В статье Ю.О. Сердюка «Менталитет народов
Кавказа» («География», 20/2004) речь
идет о социально-психологических факторах,
сформировавших и продолжающих формировать
менталитет народов, проживающих на Кавказе.
Нам бы хотелось к канве научной публикации
добавить несколько ярких красок национального
колорита Армавира, что «на развилке Понта и
Хазара», — города в Краснодарском крае, в котором
отразились все этнические эпохи Кавказа.
И.В. ПАВЛОВА,
учитель географии
г. Армавир, Краснодарский край
Город с характером
Вавилонское смешение наречий:
от кубанского гэканья и армяно-черкесского
хаканья до погудок украинской мовы и еврейского
причита.
Н.Кремнева. Бессмертный Ларионов
Мы привычно говорим: многонациональный
Армавир, многоязычное население Средней Кубани.
Но далеко не каждый даже поверхностно
представляет себе, как в глубине столетий
формировался пестрый этнический состав
обитателей кубанских берегов, как утверждалась
здесь российская державность, как сначала аул,
потом село, а затем и город, Армавир обрел свое
неповторимое лицо, будучи внесен в
государственный список исторических мест
России, то есть включен в число духовных сокровищ
Отечества (1990).
Между тем наш уютный уголок кубанской земли, с
его исторически и географически
предопределенным центром Армавиром, отличается
высокой концентрацией населения самых разных
национальностей, многие из которых воспринимают
Среднюю Кубань как исконную или издавна
освоенную ими территорию, где происходит
реальный диалог культур, накоплен ценный опыт
добрососедства в обустройстве родных мест.
***
Кавказ — страна многолюдная и пестрая в
этническом отношении. Средневековые восточные
авторы, побывавшие здесь, называли его и «Горой
народов», и «Горой языков». Оба названия
подходили: не только седоглавый Кавказ, но и
любая его часть (в том числе и Средняя Кубань)
поражали удивительным смешением разных типов
лиц, говоров, обычаев, нравов.
В далекую эпоху бронзового века (1—3 тысячелетия
до нашей эры) тут соседствовали и смешивались
племена собственно кавказские и степные,
относившиеся к индоевропейскому языковому миру.
Да еще через Большой Кавказ проникали выходцы из
Закавказья и Средней Азии.
В античный период (VII век до нашей эры — III век
нашей эры) прямые потомки старинных обитателей
кубанских берегов жили рядом, сливались с
ираноязычными кочевниками — киммерийцами,
скифами, сарматами, аланами; с эллинами (греками)
и римлянами, поселившимися на берегу Понта
Эвксинского (Черного моря); с пришельцами из
других областей Кавказа.
Ужасом готского и гуннского нашествий открылась
эра «Великого переселения народов», и ее волны
вынесли на берега Кубани и влили в местную
этническую среду тюркоязычных булгар,
загадочных до сего дня хазар, могущественных
владельцев южнорусских степей половцев-кипчаков
и многих других. С Х века нашли здесь прочно свое
место и восточные славянорусы.
А следом — нашествие монголо-татар, владычество
Золотой Орды, расцвет генуэзских колоний в
крымских и черноморских портах, где многоязыко
смешались европейцы, азиаты, выходцы из Северной
Африки и разных уголков самого Кавказа.
165 лет назад под защитой пушек крепости Прочный
Окоп возникает небольшой аул черкесо-гаев
(черкесских горских армян) — будущий Армавир.
Предки горских армян переселились в Черкесию из
Крыма в XV—XVII веках. Прожив в горах несколько
веков, армяне утратили свой национальный облик,
переняв у адыгов их язык, нравы и особенности
быта, сохранив, однако, свое этническое
самосознание и христианскую веру. Таким образом
возникает своеобразная этническая группа
черкесо-гаев, основными занятиями которой были
меновая торговля и ремесло.
В начале XIX века, после принятия адыгами ислама,
черкесо-гаи начинают переселяться к границам
России, стремясь сохранить национальную
самобытность и религию, а также желая установить
более прочные торговые связи с империей. Со своей
стороны Россия также была заинтересована в
выходе черкесо-гаев на берега и равнины Кубани.
При посредничестве предприимчивых горских армян
военные власти рассчитывали привлечь население
Закубанья к мирной торговле и промыслам.
***
Днем рождения города является 21 апреля (3 мая по
новому стилю) 1839 года, когда на левый берег Кубани
против крепости Прочный Окоп, по приказанию
генерала Г.Х. Засса, майор Венеровский под
прикрытием солдат Тенгинского пехотного полка
привел горских армян, ставших первопоселенцами
нового, пока еще безымянного аула.
Первоначально селение черкесо-гаев называли
Ермэлыхьэбл, что в переводе с адыгского значит
«Армянское селение». Также именовали будущий
Армавир и окрестные горцы, однако многие из них
называли аул селением гяуров (неверных,
христиан), что по-черкесски звучит как
Джаурхьэбл. В документах русской военной
администрации аул черкесо-гаев именовался
Армянским селением.
В 1848 г. по инициативе ставропольского армянского
священника Петроса Патканяна аул получил
название в честь первой столицы древнего
Армянского царства.
С конца 70-х годов XIX века село становится
крупнейшим на Северном Кавказе центром
мануфактурной торговли.
Современники-экономисты считали, что Армавир по
масштабам своих торговых оборотов — это «Москва
для Северного Кавказа», а местные жители сразу
окрестили его «Маленькой Москвой».
Хотя большинство жителей в селе составляли
русские, в Армавире было много национальных
общин. Еще в 1889 г. журналист ставропольской
газеты «Северный Кавказ» отмечал: «Чтобы понять,
кто населяет Армавир, необходимо представить
себе население города Одессы. И Армавир, подобно
Одессе, разумеется в миниатюре, населяют все
народы земного шара. Вы удивитесь и не поверите,
но это истина, здесь каждый народ имеет свою
физиономию, влияющую на общий ход жизни. Никто
здесь не обезличен, каждый имеет свой
национальный кружок. Здесь есть французы, немцы,
масса поляков, евреев и греков, есть персы,
австрийцы, грузины, туркмены, татары, горцы,
итальянцы, армяне, русские и даже один «гордый
янки». В начале ХХ века селение порой называли
«новым Вавилоном». Армянская, немецкая и
ассирийская общины Армавира были крупнейшими на
Северном Кавказе».
По итогам Первой всеобщей переписи населения
Российской империи в 1897 г. в этническом составе
государства насчитывалось 196 народов, в
Кубанской области — 39; в Армавире же по данным
Всероссийской переписи 2002 г. — 86 народов.
Одна из особенностей формирования национального
состава жителей города Армавира состоит в том,
что темпы роста численности неславянских
народов высокие, и удельный вес русского,
украинского и белорусского населения постепенно
снижается.
На территории Краснодарского края уже
обозначились районы преимущественного
расселения отдельных этнических групп, хотя ни в
одном из них такая группа (кроме русских) не
составляет абсолютного большинства жителей. В
ряде городов и сельских районов края армяне
стали второй после русских этнической группой.
Лидирует здесь Армавир, в котором сегодня
проживает 11% всех армян — жителей Краснодарского
края.
***
Представители разных народов имели в Армавире
свои храмы и кладбища. К 1917 году в городе
находились русские православные Николаевская,
Троицкая и Успенская церкви, мужской
православный Миссионерский монастырь с храмом
Александра Невского и Малой Покровской церковью,
четыре армяно-григорианских храма,
римско-католический костел, немецкая
лютеранская церковь, татарская мечеть, синагога
и несколько православных часовен. В советское
время большинство храмов было разрушено. Ныне,
помимо действующей русской Троицкой и армянской
Успенской церквей, в сильно перестроенном и
искаженном виде сохранились здания русского
монастырского храма святого Александра
Невского, старой армянской Георгиевской церкви,
татарской мечети и синагоги.
***
Каждый этнос, любая этническая группа, всякая
семья независимо от своих национальных,
территориальных и языковых корней, проживая в
нашем городе некий срок, позволяющий внести
активный вклад в его обустройство, вправе
считать Армавир своей малой родиной.
Наверняка, многое в облике Армавира изменится, и
только душа многонационального города останется
вечной, потому что нет прочнее фундамента, чем
дружба. Ведь благодаря именно ей, в Армавире
мирно сосуществуют представители десятков
национальностей, что дает право утверждать:
Армавир — символ единения десятков народов
России.
Алиса ГАПЧЕНКО,
Любовь НАШИВАЙЛО,
Эдуард САГАТЕЛЬЯН
выпускники
гимназии № 1 г. Армавира
Краснодарский край
|