Мечты дилетанта о
преподавании географии
Ползком по стране
Все началось не сейчас. В годы перестройки мои
дети учились в школе, где я заведовала
библиотекой. Все новые книги по педагогике
попадали мне в руки первой, и уж конечно, я с тем
или иным успехом ими интересовалась. Тогда и на
телевидении был ряд передач, посвященных
проблемам образования. Как-то так сложилось, что
я, не учитель и тем более — не географ, стала
мечтать о том, каким бы хотела видеть
преподавание в школе. И вот однажды я увидела
передачу об американской школе. И не просто о
школе, а об изменениях в географическом
образовании юных американцев, которым
озаботилось когда-то американское
Географическое общество. И в школах США (не во
всех, наверное, но в тех, которые показывали в
фильме — точно) стали учить детей географии с
шести лет.
Представьте себе большой класс, где стулья стоят
по периметру, несколько столов в конце класса
сдвинуты в один большой, а посередине — что-то
вроде ковра с картой США. Может быть, карта не
очень точна и совсем не подробна, но видно, что
горы, реки, озера — на месте, проложены основные
железные дороги, шоссе, обозначены крупные
города, границы и названия штатов.
По всей этой красоте ползают шестилетки с
коробочками, условно похожими на автомобиль или
открытый вагон. Сегодня они разбираются в том,
что где растет, что куда надо возить и почему
(помню, что фигурируют уголь, хлопок, виноград,
нефть). Заодно ребятишки выясняют, зачем все это
нужно и как выглядит, поскольку возят муляжи
кусков угля, хлопковых коробочек, рулоны
хлопковых тканей, цистерны с нефтью и т. д.
Детский голос, перекрываемый закадровым
переводом, радостно сообщает: «У моей бабушки в
Калифорнии это растет — я видел. А у нас здесь —
нет».
— А где Калифорния? — спрашивает учительница,
которая, оказывается, сидит здесь же, на ковре. —
Джимми, встань там, где мы все живем. А Том поедет
в Калифорнию. Покажи рукой, в какую сторону ему
ехать. Молодец. Поехали!
Том должен «доехать» до Калифорнии, подумать,
какие растения из тех, что стоят на том конце
ковра, можно увидеть в их штате (кажется, это было
в Мичигане), а какие он видел в Калифорнии.
На другом занятии в том же классе ребятишки
постарше, лет восьми, с азартом обсуждали,
выгодно ли возить хлопок на переработку в другие
штаты или надо перерабатывать там, где он растет.
У них уже нет проблем с ориентировкой на карте
страны. Они обсуждают, где какой климат, и
разбираются, из чего сложены Адирондакские горы*, а из чего — берега их родных Великих
озер.
Заодно обсуждают окрестные топонимы. Что как
называется и почему. Мальчик с явно индейской
внешностью гордо рассказывает древнюю легенду,
связанную с местным названием, а учительница
«нечаянно» вспоминает и другую — предание о том,
почему у людей кожа разного цвета. Содержание
легенды я, разумеется, не помню, а может, его и не
переводили вовсе, но сам факт меня тогда поразил.
И никаких вам спецмероприятий по развитию
толерантности (это уже я, сегодняшняя,
комментирую), а тем более — отдельных уроков.
Просто толерантность — это не «направление
работы», а способ мышления учителя, который со
временем должен стать способом мышления
учеников.
Уже потом, начитавшись умных педагогических
книг, я поняла, что все в этой идее — начинать
учить географии с малых лет — не случайно. И то,
что с шести лет и что не с общей физической
географии, а с карты родной страны. Оказывается,
дети от 6 до 10 лет наиболее восприимчивы к самым
общим и абстрактным вещам. Именно в этом возрасте
они легко приводят конкретную задачку на меры и
мешки к общей формуле, способны делать
удивляющие нас глубокие обобщения и составлять
фонетические схемы, от которых родителям
делается дурно. Именно поэтому, думаю, американцы
начинают с карты в шесть лет, а не с физгеографии
в десять. К этому времени у ребят и психология, и
способ мышления меняются. И «низачем» им вся наша
география в ее нынешнем школьном виде —
непонятная и ни к чему не привязанная, не
наложенная на их личный опыт. Ползание же по
карте в шесть лет им понятно абсолютно — у них в
это время все игры условны, а в личном опыте уже
накоплены некие слышанные названия, подобранные
камешки, рассмотренные растения и окружающие
ландшафты. Я потом проверила на своих детях: в
шесть-семь лет научить их соотносить карту с
местностью и считывать с нее разную информацию
можно в два счета. А кто учил этому детей в
средней школе, знает, что многие так и не
научились.
Прерву свои дилетантские рассуждения и напомню
лишь еще одну деталь из фильма, который
пересказываю. В этой американской начальной
школе дети ползают по таким картам четыре года.
Во время путешествий по карте к ребятам прицепляются
разные знания, связанные тем или иным образом с
этим путешествием. Так все начинается с карты и
на нее же накладывается. Дальше, после этих
четырех лет, на такую базу — умение «жить» в
карте и те знания, что наложились на ее освоение,
— можно наслаивать все что хотите, вплоть до
ненавистной, кажется, большинству школьников
тектоники плит. Хотя, на мой личный взгляд,
пресловутая тектоника как отдельный предмет
изучения не нужна в школе вообще.
О.К. ГРОМОВА,
главный редактор газеты «Библиотека в школе»
* Горный массив Адирондак в Аппалачах
наши школьники не знают, но для американцев он свой,
поэтому знать надо. — Прим. ред. |