Судьба узкоколеек южной части
Сумской области
Не верьте карте-пазлу — показанных на
ней
железных дорог узкой колеи уже нет
|
Путь узкоколейной железной дороги
на окраине пос. Чупаховка
|
Железная дорога колеи 750 миллиметров,
протянувшаяся между городами Ахтырка Сумской
обл. и Зеньковом Полтавской обл., обслуживала
нужды сахарной промышленности. Владельцем
узкоколейки все годы ее существования был
Чупаховский сахарный завод (один из старейших в
регионе, существует с середины XIX в.),
расположенный в
пгт Чупаховка Ахтырского района Сумской обл.
Узкоколейную железную дорогу строили в 30-е годы.
Любой сахарный завод испытывает значительную
потребность в массовых грузоперевозках. Из
Зенькова везли свеклу, из Ахтырки — кокс, известь
(они необходимы в производственном процессе на
сахарном заводе), уголь, дизельное топливо и
другие грузы. Кроме того, производились местные
перевозки отходов сахарного производства (жома)
из цехов к точке сваливания.
По всей протяженности узкоколейной железной
дороги ранее имелось и пассажирское движение.
Когда-то междугородных автобусов в Чупаховке не
было. Чтобы попасть в Ахтырку, местные жители
пользовались поездами узкоколейки.
Регулярное пассажирское движение на дороге
прекратилось к началу 80-х годов. На участке
Ахтырка—Олешня пассажирские поезда
продержались несколько дольше. В 80-х годах
предполагалось провести в Чупаховку линию
широкой колеи от Ахтырки. Не менее активно
обсуждался проект строительства новой
ширококолейной линии от станции Лебединская
(город Лебедин). От этой станции шла
9-километровая узкоколейная линия в сторону
Чупаховки до спиртозавода в селе Будилка. Эту
линию к 1992 г. перестроили на широкую колею, а в 2001
г., после остановки спиртозавода, разобрали.
Чупаховский сахарный завод в настоящее время
тоже не работает. В последние годы многие
сахарные заводы Украины перешли на тростниковое
сырье, доставляемое с Кубы, и для него уже не
нужны узкоколейные железнодорожные подходы.
Решение о разборке железной дороги
Ахтырка—Зеньков было принято в 2002 г. Первой была
разобрана линия Чупаховка—Ахтырка. Ее разборка
закончена весной 2003 г.
Сергей Болашенко.
Узкоколейные железные дороги:
история, современность, путешествия.
http://sbchf.narod.ru
|