Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2004

Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


Оренбургская область

 

Народы

Национальный состав населения

Знак Оренбургского казачьего войска. Начало ХХ в.
Знак Оренбургского
казачьего войска.

Начало ХХ в.

Одна из самых ярких черт Оренбуржья — многонациональность. На территории области проживают представители более чем 80 этносов (народов), относящихся преимущественно к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям. Самая многочисленная — славянская группа индоевропейской языковой семьи: русские (72% населения), украинцы, белорусы. Доля русских почти повсеместно превышает 50%, и только в Абдулинском, Асекеевском, Домбаровском и Ясненском районах она ниже 40%.
Историческое ядро русского населения составляло казачество, расселившееся издавна в Илекском, Оренбургском, Сакмарском, Соль-Илецком и некоторых других районах области. Казачье войско состояло не только из русских, но именно они составляли его основу.
Из других народов индоевропейской языковой семьи на территории области проживают немцы — представители германской группы. Значительная часть представителей этого народа в 90-е годы эмигрировала. Выезжают и евреи*.
Более 16% населения относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Самые многочисленные — татары; это второй по численности народ Оренбуржья, составляющий 7% всего населения области. Они проживают во всех районах и городах области, но особенно много их на северо-западе, в близких к Татарстану районах, а также вдоль среднего течения р. Урал. В Абдулинском и Асекеевском районах татары являются самым многочисленным народом (соответственно 29 и 45%). Довольно высока их доля в Матвеевском (29%), Сакмарском (19%), Пономаревском, Шарлыкском, Саракташском районах (по 16—17%).
Доля третьего по численности народа — казахов — около 5%. Основная их часть проживает в районах, граничащих с Казахстаном, а в Ясненском и Домбаровском районах казахи — самый многочисленный народ.
Башкиры живут в основном в районах, прилегающих к границе с Башкортостаном, а чуваши — на северо-западе области.
Уральская семья представлена мордовским, а также немногочисленным удмуртским и марийским населением. Мордва проживает в Оренбуржье повсеместно, но большая часть представителей этого народа сосредоточена на северо-западе — в Абдулинском, Бугурусланском и Северном районах, где их доля в населении высока и составляет соответственно 24, 38 и 35% населения.

Процессы, влияющие на
национальный состав населения

Обелиск Европа—Азия в Оренбурге
Обелиск Европа—Азия в Оренбурге

Современный состав населения формировался в течение длительного периода под воздействием как природных, так и социально-политических факторов.
Изменение этнического состава населения связано не только с миграциями, но и с различиями в уровне рождаемости разных этносов.
Повышенная рождаемость и малая миграционная подвижность тюркских народов, по сравнению со славянскими и другими народами индоевропейской языковой семьи, приводили к постепенному росту доли тюркоязычного населения. Однако в 90-е годы волна возвратных миграций из республик бывшего СССР привела к росту доли русского населения.
Разумеется, в таких многонациональных регионах, как Оренбургская область («этнических котлах»), на национальный состав населения оказывают влияние и процессы, которые приводят к изменению национальной принадлежности людей. Чаще всего это происходит в результате ассимиляции — растворения небольшого народа или его части в более крупном, среди которого он проживает. Процессы ассимиляции могут ускоряться, если этому способствует политика властей.
Показателем ассимиляции является изменение языковой принадлежности. 14% нерусского населения Оренбургской области считают родным русский язык. Особенно высока доля принимающих русский в качестве родного среди украинцев, мордвы, чувашей, евреев, немцев. Мусульманские народы более устойчивы к ассимиляции.
Значительная часть населения области двуязычна. Русский является языком межнационального общения. В настоящее время повысился интерес каждого народа к родному языку, который, как правило, используется только в быту. Особенно плохо знает родной язык молодежь.
Способствуют этническим процессам межнациональные браки. Каждый четвертый брак в Оренбургской области — межнациональный, особенно их много в населенных пунктах со смешанным населением. Дети в смешанных семьях чаще двуязычные.
В последние годы у народов, населяющих область, растет национальное самосознание. Это отражается в открытии общественно-национальных центров, выпуске газет и теле- и радиопередач на национальных языках, проведении дней национальных культур, открытии школ с изучением родного языка — татарского, башкирского, казахского, мордовского, чувашского, немецкого, украинского, а также в изучении национального языка в дошкольных учреждениях.

Различия и взаимное влияние
культур разных народов

Различия этносов заключаются не только в их названиях (этнонимах) и языках, но и в самосознании, стереотипах поведения, образе жизни, особенностях жилища, интерьера, одежды, пищи, обычаях и обрядах. Эти различия особенно заметны в местах компактного проживания того или иного этноса.
В процессе длительного совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур народов Оренбуржья. Так, русская колонизация привела к оседлости башкир, к развитию среди былых кочевников хлебопашества и ремесел, к переселению из юрт в избы, к изменениям в одежде и питании. Большому влиянию русских культурных традиций подверглись чуваши, удмурты, мордва. По данным социологических опросов 27% татар празднуют Рождество и Пасху, 5,5% крестят своих детей. Русские приобрели здесь некоторые черты культуры других народов. Например, знаменитый татарский чак-чак** — одно из любимых блюд всех оренбуржцев. Существуют примеры языковых заимствований.
Украинцы способствовали распространению свиноводства, птицеводства, огородничества, особенно среди казахского населения, проживающего в тех же районах, что и украинцы. Немцы повлияли на культуру живущего рядом башкирского, татарского и казахского населения.
Взаимовлияние проявляется и в сфере профессионального искусства, литературы, в традициях, этикете.

Черты, которые объединяют оренбуржцев

Несмотря на различия, есть нечто, позволяющее объединить этот конгломерат народов единым термином — оренбуржцы.
Оренбуржцы — большие патриоты своей области. Выросшие в степи, они любят свою землю и скучают вдали от этих скромных и даже унылых для постороннего наблюдателя пейзажей. Оренбуржцы дружелюбны и терпимы, они уважают как свою, так и иную культуру.
В ходе заселения территории много усилий требовало освоение края. Континентальный климат со снежными заносами, длинной холодной зимой и жарким засушливым летом требовал больших усилий и затрат труда для освоения этих территорий. Требовались усилия для распашки целины.
Трудолюбие и любовь к земле — одно из главных качеств оренбуржцев. Большинство горожан и в настоящее время имеют дачные участки, которые здесь называют садами-огородами, не столько для отдыха, сколько для обеспечения овощами и фруктами. Это большое подспорье для жителей всех национальностей.

Религии

Конфессиональная принадлежность населения Оренбургской области в значительной степени обусловлена ее географическим положением и отражает ее многонациональность, а также процесс заселения региона.
Оренбуржцы не слишком религиозны, как и большинство населения России. Однако религиозно-культурные традиции влияют на особенности культуры, поведения, образ жизни.
Преобладают, по числу верующих, православие и ислам суннитского толка. Кроме того, небольшая часть населения исповедует католицизм. Имеются лютеране, а также иудаисты.
Сектантство возникло в Оренбургской области еще в дореволюционное время. Большинство сект подвергались гонениям со стороны царских властей и православной Церкви. Степные просторы Оренбуржья оказались привлекательными для построения жизни с минимальным контролем властей. В настоящее время действуют секты христиан-баптистов, меннонитов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, иеговистов, мормонов, молокан и др. Большинство сект — в городах, главным образом в Оренбурге и Орске, но есть и сельские общины баптистов, старообрядцев, меннонитов.
В настоящее время на территории области зарегистрированы 325 религиозных объединений. Разумеется, религиозный состав не идентичен этническому, тем не менее традиционно православными являются представители славянских и финно-угорских народов, среди верующих тюркского населения преобладают мусульмане.
Православие и ислам представлены во всех районах области, но все же центр и запад — это зона традиционного преобладания православия; к востоку и югу от Оренбурга, а также на северо-западе области увеличивается число мусульман. Мусульмане преобладают среди верующих в Беляевском, Асекеевском, Акбулакском районах.
У представителей разных народов растет интерес к соблюдению религиозных обрядов. Так, свыше 65% русских крестят своих детей, свыше 96% — празднуют Рождество; 77% татар празднуют Курбан-байрам.


* Российских евреев, сохраняющих в быту язык дедов, также относят к германской языковой группе, так как говорят они на идише — языке германских евреев, сформировавшемся на основе немецкого. Современных евреев Израиля, которых заставляют учить иврит, следует относить к исконной для евреев семитской языковой группе. — Прим. ред.
** Чак-чак — мучные орешки с медом или медовый торт. — Прим. ред.