Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2004

Опыт


Музей в Ванино

Руководитель школьного краеведческого музея «Паллада» Анна Дмитриевна Лукиных
Руководитель школьного
краеведческого музея «Паллада»
Анна Дмитриевна Лукиных

Ни для кого не секрет, что сегодня резко снизился уровень духовной культуры в обществе. В большей мере наших девочек и мальчиков привлекают образцы легкой культуры, освоение которой не требует серьезной умственной и духовной работы. А средства массовой информации, как бы сговорившись, обрушили на подростков духовный террор, банальное хулиганство, прекрасно понимая, что достаточного иммунитета у них против всего этого еще нет — они не умеют отличить черное от белого.
С каким-то ожесточением, можно сказать даже с безумием, в стране разрушаются веками сложившиеся ценности, идеалы. Снижается интерес к истории своего Отечества. Она переписывается, фальсифицируется.
В этой ситуации, в период разрушения и попытки сформировать «деидеологизированную» школу, было принято решение создать историко-краеведческий музей. Главная задача музея определена так: «Наполнить детские сердца историей памяти». Материалы для музея собирали в течение ряда лет учащиеся школы в этнографических, археологических экспедициях, организованных учителем А.В. Шашкиной, которая стояла у истоков создания музея. Сейчас пополнением музея материалами в основном занимается поисковая группа, но привлекаются и учащиеся школы, родители. Источники комплектования музейного фонда разнообразны: от направленных планомерных розысков до случайных поступлений. На сегодня музейный фонд включает 1100 экспонатов, из них 600 экспонатов — основной фонд. Это, прежде всего, фотографии, рукописи, письма с фронта, документы, книги, отражающие историю развития района, деятельность выдающихся личностей, а также орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, образцы живой и неживой природы. Имеются раритеты: ритуальная фигурка для орочей-новобрачных, серебряные украшения орочей.
Кроме того, создан большой вспомогательный фонд: кино- и фотодокументы, карты, схемы, картины, макеты; рефераты исследовательского характера, которые будут оказывать неоценимую помощь в работе следующим поколениям.
В 2003 г. музею исполнилось 10 лет. Школа стала базовой в районе по краеведению и туризму. Музей награжден грамотами Министерства образования Хабаровского края, дипломами за лучшие исследовательские работы.
Музей стал центром методической работы: здесь проводятся семинары директоров школ, учителей географии, истории, организаторов туристско-краеведческой работы.
Актив музея — более 50 человек. Это учителя истории, географии, литературы, представители общественных организаций: районного Совета ветеранов Великой Отечественной войны и труда, районного общества «Мемориал», редакции газеты «Восход», родители.

В экспозиции, посвященной животному и растительному миру Ванинского района

В экспозиции, посвященной животному и растительному миру Ванинского района

В экспозиции, посвященной животному и
растительному миру Ванинского района

Руководит работой, планирует ее и направляет в русло патриотического воспитания Совет музея — 15 человек (учащиеся 7—11-го классов). План музея — часть общешкольного плана работы и стержень патриотического воспитания школьников.
Так как главное направление в работе — историческое краеведение, основные материалы музея освещают историю открытия, исследования, освоения побережья Татарского пролива, а также развитие Ванинского района, которому в 2003 г. исполнилось 30 лет.
На стендах музея развернуты экспозиции:
— «Отважные сыны России» (о деятельности Амурской экспедиции, о ее участниках, о Н.Н. Муравьеве-Амурском, вдохновителе и организаторе экспедиции; о М.К. Бошняке, первым из русских вступившем на нашу землю).
— «Он сделал мир богаче» (о В.К. Арсеньеве и его сподвижниках, их исследованиях на территории Ванинского района).
— «Орочи — коренное население Ванинского района» (основные занятия, традиции, обычаи, религиозные верования).
— «Путь к океану» (о строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, порта).
— «Этап длиною в жизнь» (о Ванинской пересылке).
— «И это все — наш Ванинский район» (история образования, развития района, о людях труда, о ветеранах Великой Отечественной войны и др.).
По всем этим направлениям ведется экскурсионная работа. Работает школа экскурсоводов, которые с учетом возрастных особенностей ребят проводят беседы, обзоры, выставки, тематические встречи.

Ритуальные фигурки орочей-новобрачных
Ритуальные фигурки орочей-новобрачных

Каждый экспонат — и вещественный, и письменный — работает. Наша главная задача состоит не только в том, чтобы как можно больше собрать краеведческого материала, но главное — через него воспитывать у ребят любовь к своему краю, району, вырабатывать у них навыки работы с историческими документами и умения излагать свои мысли.
Наиболее эффективно на базе музея проводятся уроки, чаще интегрированные (история—география, история—литература, история—ИЗО и др.).
Так, в младших классах на уроке «Фольклор малых народов Дальнего Востока» учитель, используя экспонаты музея, раскрывает не только жизнь, быт орочей, но и показывает предметы труда, быта, знакомит (в этом ему помогают краеведы) со сказками, легендами, обычаями и традициями этого народа. На уроке географии по теме «Малые народы Ванинского района» мы раскрываем вопросы расселения орочей, эвенков, их традиционные занятия.
Экспозиции музея и накопленный материал позволяют на высоком уровне провести в старших классах уроки по развитию производительных сил района.
Интересно проводятся уроки литературы на тему «Поэты и писатели Ванинской пересылки». Ребята читают стихи, воспоминания прошедших через Ванинскую пересылку А. Жигулина, В. Шаламова, В. Янковского, А. Сандлера, слушают в записях песни В. Козина, выступления оркестра Э. Рознера.
С учетом того, что музей действует в сфере дополнительного образования, на его базе проводятся игры, праздники, где ребята более активно проявляют свои индивидуальные способности и в то же время постигают основы музейной культуры, прослеживают взаимосвязь различных исторических этапов.
Часто, побывав в музее один-два раза, ребята «заболевают» музейной жизнью и работают в нем до выпуска. Одни с интересом занимаются поисковой работой, у других лучше получается организация мероприятий, а третьи — мы их называем эрудитами — готовят материал не только для выступлений в школе, но и на радио, в районную газету «Восход». Тем самым расширяют аудиторию своих слушателей, проводят просветительскую работу среди населения района.
При оформлении экспозиции, посвященной нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, широко привлекались родители, так как письма, награды военных лет — это семейные реликвии.
Надо видеть, как загораются глаза детей, когда они видят фотографии и воспоминания своих прадедушек, бабушек на стендах музея.

Наряду с краеведческой «Палладой» в Ванино действует и другой школьный музей — «Багульник» (экологический). На снимке — сотрудники обоих музеев: руководитель «Паллады» А.Д. Лукиных (сидит), соруководители «Багульника» учитель географии Т.В.Нефедова (слева), учитель биологии и экологии С.Н. Литвиненко (справа)

Наряду с краеведческой «Палладой» в Ванино действует и другой школьный музей — «Багульник» (экологический). На снимке — сотрудники обоих музеев:
руководитель «Паллады» А.Д. Лукиных (сидит), соруководители «Багульника» учитель географии Т.В.Нефедова (слева), учитель биологии и экологии
С.Н. Литвиненко (справа)

За прошедшие 10 лет у нас не было проблемы с поисками тем. Нет недостатка и в посетителях. Ежегодно через его зал проходят тысячи наших школьников и гостей из других школ района, воинских частей, родителей, ветеранов. Только в текущем учебном году проведено 102 экскурсии, 48 уроков, 6 встреч. Собраны материалы о 14 ветеранах Великой Отечественной войны, двоих участниках Чеченской войны (наши выпускники).
Решая воспитательные задачи через краеведческую работу, мы стараемся воспитать истинных патриотов своей страны, обеспечить живую связь поколений и приобщить ребят к истории семьи, района, края, страны, тем самым обеспечить духовный рост и высокую гражданственность.

А.Д. ЛУКИНЫХ,
руководитель музея «Паллада»,
Почетный работник общего образования
Российской Федерации
Анна НИКИТЕНКО,
директор музея,
ученица средней школы № 3
пгт Ванино, Хабаровский край