Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2004

Я иду на урок


Схематизированные карты
для учебных целей

Л.Т. БЕХТЕР
учитель географии гимназии № 22
г. Белгород

Изучение политической карты мира и отдельных регионов вызывает у школьников большой интерес. Так, 77% опрошенных старшеклассников хотели бы знать названия всех стран мира, их столиц и где они находятся. Однако эта учебная задача — изучение номенклатуры политической карты мира — представляет собой определенную трудность и для учащихся, и для учителя.
Характерные затруднения у учащихся при первичном изучении политической карты состоят в следующем:
— извилистые государственные границы для школьников иногда теряются среди других линий карт;
— не все школьники сразу могут научиться быстро и правильно определять по карте названия стран и их столиц, отличать их друг от друга, особенно при использовании цифровых обозначений;
— получение другой информации с помощью карты также затруднено; так, на обычном уроке географии только 20% семиклассников с первого раза смогли правильно определить все страны Африки, не имеющие выхода к морю.
У старшеклассников затруднения встречаются, прежде всего, при изучении номенклатуры регионов с небольшими по площади странами, с государствами Океании, Карибского бассейна, расположенными на островах, архипелагах.
Эти и другие затруднения во многом связаны с тем, что информация, имеющаяся на обычной политической карте, избыточна для конкретных учебных задач. Для подготовки учебной информации к гарантированному восприятию учащимися можно использовать схематизированные политические карты.
Речь идет о преобразовании учебной картографической информации, выполненной по определенным требованиям.
Для предлагаемых схематизированных карт эти требования довольно просты и сводятся в общих чертах к следующему:

1. На политической карте отмечаются характерные точки:
— места стыка границ территорий;
— крайние точки территорий;
— места сильных изгибов и перегибов береговой линии, линий границ, где существенно изменяется общее их направление;
— места расположения столиц, центров территорий и т. д.
Набор этих точек определяется типом решаемых задач, а их количество — «порогом узнаваемости» территории.

2. Пограничные характерные точки последовательно соединяют прямыми линиями. Если у страны имеется сосед — микрогосударство, то участок границы с ним проектируется на соответствующую прямую и выделяется. Полученная таким способом замкнутая ломаная линия очерчивает неправильный многоугольник — полигон, представляющий сильно упрощенный контур территории (рис. 1).

3. Страны-архипелаги оконтуриваются пунктирными линиями, отдельные крупные острова обозначаются схематизированным контуром, либо квадратами (прямоугольниками) соответствующих размеров, если нужно показать различия в их размерах.
При этом масштаб выбирается такой, чтобы взаимное расположение характеризующих точек (в том числе столиц, административных центров) соответствовало действительности, а названия легко читались (рис. 2).

4. Для схематизации политической карты части света, отдельного региона преобразование может последовательно проводиться не один раз. При этом вид чертежа упрощается еще больше, но соседство стран, положение столиц не должны искажаться (рис. 3).

Использование выполненной таким способом схемы в сочетании с обычной политической картой позволяет существенно облегчить изучение номенклатуры, решение других учебных задач на политической карте мира, региона.
Схематические карты успешно используются и в качестве контурных карт. На них отображаются как традиционные для политической карты сведения о государственном суверенитете территории, о государственном строе стран, так и многие другие сведения.
Интересное применение находят схематизированные карты при изучении социально-экономической географии России.
Схематизированные карты могут быть объектом творчества школьников, а наиболее удачные применяться в дальнейшей учебе.
Школьники воспринимают схематические карты сначала с удивлением, затем с интересом, довольно быстро привыкают к ним и с удовольствием с ними работают.
Несколько сложнее обстоит дело с учителями. Практически все учителя (и не только географии, но и истории) признают достоинства таких преобразованных карт, считают, что они могут облегчить изучение политической карты. Однако многим мешают уже устойчивые стереотипы, им труднее преодолевать соответствующие психологические барьеры. Конечно, применение схем вызывает много вопросов, на которые необходимо искать ответы на практике. Именно более широкое использование (в том числе и при подготовке учителей географии), дальнейшая экспериментальная отработка способов построения и технологий применения схематизированных карт на уроках географии может расширить арсенал средств обучения и начинающего, и опытного учителя.