Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2004

Итоги конкурса


Судьба узкоколеек южной части
Сумской области

Не верьте карте-пазлу — показанных на ней
железных дорог узкой колеи уже нет

Путь узкоколейной железной дороги на окраине пос. Чупаховка
Путь узкоколейной железной дороги
на окраине пос. Чупаховка

Железная дорога колеи 750 миллиметров, протянувшаяся между городами Ахтырка Сумской обл. и Зеньковом Полтавской обл., обслуживала нужды сахарной промышленности. Владельцем узкоколейки все годы ее существования был Чупаховский сахарный завод (один из старейших в регионе, существует с середины XIX в.), расположенный в
пгт Чупаховка Ахтырского района Сумской обл.
Узкоколейную железную дорогу строили в 30-е годы. Любой сахарный завод испытывает значительную потребность в массовых грузоперевозках. Из Зенькова везли свеклу, из Ахтырки — кокс, известь (они необходимы в производственном процессе на сахарном заводе), уголь, дизельное топливо и другие грузы. Кроме того, производились местные перевозки отходов сахарного производства (жома) из цехов к точке сваливания.
По всей протяженности узкоколейной железной дороги ранее имелось и пассажирское движение. Когда-то междугородных автобусов в Чупаховке не было. Чтобы попасть в Ахтырку, местные жители пользовались поездами узкоколейки.
Регулярное пассажирское движение на дороге прекратилось к началу 80-х годов. На участке Ахтырка—Олешня пассажирские поезда продержались несколько дольше. В 80-х годах предполагалось провести в Чупаховку линию широкой колеи от Ахтырки. Не менее активно обсуждался проект строительства новой ширококолейной линии от станции Лебединская (город Лебедин). От этой станции шла 9-километровая узкоколейная линия в сторону Чупаховки до спиртозавода в селе Будилка. Эту линию к 1992 г. перестроили на широкую колею, а в 2001 г., после остановки спиртозавода, разобрали.
Чупаховский сахарный завод в настоящее время тоже не работает. В последние годы многие сахарные заводы Украины перешли на тростниковое сырье, доставляемое с Кубы, и для него уже не нужны узкоколейные железнодорожные подходы.
Решение о разборке железной дороги Ахтырка—Зеньков было принято в 2002 г. Первой была разобрана линия Чупаховка—Ахтырка. Ее разборка закончена весной 2003 г.

Сергей Болашенко.
Узкоколейные железные дороги:
история, современность, путешествия.
http://sbchf.narod.ru