кто из учеников кем
себя считает? Кто какой язык кроме русского и
английского знает? Как сказать «спасибо,
пожалуйста, привет, пока, с новым годом»
по-татарски, по-грузински и т. д.?..
Беру заметку «О деньгах» (№ 46/2003) и обсуждаю
отличия товара от услуги, сферы материального и
нематериального производства, вопросы
интеллектуальной собственности и пользовании
ею. Уверен, что этот материал не задумывался
автором как учебный, но как образно в нем собраны
проблемы выбора Россией своего будущего
экономического пути в доступной сознанию
девятиклассников форме!
Закончить мне хочется высказыванием Марка Твена
о том, что буквы и цифры не задерживаются в памяти
потому, что выглядят невыразительно и не
образуют Картин. Картины могут закрепить в
памяти почти все, особенно если эти картины
создаете вы сами. |