Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2004

Предмет


Об инициации работ по
совершенствованию содержания
географического образования

Коллеги,
как вы знаете, подготовленный старым составом Министерства образования базисный учебный план предполагает сокращение учебного времени на преподавание географии в 6-м классе средней школы до 1 часа в неделю. Это вызывает законное недоумение учителей. Тысячи граждан обращаются в органы государственной власти с просьбой сохранить преподавание географии в полном объеме.
Вместе с тем нужно отдавать себе отчет в том, что за решением о сокращении часов стоит наблюдаемое в действительности снижение уважения к предмету. А это, в свою очередь, обусловливается недостатками в содержании и структуре курса школьной географии, сложившихся к настоящему времени.
Начальный курс (6-го класса) требует едва ли не самого большого интеллектуального перенапряжения учащихся, тогда как завершающий курс (10-го класса) недостаточно работает на развитие мыслительной деятельности старшеклассников. 10-й класс насыщен фактологией, в 6-м же дети, не имея еще знаний о реалиях земной поверхности и готовые, желающие воспринимать сведения о разнообразии мира, вынуждены изучать абстрактные процессы и модели. Таким образом мотивация к изучению предмета подрывается в самом начале.
Во всех курсах недопустимо снижено внимание к главному в географическом образовании подростков — знанию географической карты и через нее — к раскрытию реалий территории нашей страны и мира. Из-за этого уменьшается воспитательный эффект географического образования, призванного привести внутренний мир подрастающего человека в соответствие с окружающей средой — его Родиной, другими странами и народами, природой Земли.
Вводя в свое содержание многие сторонние элементы, современная школьная география отвлекается от решения своей специфической и общественно значимой, главной задачи:
учить человека пространственной ориентации: — на местности,
— по карте,
— в информационных потоках.

Сила географического образования заключается в том, что это единственный школьный предмет, оперирующий реальным обитаемым пространством, а не его моделями (как, например, физика), минувшим (история) или отражением (литература). Дети живут в географическом пространстве и ежедневно взаимодействуют с географическими реалиями. Поэтому географические знания функциональны и актуальны.
Для изучившего хороший курс географии его жизнь в пространстве должна сделаться интереснее (интереснее и в духовном смысле — «увлекательнее, веселее», и в материальном — «видеть свой, национальный и общечеловеческий, интерес на Земле»).
Хороший учебный географический курс должен дарить подрастающему гражданину пространственное мировоззрение, полезное для него при выборе стратегий поведения.
Хороший курс географии должен помогать социализации личности (школьник осмысляет собственное место среди людей своей и других территориальных общностей).
Хороший курс географии должен подарить личности основу для пробуждения ландшафтного вкуса и вкуса к узнаванию новых территорий (путешествия и мысленные путешествия).
Хороший курс географии должен гармонизировать личность с природой, личный и групповой интерес — с ресурсным потенциалом Земли.
Хороший курс географии должен помочь школьнику воспринимать территории и ландшафты как целостности, воспитать синтетическое, рационально-эмоциональное миросозерцание.
Перед нами встают задачи облагораживания курса географии, восстановления общественного представления о географическом образовании как о социально и личностно ценном, формирования такого содержания предмета, которое будет верно понято родителями и будет честно служить нашим детям в их предстоящей жизни, принося им пользу и даря радость.
Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству.

О.Н. КОРОТОВА,
главный редактор еженедельника «География»
Э.В. КИМ,
заведующая учебно-методической лабораторией географии
Московского института открытого образования

 


Управление дошкольного и общего образования Департамента образования
города Москвы, еженедельник «География» Издательского дома
«Первое сентября», Учебно-методическая лаборатория географии
Московского института открытого образования

начали работы по совершенствованию учебного курса «География» в средней школе.
Будет организована серия круглых столов и семинаров с участием методистов, учителей, вузовских преподавателей, ученых, представителей широкой общественности.
Первый круглый стол будет проведен в рамках августовских педагогических совещаний ориентировочно 25 августа. Справки о времени и месте проведения по тел. 249-34-10 (редакция «Географии») и 151-69-92 (лаборатория географии).