Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2004

Урок


ЗАЛИВ

Снимок расположен так, что верх в общем соответствует северу, но точно снимок не сориентирован

Снимок расположен так, что верх в общем соответствует северу,
но точно снимок не сориентирован

Базовый уровень
1.
Что за территория изображена на снимке? Попытайтесь определить это по карте мира.
2. Как называется полуостров?
3. Как называется залив между полуостровом и континентом?
4. Акватория какого океана изображена на снимке?
5. Территории каких государств попадают в рамку снимка?
6. Какому государству принадлежит полуостров?

Хороший уровень 10-го кл.
7.
Какие вы еще знаете географические объекты и территории, имеющие названия того же корня, что и названия залива и полуострова. Где и в каких странах они располагаются?
8. Назовите примерную численность населения в каждой из этих стран.

Творческий уровень
9.
С помощью физической карты попробуйте обнаружить «продолжение» залива на суше (и в пределах снимка, и за его рамкой) в виде понижения рельефа. Особенно впечатляющее понижение — далеко на северо-западе за рамкой снимка. Как именуется это понижение?
В результате каких процессов сформировался залив?
10. Своеобразным продолжением залива на суше служат соленые озера, одно из которых вы легко найдете на снимке (южнее есть второе крупное, но оно пересыхающее и едва читается). Как вы думаете, почему оно соленое? С помощью физической карты определите отметки уреза воды в этих озерах и абсолютные отметки окружающей их земли. О чем говорят эти отметки?

Базовый уровень
11.
Перечислите все государства, которые имеют выход к заливу.
12. Что за река впадает в залив в его вершине?

Хороший уровень
13.
Чем объяснить то, что на самом севере залива вода смотрится очень мутной?
14. По территории каких стран течет самая крупная река, впадающая в залив. Где она берет начало? Какие географические объекты одноименны с этой рекой?
15. Определите примерную длину этой реки.
16. Для облегчения ориентации на снимке тонкими линиями прочерчены государственные границы, а в одной из стран — и границы единиц административно-территориального деления. Установите и назовите эти единицы.

Творческий уровень 7-го кл.
17.
Заканчивается ли река дельтой или глубоким устьем-заливом — эстуарием?

Хороший уровень 10-го кл.
18.
Какие важные хозяйственные объекты и города вы могли бы назвать на этой реке по всему ее течению (а) на память, (б) с помощью общегеографической карты, (в) с помощью экономической карты?

Базовый уровень 10-го кл.
19.
Можно ли сказать, что берега залива хорошо освоены в хозяйственном отношении? Какие карты потребуются для ответа на этот вопрос?

Хороший уровень 10-го кл.
20.
Чем бы вы объяснили существующий здесь — высокий или низкий, по сравнению с окружающими территориями, — уровень плотности населения и интенсивности хозяйственной деятельности? Какие тематические карты атласа стоит привлечь для поиска объяснения?

Творческий уровень 10-го кл.
21. Северо-западнее вершины залива заметно пятно со сложной, пестрой структурой. Что бы это могло быть? Чему обязан своим существованием этот особый островок? Какой город находится в его пределах
у самой границы двух стран? Попробуйте расшифровать его название — такая расшифровка напрашивается, если вы установили основные для этой территории географические названия (заметим, однако, что это, напрашивающееся и многими принятое, толкование происхождения названия весьма спорно).

Хороший уровень 10-го кл.
22.
Какие еще города вы могли бы указать в пределах изображенной территории?
23. Измерьте по карте расстояния от столицы каждого из попавших в рамку снимка государств до ближайшей к ней точки на снимке.

Хороший уровень 9—10-го кл.
24.
Закройте рукой или листком бумаги самую северную часть полуострова и переверните снимок, представьте, что это остров. Очертания какого крупного острова он вам теперь напоминает?

Творческий уровень 9—10-го кл.
25.
Продолжите аналогию: каким проливам, заливам, соседям того острова соответствуют объекты, окружающие рассматриваемый полуостров? Где, в каких направлениях — и по отношению к полуострову, и по отношению к острову — располагаются самые плотно заселенные, самые развитые в экономическом отношении соседние к ним районы. Чем бы вы объяснили наблюдаемое взаимное расположение?
Дополнительные вопросы по снимку могут быть поставлены на основе задачи А.С.Наумова, напечатанной в № 19/2004, с. 7, 26.


Модели ответов к вопросам
по космическому снимку
Калифорнийского залива

1—4. Это часть Тихоокеанского побережья Северной Америки в районе 30-й широты, полуостров Калифорния, Калифорнийский залив.
Комментарий для учителя. Возможно, школьникам интересно будет узнать, что мексиканцы называют Калифорнийский залив морем Кортеса. (Напомним школьникам, кто такой Кортес, как пролегали маршруты его походов.)

5. США, Мексика.

Течение Колорадо в Большом Каньоне
Течение Колорадо в Большом Каньоне

6. Мексика.
Комментарий для учителя. Для многих школьников (и для взрослых) ответ на этот вопрос оказывается откровением. Слово «Калифорния» так срослось с понятием «США», что мало кто сразу верит, что и полуостров Калифорния, и Калифорнийский залив к США не относятся, а полностью мексиканские.

7. Штат Калифорния в США, Калифорнийская долина в США.
Комментарий для учителя. Расположенные на полуострове Калифорния мексиканские штаты называются Нижняя Калифорния Северная и Нижняя Калифорния Южная, но это уже знания для школы чрезмерные.

8. США — 280 млн чел., Мексика — 100 млн чел. (цифры округлены).

9. На физических картах хорошо видно, что ложе залива как бы продолжается на суше вытянутым в северо-западном направлении на 250 км понижением в рельефе (по линии устье реки Колорадо — город Мехикали — озеро Солтон-Си). Затем понижение сменяется горами, но еще через две сотни километров оно снова «выныривает» из-под гор в виде протянувшейся еще на 600 км Калифорнийской долины. В качестве другого «продолжения» Калифорнийского залива (к северу) может рассматриваться и лежащая восточнее знаменитая Долина Смерти. Такие крупные формы рельефа могли образоваться только в результате действия тектонических процессов, это межгорные тектонические впадины — результат мощного горообразования на западном фланге Америки.
Школьники, догадавшиеся прибегнуть к тектонической карте, обратят, кроме того, внимание на то, что по Калифорнийскому заливу проходит граница литосферных плит (Северо-Американской и Тихоокеанской). Таким образом, ось залива и непосредственно продолжающего его понижения (до района Солтон-Си) — это еще и «проекция» на дневную поверхность глубинного литосферного шва.

Гидроузел «Глен-Каньон»
Гидроузел «Глен-Каньон»

10. Соленое озеро Солтон-Си (в США, юго-восточнее Лос-Анджелеса, северо-западнее Мехикали). Оно хорошо видно в северо-западном углу снимка (темное грушеобразное пятно). Полагают, что в геологически недавнее время (возможно, лет 500 назад) озеро это было проточным — в него впадала река Колорадо, а из него был сток в Калифорнийский залив. Позднее река изменила течение, озеро утратило сток. В него теперь поступают насыщенные солями воды, стекающие с окрестных орошаемых полей и от населенных пунктов. Стока же у воды нет: уходит она только через испарение, практически дистиллированной, оставляя всю принесенную соль в озере.
Отметка уреза воды в озере — 71—72 м ниже уровня моря (это всего на 14 м меньше, чем в знаменитой на весь мир Долине Смерти). При внимательном взгляде на физическую карту школьники заметят, что участки суши возле озера Солтон-Си и города Мехикали окрашены темно-зеленым цветом, соответствующим высотам ниже уровня Мирового океана. Территория в районе Солтон-Си была частью Мексиканского залива, но растущая дельта Колорадо отгородила эту часть суши от океана.
Комментарий для учителя.
В целях изучения карты мира целесообразно здесь провести аналогию с Красным морем (очень напоминающим Калифорнийский залив и также образовавшимся по границе литосферных плит) и Мертвым морем (так же, как и Солтон-Си, соленым, лежащим ниже уровня моря и демаркирующим собою раздел литосферных плит). Красное море имеет две «вершинки» — Суэцкий залив и залив Акаба. Калифорнийский залив «прорастает» на сушу также двумя вершинками: одна намечается по долине реки Колорадо, на север, а вторая — к Солтон-Си, на северо-запад. Самый нижний участок реки Колорадо может быть уподоблен реке Иордан — они текут по границам литосферных плит.

11. Мексика.
См. комментарий к ответу на вопрос 6.

12. Река Колорадо.

13. Наблюдаемая муть, несомненно, связана с устьем реки Колорадо. Этот ответ напрашивается — и его даст большинство школьников. Большинство из этого большинства наверное решит, что видимое на снимке замутнение воды вызвано непосредственно стоком речных вод Колорадо, несущих взвешенные частицы и грязь (и действительно, вода Колорадо в низовьях очень грязная, уже многократно использовавшаяся для орошения и коммунальных нужд). При том уровне информации, которым дети располагают, такой ответ следует признать вполне разумным. Но попросите школьников подумать, чем еще может быть вызвана муть (даже если вода в реке была бы чистая).
Если это не муть воды, значит, на космическом снимке сквозь воды глубокого залива проступают мелкие места. А эти отмели — тоже результат длительной работы реки Колорадо, работы по выносу в залив с суши измельченных твердых частиц — аллювия — и заполнению ими вершины залива.
Как узнать, какая из версий верна? Чтобы не гадать, сообщите школьникам дополнительную информацию: в настоящее время (уже несколько десятилетий!) воды реки Колорадо до Калифорнийского залива практически не доходят (см. об этом отдельный материал на с. 49—52). Нетрудно теперь понять, что верно второе решение.
Комментарии для учителя.
1. Есть повод, чтобы обратить внимание школьников на действие планетарной силы — силы Кориолиса, отклоняющей все движущееся в северном полушарии вправо. Снимок хорошо показывает, что материал, вынесенный подводным продолжением Колорадо в Мексиканском заливе, отложен преимущественно у западного берега, то есть вправо от направления течения реки.
2. В образовательных целях (закрепление материала) уместна аналогия Колорадо, почти полностью разбираемого на орошение и нужды населения, с Амударьей, не доходящей до Арала. Счастье Калифорнийского залива, — что он не является замкнутой акваторией и водой его питает Мировой океан. Однако, из-за резкого сокращения стока реки Колорадо в последнее столетие, из-за прекращения опреснения воды речным стоком, на севере залива перестали жить некоторые организмы.
В связи с аналогией Колорадо— Амударья целесообразно поставить вопрос школьникам: «Почему воды именно этих рек так сильно разбираются?» Ответ нужно искать с помощью карт годового количества осадков и плотности населения. Важно, чтобы учащиеся осознали сверхценность воды в аридном (засушливом) климате.

Гидроузел «Глен-Каньон»
Гидроузел «Глен-Каньон»

14. Колорадо течет по территории США и Мексики, начало берет на Передовом хребте Скалистых гор, северо-западнее города Денвер. С рекой Колорадо одноименны штат Колорадо, в котором река берет начало, и плато Колорадо, через которое река протекает, взрезая его Большим Каньоном.
И именно перемолотые рекой Скалистые горы и плато Колорадо и складированы в вершинке Калифорнийского залива в виде наблюдаемой из космоса «мути» (13).
Плато Колорадо — обратим на это внимание учеников — располагается главным образом на территории штата Аризона, в штат Колорадо заходит лишь восточным краем. В центральной части штата Колорадо, но не на реке Колорадо, расположен еще один «колорадский объект» — город Колорадо-Спрингс.
Комментарии для учителя.
1. Закономерен вопрос со стороны учеников: какой же из многочисленных Колорадо первичен? Кто и почему вначале был так назван, а потом «распространил» свое имя на остальные объекты? По-видимому, первой была так названа река. Испанские конкистадоры открыли ее низовья в середине XVI в. и назвали реку Цветной — Rio Colorado, потому что она несла в воде множество частиц размытых пород красного цвета. Потом, уже по месту протекания реки было названо плато, а по месту истока — штат и лишь позднее по штату — город, стоящий довольно далеко от реки (и даже не в ее бассейне, а в бассейне Миссисипи). Однако не размываемые ли породы Скалистых гор и плато Колорадо дали тот самый цвет, который дал название реке?
2. Акцентируйте внимание на планетарной значимости водораздельной роли Скалистых гор. Какие бассейны они разделяют?

15. Длина реки — 2740 км.
Комментарии для учителя.
1. Эту цифру, которую можно взять из справочника, никто, конечно, не должен носить в памяти. Но нужно учить школьников производить простейшие картометрические работы — грубо линейкой или, чуть точнее, шажками циркуля-измерителя (если в классе вдруг есть курвиметры — прекрасно). Ответ в пределах от 2 до 3 тыс. км можно считать удовлетворительным. Нужно обратить внимание учеников, что длины рек, грубо измеряемые нами по мелкомасштабной карте, скорее всего будут существенно ниже справочных и попросить детей самих объяснить почему.
2. Попросите школьников, поползав по карте США, выяснить, является ли путь дождевой капли, упавшей на исток Колорадо у Денвера, самым длинным из возможных путей воды, заканчивающихся в устье Колорадо. В результате этой работы желательно выявить самый длинный приток Колорадо — Грин-Ривер (у Цветной реки и приток цветной — Зеленый). От истока Грин-Ривер до устья Колорадо — 3200 км, то есть существенно больше, чем от истока самой Колорадо.

16. Из штатов США в рамку снимка попали Калифорния, Аризона и Нью-Мексико.
Комментарий для учителя.
Знать штаты Мексики, как уже отмечалось выше (7), — чрезмерно, но для справки: из штатов этой страны в рамку снимка попадают Северная и Южная Нижние Калифорнии (на полуострове), Сонора и Синалоа (на материковом побережье) и Чиуауа (внутриконтинентальный штат; восточная часть снимка).

17. Вопрос сложный. Река заканчивается дельтой, знаменитой дельтой Колорадо, но на снимке путёвой дельты — такой, какую школьники привыкли видеть у Нила или Волги, — не видно. Дельта Колорадо ныне мертва. Ни вода, ни твердый сток практически не доходят в былую дельтовую часть: все разбирают люди выше по течению. Пропало более 90% (по крайним оценкам, 99%) площади дельтовых ландшафтов с водными, околоводными и влаголюбивыми растениями и животными.
Комментарий для учителя. Вопрос этот ставится — скорее, не для проверки учащегося, а чтобы инициировать короткий рассказ учителя об экологических проблемах дельты Колорадо.

ГЭС «Гувер»
ГЭС «Гувер»

18. Хорошо, если школьники смогут (хотя бы с помощью карты) назвать Большой Каньон (Аризона) и ГЭС «Гувер» (граница Невады и Аризоны, близ Лас-Вегаса). Оба объекта являются своего рода визитными карточками (соответственно, физико- и экономико-географической) внутренних районов Юго-Запада США. Помимо плотины Гувер-ГЭС есть и второй важный гидроузел — «Глен-Каньон» (плотина в Аризоне, водохранилище по большей части в Юте).

19. С помощью карт плотности населения и экономической нетрудно выяснить, что берега Калифорнийского залива не могут быть названы местом концентрации человеческой жизни и деятельности, причем полуостров Калифорния — почти пустынный.

20. Климатические карты и карты природных зон помогут выяснить: здесь слишком сухо для такого жаркого климата. Пустыни и низкотравные кактусовые саванны. Единственная река, которая могла бы вдохнуть жизнь в эти места — Колорадо, уже исчерпана (американцы, по договору о разделе вод с Мексикой, забирают 90% колорадской воды).

Памятник верхолазу (монтажнику-высотнику) на ГЭС «Гувер»
Памятник верхолазу
(монтажнику-высотнику)
на ГЭС «Гувер»

21. Это массив земледельческих плантаций (субтропические овощи и фрукты), созданных благодаря орошению водами, забираемыми из Колорадо. Массив находится на границе Мексики и США; крупнейший город в его пределах мексиканский Мехикали. Многие пытаются интерпретировать название этого приграничного города как Мексика+Калифорния. Но скорее всего такое толкование не верно. В словаре Е.М.Поспелова это название выводится от индейского «мексиканская река».
Комментарий для учителя.
На экономических картах школьного атласа этот ареальчик хорошо выделен и отмечен цветами «овощеводства и садоводства», обычно еще и с лимончиком («цитрусовые культуры», — действительно, грейпфрутов здесь собирают множество). Вам предоставляется возможность на уроке показать юным скептикам, что экономическая карта — не умозрительная мозаика красок и значков, а реальная модель местности. Вот они — субтропические плантации на снимке.

22. Из городов, которые могут быть подписаны в школьном атласе, сюда попадают Тихуана и — на самом северо-западном краешке — агломерация-трехмиллионник Сан-Диего (США).

23. До Вашингтона — примерно 2800 км, до Мехико — 1000 км.

24. Не правда ли, сходство очертаний острова Сахалин и полуострова Калифорния разительно?

Памятная доска, свидетельствующая о том, что ГЭС «Гувер» внесена в список «семи инженерных чудес США»

Памятная доска, свидетельствующая о том,
что ГЭС «Гувер» внесена в список«семи инженерных чудес США»

25. Татарский пролив — Калифорнийский залив.
Залив Терпения — залив Себастьян-Вискаино.
Мыс Елизаветы — мыс Сан-Лукас.
Заливы Байкал и Помрь — залив Ла-Пас с «делящим» его островом Эспириту-Санто.
Сходство очертаний столь сильно, что невольно начинаешь думать, что оба объекта суть продукты одинаковых земных процессов, которые мы просто застали в разных стадиях развития.
На месте залива Анива — в Калифорнии лишь пересыхающее солончаковое озеро Лагуна-Саладо близ Мехикали.
«под хвостом» у Сахалина полагается быть развитой и многолюдной Японии — «под хвостом» у Калифорнии лежит развитый и многолюдный штат Калифорния, превосходящий по мощи многие развитые страны мира. Японский сгусток лежит южнее пустоватого Сахалина, потому что там теплее, чем на страдающем от холода и сырости нашем острове. Калифорнийский сгусток в США («американская Япония») лежит севернее пустынного полуострова Калифорния, потому что там чуть менее жарко и побольше воды, чем на страдающем от палящего зноя, иссушенном мексиканском полуострове.
(Развитию аналогии Сахалин—Калифорния мы посвятим отдельный материал в будущем).
Комментарий для учителя.
Академические час-два пролетели, урок прошел в удовольствие. А узнали много. Сколько объектов с карты полушарий — физической, политической, общекультурной — перекочевало в мозговые полушария учеников (давайте перечислим эти объекты). И многие из этих объектов, данные детям во взаимосвязи, обнаруженные самими детьми в ходе исследовательской (почти детективной) деятельности, имеют теперь шанс закрепиться в ментальных картах наших учеников.
О скольких процессах пришлось задуматься, скольким наблюдениям пытаться найти объяснения, сколькими картами воспользоваться.
Главные результаты урока — в том, что в сознании установлены некоторые смысловые реперы («Колорадо» с привязанными к нему через аналогии «Амударьей» и «Иорданом», через введенные через них «водную проблему», «дельту»; «полуостров Калифорния» и «Калифорния» с привязанными к ним через аналогии «Сахалином» и «Японией» и т.п.), и в том, что мы погрузили наших учеников в карту, приучали их к тому, чтобы внимательно рассматривать «очертания суши», «траектории рек», «расположение ареалов». Урок, следовательно, прошел не только в удовольствие, но и в довольствие — информационное и развивающее.
Остается лишь указать, как можно сделать урок еще лучше, еще красочнее. Если класс оснащен компьютерами, то работать вы можете не с отпечатком снимка в газете и его ксерокопиями, а с цветным изображением на экране, лежащим в Интернете по адресу: http://rapidfire.sci.gsfc.nasa.gov /gallery/?2003334-1130/Mexico.A2003334.2040.500m.jpg