Путешествие по странам и регионам
|
В.П. Максаковский. Всемирное
культурное
наследие. —
М.: Просвещение, 2003.
|
Интерес к объектам Всемирного культурного
наследия постоянно увеличивается, что
неудивительно, если учесть современные
тенденции к усилению цивилизационного подхода к
образованию и воспитанию. Стали появляться
работы зарубежных авторов, как посвященные в
целом культурным и природным
достопримечательностям, так и объектам
Всемирного наследия. Их, правда, было мало.
Отечественных авторов, писавших о Всемирном
культурном наследии, и вовсе не было. Появлением
первой книги на столь актуальную тему мы обязаны
В.П. Максаковскому, одному из самых известных
людей в мире географии.
Первое издание книги В.П. Максаковского вышло в
свет в 2000 г.
У него была строгая, аскетичная обложка, книгу
иллюстрировали черно-белые фотографии самых
выдающихся памятников, сгруппированные в
несколько блоков... И был потрясающе интересный
текст, составляющий резкий контраст всему
вышеперечисленному. Более шокирующее сочетание
найти трудно. Но это была первая ласточка, своего
рода прелюдия к появлению других книг.
«Архитектура — та же летопись мира, она говорит
тогда, когда уже молчат и песни, и предания...
пусть же она, хоть и отрывками, является среди
наших городов в таком виде, в каком она была при
отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее
осенила нас мысль о минувшей уже жизни и вызвала
бы у нас благодарность за ее существование,
бывшее ступенью нашего собственного
возвышения». Эти слова Н.В. Гоголя отражают суть
международной Конвенции по охране Всемирного
культурного и природного наследия, принятой еще
в 1972 г. ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия — это
одно из самых ярких проявлений материальной,
духовной культуры и искусства десятков стран и
народов мира; их утрата была бы невосполнимой
потерей для современной цивилизации.
К объектам Всемирного наследия отнесены и
мемориалы, отражающие события Второй мировой
войны: памятник жертвам фашизма в Освенциме,
памятник жертвам атомной бомбардировки в
Хиросиме. Эти мемориалы занимают особое место в
списке — «теневая сторона цивилизации», по
выражению автора книги.
Три года спустя выходит второе издание.
Великолепный красочный альбом с большим
количеством фотографий, картосхем, планов.
Наконец у текста, написанного хорошим, вкусным
русским языком, появилась достойная оправа.
Особая «изюминка» книги — марки с изображением
объектов Всемирного культурного наследия.
Удивительно, но почти к каждому описанию есть
марка.
В книге описаны 563 объекта культурного наследия
— именно столько их было в списке ЮНЕСКО на 1 июля
2002 г. Такое большое количество объектов
неминуемо ставит перед автором проблему
построения книги. В.П. Максаковский не применил
характерного для энциклопедий алфавитного
порядка (правда, в конце книги приведен
алфавитный «Постраничный указатель объектов
Всемирного культурного наследия»), что избавило
книгу от некоторой сухости, свойственной
справочникам.
Свою книгу В.П. Максаковский открывает кратким
(учитывая объемы книги) обзором проблематики
Всемирного наследия человечества, приводит
определение разных типов объектов (памятники,
ансамбли, достопримечательные места). Здесь
также даны критерии отнесения объекта к
Всемирному культурному наследию,
предусмотренные Конвенцией. Также рассмотрен
вариант функциональной классификации объектов.
Автор, будучи географом, предпочел
географический признак, сгруппировав объекты по
крупным регионам и странам в составе регионов.
Читатель не мечется от Европы к Азии и от
Северной Америки через Африку и Латинскую
Америку обратно в Европу, а последовательно
путешествует по странам отдельных регионов.
Описание каждого региона открывается картой, на
которую нанесены некоторые объекты. Нанести все
объекты на одну карту не всегда возможно — так их
много. Однако к каждой исторической эпохе дается
картосхема, на которой показано размещение
объектов, относящихся к данному периоду.
Описывая ансамбли, автор приводит планы
исторических частей городов с нанесенными на них
наиболее известными памятниками.
Внутри регионов порядок описания объектов
хронологический. Автор придерживается
общепринятой исторической стратификации.
Подавляющее большинство объектов вполне
укладывается в рамки одной-двух эпох. Однако
история таких городов, как Рим, Иерусалим,
насчитывает не одно столетие. Описывая такие
города, В.П.Максаковский решил не нарушать
хронологического подхода, включая материалы об
отдельных объектах в соответствующие эпохи.
Возможно, следовало бы их выделить отдельно, так
как объекты разных эпох и культур все же создают
единый образ «Вечного города».
Вызывает недоумение, что такая книга выпущено
столь малым тиражом — всего 1000 экземпляров.
И это при том, что адресована она широкому кругу
читателей! Остается только надеяться на
переиздание. И пожелать автору, недавно
отметившему юбилей, творческого долголетия.
Т.С. ГЛАЗУНОВА,
канд. геогр. наук
Москва
|