Служба министерству, порядок,
благочиние, тишина, исправность
Отсутствие «чтения» проходило разделяющею
чертой не только между учениками, но и между
учителями. И они тоже делились на читающих и
нечитающих, на любящих книгу и не любящих книгу.
Кажется, это странно встретить в учителе
гимназии. Между тем уже в 1886 году при первом
посещении мною семьи одного учителя русского
языка я, на вопрос о чтении его взрослых детей,
услышал ответ, сопровождаемый полуулыбкой,
полусмехом:
— У нас, в дому, читают одного Пушкина. Дети, жена
и я.
— Ну что же, отличное чтение. Одного Пушкина
прочитать...
— Да не Александра Сергеевича. Мы ужасно любим,
собираясь все вместе, читать Пушкина,
рассказчика сцен из еврейского быта. Помираем со
смеху!
Не знаю этого Пушкина, и в первый и единственный
раз о «Пушкине, рассказчике из еврейского быта» я
услышал от этого учителя русского языка в
русской гимназии, уже прослужившего 25 лет в
министерстве народного просвещения, и который в
этом другом Пушкине находил более вкуса и
интереса, нежели «в том, в Александре Сергеевиче»,
которого он, однако, по обязанностям службы
преподавал ученикам едва очень охотно.
«Нечитающая» часть учителей симбирской гимназии
была, естественно, и «непросвещенною». Они были
тоже «реалистами текущего момента». Служба
министерству, порядок, благочиние, тишина,
исправность. Чтобы ревизии (из Казани, от
учебного округа) сходили хорошо да чтобы не было
«историй».
Василий РОЗАНОВ.
Русский Нил. 1907
|