Уроки, извлеченные
из преподавания географии
С.А. ТАРХОВ
доктор географических наук, старший научный
сотрудник
Института географии Российской академии наук
Я
не был преподавателем ни в школе, ни в вузе, но
мне, работнику академического института,
пришлось им стать по двум причинам. Сначала я
превратился в репетитора собственного сына по
экономической географии России. А через четыре
года после этого академическая нищета заставила
меня пойти на ниву просвещения. Опыт
преподавания географии (в виде общей географии,
социально-экономической географии и туристского
страноведения) у меня пока небогатый, но все же
кое-какие уроки извлечь для себя я уже смог. А
посему хотел бы поделиться ими с коллегами. Может
быть, что-то и пригодится «в хозяйстве» из моего
небольшого преподавательского арсенала.
Итак, по порядку.
Первое впечатление
Первое мое впечатление от уровня знаний
школьников было прямо-таки ошеломляющее:
АБСОЛЮТНОЕ НЕЗНАНИЕ ГЕОГРАФИИ — ни
географической номенклатуры, ни географической
карты, ни закономерностей размещения природных и
социально-экономических объектов по земной
поверхности. Это незнание относилось и к
студентам в вузе, в котором я начал преподавать и
сразу принимать экзамены и зачеты. ПОЛНЫЙ НОЛЬ!
Вот примеры с зачета по географии у студентов 1-го
курса (то есть сразу после школы):
Какая главная река Европы? — Амазонка.
Показываю на карте Северной Америки Кордильеры
и Скалистые горы и спрашиваю, как называются эти
горы? — Гималаи и Альпы.
Назовите крупнейшие города Европы. — Англия,
Франция... — А еще? — Италия. (Ну, хорошо, что не
Китай.)
Где расположена пустыня Сахара? — На юге
Русской равнины.
Перечень таких «перлов» бесконечен. В чем же
дело? Что случилось со школьной географией? Ведь,
когда я учился в школе 40 лет назад, такие вещи
были нонсенсом. Видимо, что-то страшное случилось
со школой. Я стал выспрашивать студентов, почему
они так плохо знают карту, номенклатуру, вообще
ничего не знают о природных зонах и высотной
поясности, что такое ландшафт, чем отличается
Азия от Африки, какие существуют типы климата и
т.д. Ответы были просты как коровье мычание: у нас
не было географии, так как это — непрофильный
предмет (это — в Москве, а что же на периферии?); у
нас не было учителя географии; учитель не любил
нас, неинтересно рассказывал; учитель перегружал
уроки информацией и нас «тошнило» от количества
фактов и цифр.
Самый простой ответ: мне было неинтересно,
скучно.
Итак, школьники НЕ ЗНАЮТ ГЕОГРАФИЮ.
Уроки школьной географии
Мытарства по освоению этого весьма занудного
по содержанию курса географии России, а также
краткий вариант ответов на главные вопросы курса
(на уровне «чайников») описаны мною в двух
номерах газеты за этот год (№ 10 и 13). Многие
преподаватели будут смеяться над простотой моих
ответов на вопросы. Но я вас уверяю, что даже этот
смешной минимум знаний большинство школьников
освоить не в состоянии. Так что смеяться пока
рано. Главными трудностями при освоении этого
курса стали: сухость и скучность текстов,
перегрузка учебников количеством заводов, цифр.
Чтобы освоить даже этот минимум знаний, пришлось
сильно потрудиться. Главными приемами стали
упрощение материала, сокращение информации,
использование простого и понятного языка. Итак,
вот основные приёмы, которые я вынес из
подготовки собственного сына к экзамену.
1. Простые и понятные предложения,
отражающие главное содержание вопроса.
Отбрасывание мелочей и деталей.
2. Мизерные порции географической
информации по отрасли или по району.
3. Минимум географических названий (5—7
на район) и заводов в отрасли.
4. Минимум цифр о населении и объемах
производства (лучше их округлять до десятков).
5. Изнурительное ползание по карте
вместе с учеником (лучше с двумя), чтобы они
вместе с тобой научились читать карту (давать им
при этом объяснения и главную информацию об
объекте), находить на ней информацию без твоей
помощи. Для этого необходимо «пропускать через
лазание по карте» всех учеников без исключения.
На это требуется много времени.
6. Железная терпимость к ошибкам и
незнанию и мягкое и толерантное их исправление,
объяснение, в чем заключается ошибка.
7. Изучение непонятных географических
названий путем их объяснения или с
использованием ассоциаций (иногда шуток:
Постойнска Яма = отстойная яма, Эстремадура —
через слово «дура» и т.д.).
Опыт преподавания в вузе
Четыре месяца я преподаю в вузе. Сначала
дочитывал социально-экономическую географию
мира, затем принимал зачет по физической и
экономической географии мира, затем — по
географии туристских центров России. И пришел к
тому выводу, с которого начал статью, — школьники
не знают карты вообще: где что находится, сути
принципов размещения природных и
социально-экономических объектов. Если они не
знают номенклатуры, то уж о закономерностях
размещения и речь не идет. Какая тут наука, когда
не знают элементарных вещей. Здесь-то как раз и я
понял, что с нынешней школой (речь в первую
очередь идет о московских школах) приключился
страшный кризис. Она НЕ ДАЕТ МИНИМУМА
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СТРАНЕ И МИРЕ.
Поэтому моей главной задачей стало латание дыр,
доставшихся мне от школы. То есть — дать минимум
знаний, чтобы они хоть что-то знали. Я читаю
сейчас курс туристского страноведения для
студентов второго курса. Ребята у меня хорошие,
хотят знать, я это хорошо чувствую. Поэтому
стараюсь вложить в них знания по этому предмету.
Это — некоторые элементы физической и
социально-экономической географии по всем
странам мира, а также по географии туризма
(курорты и достопримечательности). Мы изучаем
одну часть света за другой. Приблизительно 45%
объема — это Европа, 55% — всё остальное. На весь
мир у нас — 68 часов, включая 6 часов на три
контрольных работы.
Даем только главные отрасли хозяйства (на чем
специализируется страна), уровень душевого ВВП
(студенты у меня требуют эту цифру — сколько
долларов на человека в год приходится); главные
характеристики населения (общая численность,
этнический и конфессиональный состав, главные
языки); главные природные объекты (рельеф, климат,
реки, озера, моря), национальные природные парки,
главные города и курорты, историко-культурные
объекты — визитные карточки страны.
Страну изучаем по подробной общегеографической
карте.
1. Рисуем на доске мелом (а студенты в
тетрадях — карандашами) контур страны. Он
получается не всегда хорошим, мы смеемся, и таким
образом студенты сразу запоминают этот контур
(ну и уродина у нас из Франции получилась!). Но это
— не главное. Главное — его правильно заполнить,
не нарушив топологию (взаимное расположение)
объектов внутри.
2. Наносим сначала главные
физико-географические объекты с пояснениями по
каждому из них: горы, равнины, реки, озера, заливы,
вулканы, природные парки.
3. Делим всю территорию страны на
исторические области или крупные районы.
4. Каждую область или район заполняем
социально-экономическими и историко-культурными
объектами: большие города, курорты, национальные
парки, старинные города, центры паломничества и
т.д.
5. После заполнения карты устраиваю
«прогон» всех студентов (по 2 человека) по карте
(рядом на доске — схематический чертеж страны).
Показываю каждой паре всё те же объекты молча
указкой, заставляю читать географическое
название каждого из них и даю главную
характеристику этого объекта (паломнический
центр Фатима в Португалии, центр производства
вина кьянти, город Ромео и Джульетты — Верона и
т.д.). Для этого картографического прогона я
оставляю 10 минут в самом конце занятия, но пройти
через карту должны все студенты. Если не
погоняешь по карте, они ничего знать не будут. Так
что на карту надо отводить 10—15 минут в самом
конце занятия. Сначала все боятся выходить, но
уже на втором занятии образуется очередь
желающих. Если не успеваешь — студенты
недовольны, что я их не гонял по карте.
6. Группа получает комплект контурных
карт, для каждой страны — отдельная карта, для
небольших стран — одна карта на группу стран
(например, Северная Европа, бывшая Югославия и
т.д.). Студенты их сами размножают на ксероксе, и у
каждого из них получается полный комплект. Они
заполняют контурные карты дома, используя наши
классные чертежи-полукарты, а также обычные
атласы. Сдают постепенно (по мере прохождения
стран). Я их проверяю, исправляю красной ручкой
все ошибки и дорисовываю пропущенные объекты из
нашего обязательного списка. Возвращаю им
обратно. У каждого студента накапливается набор
контурных карт по всем странам мира. Это будет
подсказкой на экзамене: я попрошу каждого
студента показать его набор контурных карт и
разрешу пользоваться при подготовке только
собственными картами.
7. По каждой части света (из-за нехватки
времени мы разделили весь мир на 3 части: Европа,
Азия+Африка, Америка+Австралия+Океания) студенты
должны написать реферат объемом 3—5 страниц по
определенному плану, а затем сделать небольшой
доклад по своей стране на коллоквиуме. Всего у
нас три коллоквиума. На одного студента
приходится 5—7 минут. Накануне коллоквиума я
собираю подготовленные тексты рефератов,
проверяю их, отмечаю недостатки, прошу
рассказать в докладе только о наиболее
интересных вещах в их стране. Страны распределяю
заранее с полным покрытием части света. За доклад
ставлю оценку. Иногда доклад лучше, чем реферат.
Чаще студенты их читают — не умеют рассказать
без текста. Приходится их учить говорить о самом
главном в ходе такого чтения.
8. На экзамен студент приходит с тремя
оценками по трем рефератам. Он уже знает, как
минимум, три страны мира и структуру изложения
материала. У него также полный комплект
заполненных контурных карт с моими пометками. К
этому моменту я уже знаю, кто на каком уровне и
что он из себя представляет. Самым
работоспособным я уже точно поставлю
положительную оценку автоматом, но все же
немного погоняю по карте: попрошу показать
несколько разных объектов природы, городов и
небольших экзотических стран и островов в разных
частях света. Остальные готовятся по билетам,
отвечают и потом проходят «горнило» карты. Этих
студентов я спрашиваю по полной программе. Если
знает плохо, отсаживаю на «галерку» с
дополнительными вопросами и списком
номенклатуры. Бывает, что некоторые делают
четыре круга за экзамен. В конце концов у них
происходит «прорыв», и на четвертый раз они уже
отвечают на простые вопросы без запинки.
Результат такой: почти все студенты знают
минимум, более половины знают даже больше этого
минимума, четверть знают много.
Итак, экзамен (зачет) — это форма интенсивного
обучения для отставших и лентяев. Вместо
положенных 3 часов, зачет я принимаю 6 часов,
экзамен — 8—9 часов вместо 6. Но после экзамена с
обязательным «прогоном» по карте — каждый
студент знает по крайней мере минимум. Как-то
после январского экзамена по географии России, я
спросил своих студентов, помнят ли они о Куршской
косе, Старой Руссе, Кунгурской пещере, плато
Путорана, какие курорты входят в группу
Кавказских Минеральных вод и Сочи. Они мне
ответили: еще бы, мы помним это и будем это
помнить еще долго.
Существует еще проблема обучения лентяев и
двоечников. К ним приходится применять
нестандартные подходы. Например, когда уже 2/3
студентов давно сдали все контурные карты и
рефераты, я подхожу к этим отстающим лентяям и
пытаюсь расшевелить их, вытаскиваю к карте еще
раз и гоняю их в хвост и в гриву, но терпеливо,
объясняя им все и прося их прочитать названия
городов и рек, объясняю им главные
характеристики этих объектов. Когда не унижаешь,
а мягко, но твердо учишь, происходит невидимый
сдвиг. На следующем занятии они уже сидят и
рисуют карты вместе со всеми, спрашивают, какую
страну им описать в реферате. Иногда приходится
прибегать к методу «пряника» — поставить
условную завышенную оценку, взяв при этом с него
слово, что эту оценку он получит в журнале, когда
сдаст мне комплект заполненных контурных карт.
Главное — заинтересовать их разными странами,
интересными фактами или объектами. Одним словом,
нет лентяев, в каждом студенте можно расшевелить
интерес. Как только этот интерес появляется,
человек превращается из лентяя в нормального
студента.
У меня на глазах идет «оживление» студентов, на
лекции и семинары их ходит все больше. Использую
я и другие методы «оживления» лентяев — шутливое
осуждение их лени перед остальными студентами, с
использованием их собственного молодежного
лексикона. Это средство очень помогает.
Двоечникам и лентяям необходимо помогать, не
ставить им сразу двойки, а подталкивать,
расшевеливать, стимулировать всеми возможными
способами.
Вот таковы уроки, извлеченные мною из
преподавания географии.
Горы Испании
Реки Испании
Исторические области Испании
Города Испании
Туристические объекты Испании
|