Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2004

Дорогие учителя!

Мы входим в учебный год в непростой обстановке. Прежнее, ушедшее в небытие министерство перед тем как исчезнуть внесло сумятицу в учебный план. Сколько теперь будет часов на географию в 6-м классе? Какая судьба ожидает географию в 10-м при введении новомодных «профилей» — волнуются учителя. К счастью, там где руководители образования обладают самостоятельным мышлением, излишней поспешности в реализации министерских предначертаний не наблюдается. Два часа географии остается в 6-х классах в школах Москвы и многих других регионов.
Нужно использовать этот год для того, чтобы поднять престиж нашего предмета. В первую очередь, мы должны обрести общественную поддержку. Заказчик образования — общество, взятые вместе родители. Мамы и папы, бабушки и дедушки наших учеников вправе сказать: «Мы хотим, чтобы наши дети из географии непременно знали то-то и то-то, но у нас нет времени и сил самим им это рассказывать, посему мы отчисляем образованию часть наших зарплат, но хотим, чтобы за это школа выполнила наш заказ».
Теоретически именно таков механизм образовательной системы. Но только теоретически. На самом деле между волей родителей, коллективным разумом-заказом общества, с одной стороны, и учеником, с другой, стоит множество посредников — составители учебного плана, разработчики концепции предмета и программ, авторы учебников. Получается испорченный телефон, и учитель зачастую оказывается вынужденным транслировать детям вовсе не то, чего хотят (о чем просили бы) заказчики образования — родители.
Давайте попытаемся восстановить живую, непосредственную связь между заказчиком и исполнителем. Проведите в сентябре-октябре встречи с родителями своих школьников. Дайте им почитать тот или иной учебник. Спросите каждого: готов ли он платить некоторое количество рублей, чтобы его ребенок выучивал это? А за что, за какие географические знания для их наследников готовы были бы они платить столько же и больше?
Суммарный результат такой работы — всероссийский опрос общественного мнения о месте, роли и содержании нашего предмета. Это своего рода референдум, вотум доверия нашей географии.
В сентябре мы объявим конкурс «Я иду на родительское собрание», где подробно изложим суть предстоящей работы.
Счастья, удачи вам!
С новым учебным годом!

Ольга КОРОТОВА