Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №30/2004

Я иду на урок


Топографическая карта

Фрагмент урока для 6-го класса

В.Н. МАСЛЕННИКОВА
учитель географии средней школы № 43
пос. Елецкий г. Воркута
Республика Коми

В классе я даю ученикам задания, которые позволяют им увидеть не абстрактное изображение, а реальную местность. Без такого умения они не смогут найти ошибки на фрагментах топографических карт.
Вот в чем заключаются эти ошибки.

ФРАГМЕНТ 1

Станция расположена в стороне от железной дороги, довольно далеко от нее.
Железнодорожный мост — деревянный.
Паром на реке Белой соединяет полевую дорогу (на правом берегу) с линией электропередачи (на левом), а дорога там не продолжается.
Линия электропередачи идет от жилых домов к парому, а откуда берется ток — неизвестно.
Едва ли стали бы проводить шоссейную дорогу к домику лесника.
Сахарный завод стоит посреди болота, к нему ведет только тропа. К ветряной мельнице тоже ведет только тропа.

ФРАГМЕНТ 2

Железная дорога не может соединять шоссейную дорогу с фруктовым садом и обоими концами упираться в ничто. Точно так же не может упираться в шоссейную дорогу и прерываться линия электропередачи.
На притоке р. Долгой — плотина, но приток шире не выше плотины, а ниже.
Верховья оврага вот-вот подберутся к этому притоку и перехватят его; маловероятно, чтобы овраг, идущий параллельно реке на расстоянии не больше километра от нее, врезался так глубоко.