Оренбургская область
НародыНациональный состав населения
Одна из самых ярких черт Оренбуржья —
многонациональность. На территории области
проживают представители более чем 80 этносов (народов),
относящихся преимущественно к индоевропейской,
алтайской и уральской языковым семьям. Самая
многочисленная — славянская группа
индоевропейской языковой семьи: русские (72%
населения), украинцы, белорусы. Доля русских
почти повсеместно превышает 50%, и только в
Абдулинском, Асекеевском, Домбаровском и
Ясненском районах она ниже 40%. Процессы, влияющие на
|
Обелиск Европа—Азия в Оренбурге |
Современный состав населения формировался
в течение длительного периода под воздействием
как природных, так и социально-политических
факторов.
Изменение этнического состава населения связано
не только с миграциями, но и с различиями в уровне
рождаемости разных этносов.
Повышенная рождаемость и малая миграционная
подвижность тюркских народов, по сравнению со
славянскими и другими народами индоевропейской
языковой семьи, приводили к постепенному росту
доли тюркоязычного населения. Однако в 90-е годы
волна возвратных миграций из республик бывшего
СССР привела к росту доли русского населения.
Разумеется, в таких многонациональных регионах,
как Оренбургская область («этнических котлах»),
на национальный состав населения оказывают
влияние и процессы, которые приводят к изменению
национальной принадлежности людей. Чаще всего
это происходит в результате ассимиляции —
растворения небольшого народа или его части в
более крупном, среди которого он проживает.
Процессы ассимиляции могут ускоряться, если
этому способствует политика властей.
Показателем ассимиляции является изменение
языковой принадлежности. 14% нерусского населения
Оренбургской области считают родным русский
язык. Особенно высока доля принимающих русский в
качестве родного среди украинцев, мордвы,
чувашей, евреев, немцев. Мусульманские народы
более устойчивы к ассимиляции.
Значительная часть населения области двуязычна.
Русский является языком межнационального
общения. В настоящее время повысился интерес
каждого народа к родному языку, который, как
правило, используется только в быту. Особенно
плохо знает родной язык молодежь.
Способствуют этническим процессам
межнациональные браки. Каждый четвертый брак в
Оренбургской области — межнациональный,
особенно их много в населенных пунктах со
смешанным населением. Дети в смешанных семьях
чаще двуязычные.
В последние годы у народов, населяющих область,
растет национальное самосознание. Это
отражается в открытии общественно-национальных
центров, выпуске газет и теле- и радиопередач на
национальных языках, проведении дней
национальных культур, открытии школ с изучением
родного языка — татарского, башкирского,
казахского, мордовского, чувашского, немецкого,
украинского, а также в изучении национального
языка в дошкольных учреждениях.
Различия и взаимное влияние
культур разных народов
Различия этносов заключаются не только в их
названиях (этнонимах) и языках, но и в
самосознании, стереотипах поведения, образе
жизни, особенностях жилища, интерьера, одежды,
пищи, обычаях и обрядах. Эти различия особенно
заметны в местах компактного проживания того или
иного этноса.
В процессе длительного совместного проживания
происходило взаимовлияние и
взаимопроникновение культур народов Оренбуржья.
Так, русская колонизация привела к оседлости
башкир, к развитию среди былых кочевников
хлебопашества и ремесел, к переселению из юрт в
избы, к изменениям в одежде и питании. Большому
влиянию русских культурных традиций подверглись
чуваши, удмурты, мордва. По данным
социологических опросов 27% татар празднуют
Рождество и Пасху, 5,5% крестят своих детей.
Русские приобрели здесь некоторые черты
культуры других народов. Например, знаменитый
татарский чак-чак** — одно из любимых
блюд всех оренбуржцев. Существуют примеры
языковых заимствований.
Украинцы способствовали распространению
свиноводства, птицеводства, огородничества,
особенно среди казахского населения,
проживающего в тех же районах, что и украинцы.
Немцы повлияли на культуру живущего рядом
башкирского, татарского и казахского населения.
Взаимовлияние проявляется и в сфере
профессионального искусства, литературы, в
традициях, этикете.
Черты, которые объединяют оренбуржцев
Несмотря на различия, есть нечто, позволяющее
объединить этот конгломерат народов единым
термином — оренбуржцы.
Оренбуржцы — большие патриоты своей области.
Выросшие в степи, они любят свою землю и скучают
вдали от этих скромных и даже унылых для
постороннего наблюдателя пейзажей. Оренбуржцы
дружелюбны и терпимы, они уважают как свою, так и
иную культуру.
В ходе заселения территории много усилий
требовало освоение края. Континентальный климат
со снежными заносами, длинной холодной зимой и
жарким засушливым летом требовал больших усилий
и затрат труда для освоения этих территорий.
Требовались усилия для распашки целины.
Трудолюбие и любовь к земле — одно из главных
качеств оренбуржцев. Большинство горожан и в
настоящее время имеют дачные участки, которые
здесь называют садами-огородами, не столько для
отдыха, сколько для обеспечения овощами и
фруктами. Это большое подспорье для жителей всех
национальностей.
Религии
Конфессиональная принадлежность населения
Оренбургской области в значительной степени
обусловлена ее географическим положением и
отражает ее многонациональность, а также процесс
заселения региона.
Оренбуржцы не слишком религиозны, как и
большинство населения России. Однако религиозно-культурные
традиции влияют на особенности культуры,
поведения, образ жизни.
Преобладают, по числу верующих, православие и
ислам суннитского толка. Кроме того, небольшая
часть населения исповедует католицизм. Имеются
лютеране, а также иудаисты.
Сектантство возникло в Оренбургской области еще
в дореволюционное время. Большинство сект
подвергались гонениям со стороны царских
властей и православной Церкви. Степные просторы
Оренбуржья оказались привлекательными для
построения жизни с минимальным контролем
властей. В настоящее время действуют секты
христиан-баптистов, меннонитов, адвентистов
седьмого дня, пятидесятников, иеговистов,
мормонов, молокан и др. Большинство сект — в
городах, главным образом в Оренбурге и Орске, но
есть и сельские общины баптистов, старообрядцев,
меннонитов.
В настоящее время на территории области
зарегистрированы 325 религиозных объединений.
Разумеется, религиозный состав не идентичен
этническому, тем не менее традиционно
православными являются представители
славянских и финно-угорских народов, среди
верующих тюркского населения преобладают
мусульмане.
Православие и ислам представлены во всех районах
области, но все же центр и запад — это зона
традиционного преобладания православия; к
востоку и югу от Оренбурга, а также на северо-западе
области увеличивается число мусульман.
Мусульмане преобладают среди верующих в
Беляевском, Асекеевском, Акбулакском районах.
У представителей разных народов растет интерес к
соблюдению религиозных обрядов. Так, свыше 65%
русских крестят своих детей, свыше 96% — празднуют
Рождество; 77% татар празднуют Курбан-байрам.
* Российских евреев, сохраняющих в быту
язык дедов, также относят к германской языковой
группе, так как говорят они на идише — языке
германских евреев, сформировавшемся на основе
немецкого. Современных евреев Израиля, которых
заставляют учить иврит, следует относить к
исконной для евреев семитской языковой группе. —
Прим. ред.
** Чак-чак — мучные орешки с медом или
медовый торт. — Прим. ред.