Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2004

Интернет-ресурсы для урока


Чувство места

Алексей МИТРОФАНОВ.
Города России. Сайт для любителей российских городов//www.rusgorod.ru

Чего авторы наших учебников по географии не умеют делать? Показывать отличия одного места от другого. То есть в сущности не умеют быть географами и не умеют учить географии.
Если мы не смогли открыть детям глаза на то, что есть места хлебные, есть — красивые, есть — вызывающие ироническую улыбку, есть — голодные, но денежные, есть — пугающие, есть — очень полезные, есть — бередящие душу, есть — успокаивающие, есть — монотонно однообразные, есть — кричаще пестрящие, есть — гармоничные, есть — стягивающие в себя связи мира, есть — втуне лежащие на обочине мировых процессов, есть — героические, есть — златокипящие, есть — напичканные электроникой, есть — опасные, есть — жаркие, есть — процветающие и есть — счастливые, если на все это мы не смогли открыть глаза наших учеников, то дальнейшее обучение географии (если только оно не станет репродуктивно профессиональным) обречено на неуспех.
Мы на уроках должны помочь ребенку осознать, что каждое реальное или мысленное перемещение в пространстве, от места к месту, способно удовлетворить какие-то его новые потребности, желания, соответствовать его определенным настроениям, душевному состоянию, дарить удовольствия и довольствие. Пока ученик не почувствовал это, пока ему вещают про «оболочки» и «комплексы», он даже и главному в географии — карте учиться не будет: зачем ему знать взаиморасположение объектов, никак не окрашенных, не вызывающих в душе и разуме никакой реакции?
Как же рассказать об одном месте так, чтобы все поняли, почувствовали и раз и навсегда запомнили, что местность А — это совсем другое, чем местность Б, что город Х отличается от города Y, как Евгений Онегин от Татьяны Лариной? (Задумывались ли вы, почему школьники никогда не путают Онегина и Татьяну, а вот Саратов с Самарой перепутать ничего не стоит?). Этому нужно учиться, и всем нам этому нужно учиться заново, в ближайшие год-два. Заново — потому, что закоснелая в «схеме характеристики территории» наша педвузовская география не смогла дать полноценного образования учительству. Учиться в ближайшие два-три года — потому, что в эти сроки мы должны осуществить облагораживание нашего предмета, ведь школьная география с ее нынешним, не ориентированным на личность содержанием неуклонно теряет общественный престиж, родительское доверие, детскую заинтересованность. КПД обучения географии по существующим программам измеряется ныне процентами первого десятка.
Как тяжело отказаться от «характеристики по плану», от привычных перечислений! Как тяжело учиться анализировать информацию и выбирать главные, отличительные черты! Как тяжело учиться переживать территорию и концентрированно выражать свою эмоцию!
На каких примерах учиться? Вот один. Это ресурс Города России. Сайт для любителей российских городов. Автор сайта — Алексей Митрофанов. Кто он таков? Да неважно. И хотя человек он известный, представляет себя на сайте так: О себе писать невыносимо сложно. Гораздо проще, например, писать о городах России. Чем я, как правило, и занимаюсь.
Сайт небольшой и почти весь состоит из фотопутеводителя по шести десяткам местностей (в основном — городов) России. Вот они: Абакан, Архангельск, Астрахань, Брянск, Великий Новгород, Витославлицы, Владимир, Вологда, Воронеж, Дмитров, Егорьевск, Екатеринбург, Зарайск, Звенигород, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Калуга, Каргополь, Кижи, Коломна, Кострома, Краснодар, Кронштадт, Марциальные Воды, Минусинск, Москва, Муром, Нижний Новгород, Новороссийск, Ногинск, усадьба Ольгово (Дмитровский район Московской обл.), Онега, Орел, Петрозаводск, Полотняный Завод, Ростов Великий, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Светлогорск, Сергиев Посад, Смоленск, Солнечногорск, Соловки, Сочи, Суздаль, Таганрог, Тверь, Тула, Тутаев, Уфа, Царское Село, Шушенское, Шуя, Энгельс, Ярославль. Список вполне может претендовать на то, чтобы составить основу джентльменского набора российского школьника: знаешь эти 60, видишь их особенности, понимаешь их роли, знаешь и осмысляешь их расположения — ты уже годишься на звание начинающего гражданина своей страны. Но дело не в списке. Дело даже не в фотографиях (они очень хороши сюжетно, но небольшие, камерные). Дело в коротких текстах, сопровождающих фотографии, — иногда остроумных, порой саркастичных, изредка лиричных, не всегда объективных, часто по-юношески снисходительно-недопродуманных, но высвечивающих в каждом городе запоминающееся. А для школьного географического образования — для первого раунда гносеологического поединка личности с пространством — не это ли и надо? Когда ты узнаешь многие местности, когда начнет из них сплетаться картина и карта, тогда можно будет и обобщать, и выискивать причины, и делать прогнозы. Но это уже в высшем образовании, в годы будущей работы в госуправлении, в фирмах, в науке...
А пока знакомимся с местностями. С помощью Алексея Митрофанова.

С.В.РОГАЧЕВ

 

Абакан — хакасская столица.
И вместе с этим — один из самых молодых региональных центров. Город появился в 1931 году, и разумеется, здесь не найдешь дореволюционной старины. Город этот — полностью советский, что становится более-менее понятно сразу, еще на границе Абакана.
Архангельск — город северный, холодный, неприютный. В первые же минуты путешественник осознает, почему именно в эти края ссылали неугодных государству граждан. Стоит лишь увидеть это низкое, тяжелое и безнадежное небо — и сразу становится ясно: назад пути нет.
А еще тут, в обычных городских квартирах, до сих пор пекут козули — специальные архангельские расписные пряники.
Брянск — город черноземный, по-советски помпезный и немного диковатый. Он, впрочем, не виноват ни в том, ни в другом и ни в третьем. С черноземьем все понятно — родину не выбирают. Диковатость — следствие огромного количества густых лесов (кстати, принято считать, что Брянщина — родина Соловья Разбойника). А архитектурная помпезность — следствие немецких бомбежек. Ну каким еще может быть город, практически заново выстроенный в середине двадцатого века? Спасибо, архитекторы иной раз все-таки старались в новых зданиях хотя бы частью, но воспроизводить черты стоявших в данном месте, но разрушенных в войну. Как, к примеру, в случае с гостиницей «Чернигов».
Зарайск находится в стороне от трассы Москва—Рязань. Видимо, в силу как раз этой отстраненности древний город в наши дни находится в упадке. Не так давно в Зарайске выпустили карту города с обозначением каждого дома (но без указания масштаба). Глядя на эту карту думаешь, что на осмотр Зарайска потребуется минимум неделя — так много здесь всяческих зданий. Лишь оказавшись на месте, поймешь, что город — миниатюрный. Просто эти самые дома — простые деревенские избушки в три окошка.
Город Иваново (в прошлом — Иваново-Вознесенск) — фабричный, сумрачный и в общем неприютный. В общественном сознании Иваново — в первую очередь город невест. Да, так действительно было в послевоенное время, когда со всей страны юные девушки съезжались сюда поднимать текстильную промышленность. Не трудно вычислить, что знаменитым ивановским невестам сегодня лет по восемьдесят и у них есть внуки с внучками примерно в равной половой пропорции. Тем не менее на привокзальной площади туристов встречает не традиционный Ленин, а символическая голова ивановской невесты.
Андрей Платонов в «Сокровенном человеке» называл Новороссийск глупым городом с неровным, порочным климатом. Характеристика безжалостная и отчасти верная. Город на черноморском побережье, но при этом не курорт. В жарком воздухе носится цементная пыль, а городской пляж — всего лишь узкая и неуютная полоска из бетона. К тому же ближе к осени здесь начинается норд-ост — пронзительный, холодный ветер, буквально валящий новороссийцев с ног. Ходить при таком ветре очень утомительно.
Уфа — один из своеобразнейших российских городов. В отличие, к примеру, от Казани, где татарская культура очевидно подминает русскую, или Ижевска, где, напротив, русская культура явно держит верх над титульной удмуртской, в тихой, заснеженной, почти деревенской Уфе установился некий паритет культур. Мечети мирным образом сосуществуют с православными церквами, вывески — большей частью на двух языках, а в меню здешних кафе соседствуют свинина и конина.
Энгельс — город близ Саратова. Фактически же, его спальный район. Два этих города разделены лишь Волгой. Переедешь через мост — и ты в Саратове. Не удивительно, что жители города Энгельса ездят в столицу области работать, а жители Саратова охотно посещают энгельсовские недорогие рестораны.
Вышло так, что Краснодар, будучи центром региона, оказался как бы в тени собственных райцентров — Сочи, Анапы и Новороссийска. Видимо, отчасти как раз это обстоятельство позволило городу Краснодару развиваться, не оглядываясь на мнение посторонних. Краснодар на редкость самобытен. Здешние достопримечательности вовсе не такие, как в большинстве российских городов. Это, к примеру, рынок — один из колоритнейших, ярчайших рынков государства.