Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2004

Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


Север Европейской России

 

В.П. Перепеченко.
Экономика Северо-Запада. —
Вологда: «Академия»,
2004. — 175 с.: ил.

В книге Северо-Запад рассматривается как укрупненный экономический район (макрорегион) России, включающий два экономических района по общепринятой сетке районирования: Северо-Западный и Северный, то есть соответствует Северу Европейской части.

Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Северо-Запада России включает все отрасли топливной промышленности — нефтяную, газовую, угольную, сланцевую и торфяную — и электроэнергетику. Регион располагает 30% прогнозных запасов топливно-энергетических ресурсов Европейской части России. Значительная часть этих ресурсов еще не вовлечена в оборот, на их основе формируется новая топливно-энергетическая база страны.
На Европейском Севере Рoccии нaxoдитcя одна из самых перспективных нефтегазоносных провинций — Тимано-Печорская (территория Республики Коми и Ненецкого автономного округа), огромными запасами нефти и газа располагает шельф Баренцева моря. На Северо-Западе расположен крупнейший в Европейской части страны Печорский угольный бассейн, имеются запасы торфа, горючих сланцев и гидроэнергоресурсы.
В пределах Тимано-Печорской провинции к настоящему времени открыты более 70 нефтяных, газовых, газоконденсатных и нефтегазовых месторождений (суммарные запасы нефти оцениваются в 1,5—2 млрд т). Освоено из них меньше четверти, прежде всего в южной части провинции, на территории Республики Коми. Добыча нефти в районе Ухты, в бассейне реки Ижмы — левого притока Печоры, началась еще в первой половине XVIII в. Активизировалась она в 70—80-х годах, когда были открыты и освоены крупные Усинское, Возейское, Баганское и другие месторождения.
В Ухтинском районе 40% запасов всей нефти приходится на тяжелую нефть с удельным весом 0,91—0,94. На Ярегском месторождении (в 25 км от Ухты) для ее добычи построены три нефтешахты, на которых для проходки горных выработок в нефтяном пласте применяются горнопроходческие комбайны, как на угольных шахтах. А для извлечения густой, высоковязкой нефти в пласт закачивается горячий пар, повышающий ее текучесть. Тяжелая нефть — ценнейшее сырье для производства низкотемпературных масел, необходимых для работы механизмов в суровых климатических условиях. Добывается ее 500 тыс. т в год.

Харьягинское месторождение нефти
Харьягинское
месторождение нефти

Основные перспективы развития нефтедобычи в Тимано-Печорской провинции связаны с освоением месторождений на территории Ненецкого автономного округа (НАО), в безлюдных, лишенных транспортных путей, необходимой инфраструктуры районах, находящихся за полярным кругом и характеризующихся поэтому крайне суровыми природными условиями. Разведанные прогнозные ресурсы оцениваются здесь в 1,2 млрд т нефти. Намеченные к промышленному освоению месторождения НАО должны дать к 2010 г. до 40—50 млн т годовой добычи, что составит к тому времени 1/10 всей нефтедобычи страны.
Нефтяные запасы НАО начали осваивать в 90-х годах небольшие и средние по размерам компании (как правило, с иностранным участием). Крупнейшие отечественные компании — «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», Тюменская нефтяная компания (ТНК), работающие в основном в традиционных районах, прежде всего в Западной Сибири, придерживали тогда Тимано-Печору в запасе. В настоящее время идти в новые районы их побуждают тенденции развития мирового рынка нефти. По подсчетам специалистов, к 2020 г. населению Земли потребуется на 40% больше энергоресурсов, чем сейчас. Добычу нефти придется увеличить на 80 млн баррелей в сутки, а для этого каждый год инвестировать в эту отрасль 100 млрд долларов. При этом нужно идти к новым, открытым, но еще не разработанным провинциям. В России это Тимано-Печора и Каспий.
Следуя этой стратегии, крупнейшие мировые нефтяные компании обращают внимание на Россию. Компания «Бритиш Петролеум» объявила в начале 2003 г. об инвестировании в российскую экономику 6,75 млрд долларов под совместные с российской ТНК проекты.
Для привлечения иностранных инвесторов в добывающую промышленность в России еще 7 лет назад был принят специальный закон «О соглашениях о разделе продукции». Для инвестора соглашение о разделе продукции дает льготный режим налогообложения, обеспечивает финансовую стабильность, что особенно важно на этапе освоения месторождений. Соглашение предусматривает твердые пропорции, по которым добываемое полезное ископаемое делится между инвестором и государством. Условия, устанавливаемые соглашением, особенно важны для иностранных компаний при освоении труднодоступных месторождений, расположенных в районах с экстремальными природными условиями.

Строительство трубопровода в Республике Коми
Строительство
трубопровода в Республике Коми

Закон не решает всех правовых проблем добывающей промышленности. Россия столкнулась в последние годы с серьезной диспропорцией: при росте нефтедобычи (в 2005 г. она прогнозируется в объеме 450 млн т) наблюдается снижение разведанных запасов. Действующий закон о недрах ограничивает заинтересованность добывающих компаний в проведении геологоразведки, так как не дает прав на открытые месторождения. В этих условиях растет доля запасов, приходящихся на труднодоступные месторождения. Соглашение о разделе продукции — это вынужденная мера для привлечения зарубежных инвесторов к разработке наиболее сложных месторождений.
Большого распространения такие соглашения пока не получили. В Тимано-Печорской провинции на условиях соглашения разрабатывается Харьягинское месторождение нефти, самое первое в Ненецком автономном округе, освоение которого началось еще в середине 80-х годов. Оно расположено за полярным кругом, в 200 км к северу от г. Усинска, в долине верхней Колвы (притока Усы), и соединено трубопроводом с магистральным нефтепроводом Усинск—Ухта—Ярославль. Сейчас проект «Харьягинское месторождение» реализуют по соглашению совместно с «Ненецкой нефтяной компанией» франко-голландская и шведская фирмы. К проекту подключается «Лукойл»: принято решение, что иностранные участники продают ему за 50 млн долларов по 10% своего участия.
Еще дальше к северу от Харьягинского ряд месторождений осваивает компания «Северная нефть». В их число входят и три месторождения под общим названием «Вал Гамбурцева» (вал — геологическая структура, названная в честь советского ученого-геофизика, исследовавшего эту территорию).
Компания «Северная нефть» за невиданно короткий срок — два года — наладила на вале Гамбурцева добычу и транспортировку нефти. Был построен 100-километровый трубопровод (в целом в компании сейчас 300 км собственных межпромысловых сетей), созданы вахтовые поселки, расконсервированы разведочные скважины, началось бурение новых добывающих скважин. В июле 2002 г. началась добыча нефти, за полгода ее было добыто более 200 тыс. т. К 2005 г. планируется выйти на этих месторождениях на пиковую добычу в
6 млн т в год (суммарные запасы — 192 млн т).
Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция включает континентальный шельф Баренцева и частично Карского морей Северного Ледовитого океана. Его запасы — крупный резерв развития отечественной нефтедобывающей промышленности. Учтённые балансовые запасы углеводородного сырья составляют здесь 3,2 млрд т нефти и газового конденсата и 3,9 трлн м3 газа, а потенциальные ресурсы оцениваются в 87 млрд усл. т. Освоение этих ресурсов — перспективная и широкомасштабная хозяйственная задача. На ее решение направлена принятая в 1996 г. федеральная программа «Шельф», предусматривающая создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики.
Первоначально (до 2010 г.) предполагается построить 4 морские стационарные платформы на наиболее подготовленных к промышленному освоению месторождениях. После 2010 г. намечено строительство еще 5 платформ. К 2010 г. прогнозируется достижение уровня добычи в 10 млн т нефти и 40 млрд м3 газа.
Первая платформа, вероятнее всего, возникнет на Приразломном нефтяном месторождении, расположенном в Печорской губе, в восточной части Баренцева моря, в 70 км от береговой линии. Здесь на глубине 2300—2500 м располагаются залежи около 80 млнт нефти. С 2003 г. работы будут осуществляться на условияx соглашения о разделе продукции. Начать разработку месторождения вместе с российскими компаниями «Газпром» и «Росшельф» намерена немецкая фирма «Винтерхаль АГ». Вместе они собираются инвестировать в разработку Приразломного более 1 млрд долларов. Добыча нефти может начаться в 2004 году.

Шахта в Воркуте
Шахта в Воркуте

Опытная добыча нефти на арктическом шельфе уже ведется. Первая нефть была получена на Песчаноозерском месторождении около острова Колгуев. В 2002 г. началось освоение двух месторождений в Печорской губе Баренцева моря, вблизи его побережья — Варандей-море и Медынь-море. Для отгрузки нефти в бухте Варандей созданы оригинальные сооружения — подводный перегрузочный комплекс (фактически подводный причальный терминал) с подходящим к нему подводным трубопроводом (дюкером). Владельцем погрузочного терминала и дюкера является Мурманское морское пароходство, которое запатентовало и саму идею этого сооружения, не имеющего аналогов во всем мире.
К подводному терминалу пришвартовываются специальные танкеры усиленного ледового класса, грузоподъемностью 20—30 тыс. т. Система позволяет осуществлять бункировку нефти круглогодично при любых погодных условиях, она может устойчиво работать при отрицательных температурах в ледовой обстановке, при высоте морской волны до 5 метров. Танкеры-двадцатитысячники полностью загружаются за 38 часов. Из Варандей-бухты они направляются прямиком в голландский Роттердам, крупнейший в Западной Европе нефтеперевалочный порт и центр нефтепереработки.
В конце 2002 г., буквально накануне ледостава, прервавшего испытания, был получен фонтан нефти на площади Медынь-2 месторождения Медынь-море. Приток нефти был получен из поисковой скважины глубиной 3,5 тысячи метров из отложений нижнего девона. Работы были проведены ГП «Арктикморнефтегазразведка» (г. Мурманск), финансировавшим их совместно с АО «Промышленные инвестиции» (на проект выделено 9 млн долларов). Была получена хорошая по качеству нефть, а ее объемы позволяют оценивать уровень добычи нефти на месторождении Медынь-море в период с 2006 по 2015 г. в размере до 700 тыс. т в год.

Машиностроение

Машиностроение, включающее различные отрасли, производящие машины и оборудование и осуществляющие металлообработку, — ведущая отрасль тяжелой промышленности и всего народного хозяйства. Машиностроительный комплекс на Северо-Западе, как и в целом по стране, является наиболее территориально распространенной отраслью промышленности. Однако если в Северо-Западном экономическом районе эта отрасль выступает профилирующей, важнейшей отраслью специализации, на которую приходится подавляющая часть промышленной продукции района, то в другой части макрорегиона — в Северном экономическом районе эта отрасль не относится к числу ведущих отраслей промышленности, но также территориально распространена.
Исключительно велика концентрация машиностроительного производства в С.-Петербурге, являющемся одним из крупнейших в мире промышленных центров (на Петербург приходится 70% машиностроительной продукции Северо-Западного экономического района и около 60% — всего укрупненного Северо-Запада). В Петербургском районе работают десятки крупных и сотни средних и небольших машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий. Машиностроение Петербурга включает отрасли общероссийского значения: производство энергетического оборудования, судостроение, станкостроение, электротехническую и электронную отрасль, приборостроение и др.
Энергетическое машиностроение представлено крупнейшими предприятиями: «Электросила», Ленинградский металлический завод, «Невский завод», «Ижорские заводы» (г. Колпино в пригороде Петербурга) и др. АО «Электросила» — ведущий производитель турбо- и гидрогенераторов для электростанций, в течение многих десятилетий занимающий передовые позиции в энергомашиностроении в мире. В 1937 г. на заводе «Электросила» был создан турбогенератор мощностью 10 тыс. кВт, тогда это была самая мощная в мире машина. В настоящее время на Костромской ГРЭС эксплуатируется самый мощный турбогенератор в мире (1 млн 200 тыс. кВт), изготовленный «Электросилой».

Санкт-Петербург. Балтийский завод
Санкт-Петербург. Балтийский завод

На предприятии разработаны и внедрены в производство турбогенераторы с полным водяным охлаждением, являющиеся выдающимся достижением российской научно-технической мысли. Они имеют неоспоримые преимущества перед ранее выпускавшимися турбогенераторами с водородным охлаждением, в частности меньший вес и габариты, более высокий коэффициент полезного действия. Разработана целая серия турбогенераторов с полным водяным охлаждением разной мощности для тепловых и атомных электростанций.
Предполагается, что пик востребованности на продукцию АО «Электросила» придется на 2004 г., когда оно будет иметь заказы на 35—40 турбогенераторов и не менее 6—8 гидрогенераторов в год. С учетом этого на предприятии ускоренно обновляется собственное производство.
Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) в кооперации с заводом турбинных лопаток выпускает паровые, газовые и гидравлические турбины. На этом предприятии освоен выпуск газовой турбины мощностью 150 тыс. кВт. Она демонстрирует высокий кпд — 32%, который за счет усовершенствования конструкции предполагается довести до 35—36%.
Компания «Ижорские заводы», старейшее металлообрабатывающее предприятие страны, производит оборудование для атомных электростанций, включая атомные реакторы. Предприятие реализует в настоящее время программу «Ядерные острова» — строительство четырех блоков с реакторами повышенной безопасности, предназначенных для реконструируемых Ленинградской и Кольской АЭС. Совместно с ЛМЗ и «Электросилой» «Ижорские заводы» участвуют в крупных зарубежных проектах. Выполняются заказы на энергоблоки мощностью 1 млн кВт для АЭС Ирана и Китая. Ведутся переговоры о создании около двух десятков атомных блоков для электростанций разных стран мира.
«Невский завод» специализируется на выпуске газоперекачивающих турбин для магистральных газопроводов. В 1999 г. завод освоил производство уникальной по мощности турбины «Надежда».
Петербург является крупнейшим центром судостроительной промышленности, производящим около 1/3 продукции этой отрасли страны (атомные ледоколы, крупные танкеры, сухогрузы). Его многочисленные верфи в советский период в значительной степени специализировались на оборонной продукции. На нынешнем этапе развитие морских и речных перевозок требует создания современного торгового флота, что невозможно без осуществления конверсионных мероприятий на судостроительных предприятиях ВПК. На эти цели направлены президентские программы «Российские верфи» и «Возрождение торгового флота России». Они предусматривают также реконструкцию и техническое перевооружение судостроительных предприятий.

Колокол-гигант

Колокол-гигант

На Балтийском заводе в Петербурге в 2003 г. был отлит уникальный колокол для Троице-Сергиевой лавры в Подмосковье. Это самый большой из всех действующих в России колоколов. Он имеет вес 72 тонны, высоту 4,55 метра и диаметр 4,5 метра. Колокол примечателен также акустическими свойствами, красотой формы, утонченными скульптурными украшениями. По форме он напоминает знаменитый Царь-колокол. На Балтийском заводе использовали для выплавки нового колокола современные технологии, но учитывали и лучшие традиции русских мастеров.

Крупнейшие предприятия судостроения — ГП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Балтийский завод» и ОАО «Северная верфь». Их производственные мощности в настоящее время загружены лишь частично эпизодическими военными заказами таких стран, как Китай и Индия. Эти компании выступили инициаторами объединения ряда судостроительных предприятий в рамках программы «Верфи Санкт-Петербурга». Предполагается создание объединенного высокотехнологичного судостроительного комплекса — Центра современного российского судостроения. Объединение ресурсов и производственных мощностей должно дать гораздо больший эффект, чем раздельная реконструкция каждого из судостроительных предприятий. Согласно проекту на производственную площадку «Северной верфи», расположенную на Турухтанских островах, предполагается перебросить производственные мощности «Адмиралтейских верфей» и «Балтийского завода» и создать новые объединенные мощности для совместного пользования. В проекте примут участие и другие судостроительные предприятия Петербурга, его стоимость составит 850 млн долларов.
В Ленинградской области судостроение развито в Выборге, Никольском и Отрадном. Выборгский судостроительный завод выпускает морские технические мастерские, плавучие электростанции и буровые установки. Выборгский завод принял участие в реализации российско-американской программы по сооружению первого в мире плавучего океанического космодрома. Никольский завод производит пассажирские и грузопассажирские суда на воздушной подушке. АО «Пелламаш» (г. Отрадное) специализируется на лоцманских и маломерных судах. В Шлиссельбурге расположено крупное предприятие — «Невский судоремонтный завод».
На Севере главные центры морского судостроения — Мурманск, Архангельск и Северодвинск. В Северодвинске, который до 1990 г. был закрытым городом, — два крупнейших в стране предприятия ВПК: «Севмашпредприятие» и «Звездочка», которые выпускают и ремонтируют атомные подводные лодки. В ходе затянувшейся конверсии рассматривались и рассматриваются различные проекты использования их продукции в мирных целях: оборудование атомных подводных судов для перевозки нефти, для туристических целей и т.п. Значительные объемы работ даст этим предприятиям программа по утилизации списанных атомных подводных лодок.
С 1995 г. в Северодвинске строятся по заказу «Газпрома» две буровые платформы для освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе. Из-за нарушений заказчиком графика финансирования окончание работ многократно переносилось и платформы до сих пор не закончены.

Фрагмент оформления колокола
Фрагмент оформления колокола

На верфях Архангельска производят разнопрофильные суда: промысловые, служебно-разъездные, лихтеры и т. п. В Архангельске и Мурманске сложилась острая ситуация с недогрузкой мощностей судоремонтных предприятий. Когда-то ОАО «Мурманская судоверфь — СДП» входило в пятерку самых крупных ремонтных баз рыбопромыслового флота СССР; сейчас же, из-за застоя отечественного рыбного промысла, мощности этого и других судоремонтных предприятий загружены лишь на 25—30%.
Речное и озерное судостроение представлено целым рядом предприятий в Петрозаводске, Череповце, Великом Устюге, Котласе, Сыктывкаре, Печоре и некоторых других населенных пунктах. В связи с отсутствием заказов многие из них так же испытывают в настоящее время трудности.
Широкое развитие на Северо-Западе, особенно в Петербурге, получили точное и сложное машиностроение, приборостроение, выпуск электротехнического, радиотехнического и электронного оборудования. Крупнейшим производителем электротехнического и электронного оборудования является АО «Светлана» в Петербурге, широко известна продукция ГП «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО). Предприятия приборостроительной и электротехнической промышленности имеются также в Великом Новгороде, Пскове, Великих Луках, Старой Руссе, Вологде, Архангельске и других городах.
Тракторостроение представлено на Северо-Западе двумя предприятиями. Кировский завод в Петербурге выпускает мощные колесные тракторы «Кировец», Онежский тракторный завод в Петрозаводске производит гусеничные и колесные трелевочные тракторы для лесозаготовительной промышленности — «Онежец».
Завод им. Егорова в Петербурге является поставщиком железнодорожных пассажирских вагонов и вагонов метрополитена. Новое производство современного подвижного состава для электропоездов создается в Тихвине, на предприятии «Трансмаш». Здесь ведется подготовка к эксплуатации нового высокоскоростного поезда «Сокол-250». ОАО «Завод Трансмаш» — основное градообразующее предприятие г. Тихвина. Первоначально главным видом его продукции были детали и запасные части к тракторам Кировского завода. В последние годы завод освоил выпуск колесных пар и тележек для вагонов, машин для лесного хозяйства и дорожного строительства и др. Однако загрузка производственных мощностей остается неполной.

В цеху завода «Северстальмаш» (г. Череповец)
В цеху завода «Северстальмаш»
(г. Череповец)

Автомобильная промышленность на Северо-Западе до недавнего времени не была представлена. Изменилась ситуация в 1995 г., когда в Вологде было налажено производство троллейбусов. Выпускает их предприятие «Транс-Альфа». Оно осваивает, в частности, выпуск специализированных разновидностей машин: низкопольных троллейбусов (в их конструкции учтены нужды инвалидов) и троллейбусов с автономным ходом, которые могут преодолевать расстояние до 5 км без контактной сети.
В 1997 г. первые 35 автобусов собрал Тосненский автобусный завод (Ленинградская обл.). Выпуск пассажирских автобусов завод продолжает совместно с немецкой фирмой «МАН», предусмотрено повышение доли отечественных деталей и комплектующих изделий до 65%.
В Петербурге и его пригороде Всеволожске в 2002 г. были пущены в эксплуатацию сразу два предприятия автомобильной промышленности. Во Всеволожске за два года построен автосборочный завод американской компании «Форд Моторс». В него инвестировали 150 млн долларов. Завод наладил выпуск модели среднего класса «Форд Фокус». Планируется выпуск 25 тыс. автомобилей в год, в дальнейшем его мощности могут быть увеличены до 100 тыс. машин в год. В Петербурге шведская компания «Скания» ввела в строй завод «Скания-Питер» по производству автобусов. Он будет выпускать комфортабельные городские 12-метровые автобусы, сертифицированные для российского рынка. Начальный объем производства составит 100 автобусов в год, в дальнейшем он увеличится до 200—400 машин.

Здание заводоуправления Невского завода (Санкт-Петербург)

Здание заводоуправления
Невского завода (Санкт-Петербург)

Американская компания «Катерпиллар» инвестирует в Ленинградской области строительство многопрофильного машиностроительного предприятия. Закладка нового завода в г. Тосно была осуществлена в 1998 г. Он будет осуществлять сборку и производство тяжелой землеройной и дорожно-строительной техники, газовых и дизельных двигателей.
Одним из самых крупных машиностроительных предприятий Северного экономического района и самым крупным промышленным предприятием Вологды является ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», построенный в 1971 г. Завод оснащен прогрессивным оборудованием и осуществляет производство на основе современных высокопроизводительных технологий. Продукция завода — шариковые подшипники — важное комплектующее изделие при изготовлении автомобилей, станков, сельскохозяйственных, строительных и транспортных машин. ВПЗ в свое время создавался параллельно с Волжским автомобильным заводом в г. Тольятти, выпускающим автомобили «Жигули», как его крупнейший поставщик, таковым он с успехом остается и поныне.
В настоящее время ЗАО «ВПЗ» производит 30 млн штук подшипников в год (1/5 общероссийского производства). Номенклатура их исключительно широка: по диаметру — от 35 до 500 мм и весом — от 25 г до 200 кг и более. Только в последние годы, приспосабливаясь к жестким условиям рынка, ВПЗ расширил ассортимент выпускаемой продукции в 2,5 раза. Количество типоразмеров производимых подшипников достигло 500. Завод успешно работал и в период кризиса. Тогда, в середине 90-х годов, 70% продукции ВПЗ экспортировалось за рубеж, что в первую очередь свидетельствует о ее высоком качестве (в 1997 г. предприятие было среди первых шести лауреатов премии качества, установленной Правительством России, — российского «знака качества»). Когда в 1998 г. после девальвации рубля наметилось оживление отечественной экономики, ВПЗ переориентировался на внутренний рынок, его зависимость от внешнего рынка заметно ослабла. В настоящее время 65—70% вологодских подшипников поставляется российским потребителям.

Подводная лодка «Гепард» на стапелях завода «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск)

Подводная лодка «Гепард» на стапелях завода
«Севмашпредприятие» (г. Северодвинск)

Большая группа машиностроительных предприятий Северо-Запада специализируется на изготовлении машин и оборудования для профильных отраслей народного хозяйства региона. Машиностроение для целлюлозно-бумажной промышленности представлено предприятием «Петрозаводскбуммаш» и заводом бумагоделательного оборудования им. Рошаля в Гатчине. Соломбальский машиностроительный завод (г. Архангельск) специализируется на лесозаготовительной технике. Основным видом его продукции являются гидроманипуляторы, предназначенные для механизации работ на лесосеках и нижних складах леспромхозов; они монтируются на различные транспортные средства (колесные тракторы, грузовые автомобили). Конструкция и прочность манипуляторов, изготовленных Соломбальским машзаводом, соответствует требованиям стандартов европейских стран, они комплектуются гидравликой лучших мировых производителей. При их конструировании был обобщен опыт работы манипуляторов в Скандинавских странах и в северных таежных условиях России.
Петербургская компания ЗАО «ИВС» — крупный производитель горно-обогатительного оборудования. В 2001 г. она осуществила реконструкцию обогатительной фабрики Учалинского ГОКа (Башкирия), занимающего первое место в стране по добыче цинка и крупного поставщика медной руды. ЗАО «ИВС» поставило на Южный Урал совершенную технику, выиграв тендер у ведущих мировых производителей горно-обогатительного оборудования — компаний Финляндии и США. Определяющим фактором стали технологические преимущества и более низкая цена отечественного оборудования.

Администрация завода «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск)
Администрация завода
«Севмашпредприятие» (г. Северодвинск)

Оборудование для лесопильной промышленности выпускает завод «Северный коммунар» (г. Вологда). Это единственное предприятие в стране, производящее двухэтажные лесопильные рамы. Станки, автоматические линии, технологическое оборудование для деревообрабатывающей промышленности производят Петрозаводский станкостроительный завод, вологодский «Станкозавод». Поставщиками сельскохозяйственной техники являются ОАО «Гатчинсельмаш», Бываловский машиностроительный завод (г. Вологда). Вологодский машиностроительный завод (бывший «Мясомолмаш») — одно из немногих в России предприятий, специализирующихся на выпуске машин и оборудования для молочной и мясоперерабатывающей промышленности.
Машиностроительные заводы г. Ухты выпускают башенные строительные краны в северном исполнении, санные тяжеловозы для транспортировки буровой техники, машины для изоляции газопроводных труб, аппаратуру для газокомпрессорных станций. Механический завод в Кандалакше поставляет в рыбную отрасль машины и механизмы, промысловое вооружение, оборудование для рыборазводных предприятий, в том числе инкубаторы для вызревания рыбной икры.

Завод «Титран» (бывш. «Трансмаш») в Тихвине
Завод «Титран»
(бывш. «Трансмаш») в Тихвине

Новое крупное машиностроительное предприятие — «Северстальмаш» (10 тыс. работников) возникло в 2002  г. в Череповце. Оно образовано из 15 ремонтных цехов Череповецкого металлургического комбината и стало самостоятельной дочерней компанией «Северстали». По расчетам, бывший ремкомплекс комбината вполне способен стать высокоэффективной машиностроительной компанией. «Северстальмаш» будет развиваться в трех направлениях: инжиниринг, сервис и создание нового высокотехнологичного оборудования. К 2005 г. объемы работ новой компании могут достигнуть 300—500 млн долларов.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "ОбоиЛидер". Хотите новый дом? Нет, нет, это мы не к тому, чтобы Вы задумались об ипотеке или о переезде на новую квартиру! Ваш любимые и такие привычные комнаты могут заиграть новыми красками и выглядеть совершенно другими, незнакомыми и интересными, только лишь за счет того, что вы переклеите обои на стенах и поменяете напольные покрытия! Поверьте, это совсем не трудно и даже не очень дорого! К тому же минимизировать финансовые затраты на преображение Вашего жилища, можно всего лишь заглянув в разделы "обои распродажа" и "ламинат распродажа" на сайте oboilider.ru. Профессиональные консультанты интернет-магазина расскажут Вам об особенностях различных напольных покрытий и обоев и помогут сделать правильный выбор.

Лесопромышленный комплекс

Лесная (лесозаготовительная), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность — традиционные отрасли народного хозяйства Европейского Севера, издавна славившегося своими лесами. Леса занимают до 3/4 территории Северо-Запада. По объему лесозаготовок и выпуску продукции деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности Северо-Западу принадлежит первое место в стране.
Кризис 90-х годов охватил деревообработку сильнее, чем лесозаготовительную отрасль. Находясь в лесозаготовляющем регионе, деревообрабатывающие предприятия нередко испытывают сырьевой голод. Отрицательное влияние здесь оказала близость зарубежных потребителей сырой древесины — Финляндии и Швеции. Зарубежные партнеры и посредники, специализированные лесоэкспортные фирмы имели возможность кредитовать лесозаготовителей. А традиционные смежники и соседи, отечественные деревообрабатывающие предприятия, этой возможности были лишены. В результате круглый лес отгружался за границу, а отечественные предприятия деревообработки простаивали без сырья.

Гидролоток на Котласском ЦБК (г. Коряжма)
Гидролоток на Котласском ЦБК
(г. Коряжма)

У лесозаготовителей были свои проблемы: экспортные заказы не обеспечивали полной загрузки производственных мощностей. Вынуждены были почти остановиться леспромхозы южных и западных областей региона, в значительной степени специализированные на заготовке лиственной древесины. Прежде основными потребителями ее были южные регионы СССР (Украина — крупный потребитель рудничной стойки, Молдавия, Закавказье), чьи рынки стали недоступными.
В настоящее время общий объем продукции российского лесопромышленного комплекса (ЛПК) составляет около 8 млрд долларов. А по оценке Министерства природных ресурсов его потенциал достигает 100 млрд долларов, что сопоставимо с доходами нефтегазового комплекса. Обладая четвертью всех запасов древесины мира, Россия производит лишь 1/20 часть мировой продукции ЛПК. Мы значительно отстаем от многих стран мира и по душевому производству и потреблению лесобумажной продукции. Сохраняются унаследованные с советских времен крайне низкие производительность труда в отраслях лесной промышленности (в 5 раз ниже средних мировых показателей) и степень полезного использования древесины (в 3 раза ниже). Крайне негативно сохранение сырьевой направленности экспорта лесопродукции, которая отражает несовершенство структуры отечественного ЛПК. В выпускаемой им продукции преобладают первый и второй передел: круглый лес, пиломатериалы, целлюлоза. Выпуск продукции глубокой переработки еще настолько слабо освоен, что Россия вынуждена ввозить высококачественную бумагу, картон.
В последнее время в ЛПК, в том числе на Северо-Западе, наметились позитивные сдвиги, выражающиеся в формировании вертикально интегрированных компаний холдингового типа. В Республике Коми такой холдинг формируется вокруг Сыктывкарского ЛПК, в Архангельской области — вокруг Котласского ЦБК, в Вологодской области комплекс лесопромышленных предприятий возглавляет «Группа Фокс» и т.д. В составе холдинга Сыктывкарского ЛПК (СЛПК) — 12 леспромхозов, большинство из которых самостоятельно не могли обеспечить рентабельную работу. Собственные леспромхозы обеспечивают потребности комбината в сырье на 60%. СЛПК вкладывает крупные средства в модернизацию лесозаготовительных предприятий. На лесосеках появились новые трелевочные тракторы, валочно-пакетирующие машины, сучкорезные, лесовозные машины и т.п.
Компания «Илим Палп», которой принадлежит Котласский ЦБК, делает крупные капиталовложения в развитие его лесосырьевой базы. Собственное лесное хозяйство комбината включает уже 15 леспромхозов, и их число планируется увеличить. В общей сложности в развитие лесного хозяйства и новую технику предполагается вложить 30 млн долларов. Уже несколько лет в леспромхозах Котласского ЦБК работают финские трелевочные комплексы «Тимберджек». Они в автоматическом режиме пилят и валят лес, укладывают его в штабеля. Все управление комплексами компьютеризировано. Планируется довести число таких комплексов до 25.
Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наиболее разносторонне развиты на Северо-Западе лесопиление и целлюлозно-бумажная промышленность. Лесопиление издавна концентрировалось в морских портах, в местах пересечения или стыковки железнодорожных путей и лесосплавных рек. Самым крупным центром лесопильной промышленности является Архангельск — морской и речной порт в устье Северной Двины. Здесь распиловкой древесины и производством пиломатериалов занято полтора десятка крупных предприятий. Из них крупнейшие — Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (270 тыс. м3 пиломатериалов — 2000 г.), ЛДК № 3, Лесозаводы № 2 и № 3 (каждый с объемом выпуска 120—150 тыс. м3 пиломатериалов в год). Значительная часть пиломатериалов экспортируется морским путем. Архангельск — старейший и крупнейший в стране экспортер лесоматериалов. До 90% экспорта промышленной продукции Архангельской области приходится на ЛПК.
В целом укрупненный Северо-Запад производит в настоящее время 5,3 млн м3 пиломатериалов (2000 г.), что составляет 26% от общероссийского уровня. Доля региона по этому показателю, как и по уровню лесозаготовок, заметно увеличилась с 1990 г. (19%).
Важной подотраслью деревообработки является фанерное производство. Сырьем для него служит преимущественно береза, при этом для получения 1 м3 клееной фанеры требуется 2,3 м3 древесины. Такой высокий удельный расход сырья ориентирует это производство на районы с преобладанием смешанных лесов, имеющих запасы березы. На Северо-Западе оно получило развитие в южных и западных областях. Выделяются такие предприятия, как Усть-Ижорский фанерный комбинат (Ленинградская обл.), фанерный комбинат в г. Сортавале (Карелия). В Вологодской области на производстве фанеры специализируются два предприятия: великоустюгский фанерный комбинат «Новатор» и Череповецкий фанерно-мебельный комбинат. Их продукция — листовая клееная фанера, шпон и гнуто-клееные детали, используемые в производстве мебели, — пользуется большим спросом.
В больших городах региона — в Петербурге, Архангельске, Петрозаводске, Сыктывкаре, Вологде, Череповце и др. — имеется мебельная промышленность. Пережив кризисные годы, значительное сокращение производства, вызванное жесткой конкуренцией импортных товаров, она начинает возрождаться. Многие предприятия переходят к выпуску мебели, если так можно выразиться — нового поколения, идущей на смену мебели из древесно-стружечных плит, которые не соответствуют современным требованиям экологической безопасности (главным образом из-за синтетических смол, используемых при изготовлении плит). На смену идет мебель из цельной, натуральной или клееной, древесины, пользующаяся уже повышенным спросом на внешнем и внутреннем рынках.
Зарубежные инвестиции в эту отрасль вначале направляются на создание современных производств комплектующих изделий, но затем идут и на организацию выпуска готовой мебели. Такую стратегию проводит шведский концерн «Икея», планирующий вложить в мебельную промышленность Северо-Запада России более 100 млн евро. Концерн учредил компанию «Икея—Россия», которая уже построила в г. Тихвине Ленинградской области завод по производству комплектующих для мебели, впоследствии там начнется выпуск готовой мебели. В Карелии шведско-российская компания построит лесопильно-мебельный комбинат, первая очередь которого рассчитана на выпуск 100 тыс. м3 пиломатериалов в год. Компания предполагает направить инвестиции также в мебельные предприятия Вологды и Сыктывкара.

Пульт управления Котласским ЦБК (г. Коряжма)
Пульт управления Котласским ЦБК
(г. Коряжма)

В лесопромышленный комплекс вкладываются и отечественные капиталы. Ассоциация региональных промышленников «Группа Фокс» (Москва) осуществляет инвестиции в Вологодской области. В Вологде на мебельной фирме «Прогресс», входящей в «Группу Фокс», была проведена коренная модернизация. В 2002 г. на предприятии пущена новая высокомеханизированная мебельная линия, оснащенная итальянским оборудованием.
На Северо-Западе работают две из трех сохранившихся в кризисный период спичечных фабрик страны: в Череповце и г. Чудово Новгородской области (третья российская спичечная фабрика «Гигант» находится в г. Балабаново Калужской области). Череповецкая спичечная фабрика — ЗАО «Фэско» — оборудована современными автоматизированными линиями и обеспечивает устойчивую, рентабельную работу. Чудовская фабрика, основанная в 1877 г., когда в одной Новгородской губернии работало 14 спичечных фабрик, восстановила дореволюционное название — «Солнце» (ОАО). Предприятию для выхода на рентабельный уровень необходимо техническое перевооружение.
Северо-Запад — основной район целлюлозно-бумажной промышленности России. Из 3,3 млн т бумаги, производимой в стране (2000 г.), 1,9 млн т, то есть значительно больше половины, выпускается на Севере России. Крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Республике Коми, Карелии, Архангельской и Ленинградской областях. Предприятия этой отрасли имеются также в Вологодской и Новгородской областях.
Целлюлозно-бумажное производство отличается не только высокой материалоемкостью (на каждую тонну целлюлозы расходуется почти 5 м3 древесины), но и исключительно большим потреблением воды — до 350 м3 на 1 т продукции. Поэтому центры целлюлозно-бумажной промышленности сложились на Севере вблизи сырьевых баз — лесозаготовительных районов на берегах крупных рек или озер.
Основной тип предприятий в данной отрасли — целлюлозно-бумажный комбинат. В начале производственного цикла осуществляется механическое измельчение древесины с широким использованием отходов деревообработки, затем идет варка целлюлозы, то есть выделение ее химическим способом из древесины, где ее содержится до 40—55%. Целлюлоза, волокнистый полуфабрикат, на второй стадии производственного цикла служит для выработки конечной продукции — бумаги, картона. Целлюлозно-бумажные комбинаты Северо-Запада выпускают как конечную продукцию (различные сорта бумаги и картона, изделия из них), так и традиционно поставляют товарную целлюлозу в качестве полуфабриката на бумажные фабрики центральных областей страны.
Крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности региона и всей страны является Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (СЛПК) в Республике Коми. Он один производит 1/6 часть всей бумаги в стране (556 тыс. т в 2000 г.). На привлеченные в 90-х годах зарубежные кредиты комбинат был модернизирован, повысил качество продукции, расширил ассортимент, освоил новые виды бумаги и улучшил экологическую обстановку. Были реконструированы и усовершенствованы все бумагоделательные машины и налажен выпуск широкого диапазона разной по плотности офсетной бумаги. Сыктывкарская офсетная бумага улучшенного качества с поверхностной проклейкой — высококонкурентная продукция на мировом рынке. В результате выполнения программы технического перевооружения производственные мощности СЛПК возросли до 700 тыс. т целлюлозно-бумажной продукции в год.
Сыктывкарский ЛПК производит 50% офсетной бумаги в стране, 9% газетной. С 1997 г. СЛПК половину своей продукции экспортирует и половину реализует на внутреннем рынке. Это дает предприятию экономическую стабильность. Платежеспособный зарубежный рынок обеспечивает возможность регулировать положение на внутреннем рынке и обеспечивать бумагой отечественную полиграфическую промышленность в требуемых количествах.
В 2002 г. контрольный пакет акций СЛПК (88%) перешел к австрийской компании «Нойзидлер», являющейся крупнейшим в Европе производителем офсетной бумаги. Предполагается переименование СЛПК с целью отражения в его названии имени головной компании.
В составе лесопромышленного комплекса Северо-Запада имеются предприятия, осуществляющие лесохимическое и гидролизное производство. Гидролизные предприятия из отходов деревообработки выпускают этиловый спирт и кормовые дрожжи, применяемые в животноводстве. Специализированные предприятия этой подотрасли — Сокольский гидролизно-дрожжевой завод, гидролизный завод в г. Онеге (Архангельская обл.). Продукция гидролиза древесины выпускается в Архангельске, продукты лесохимической и биохимической переработки производит Котласский ЦБК. В Вологде работает старый лесохимический завод. Его основным сырьем является живица, собираемая с сосновых деревьев в химлесхозах области. При переработке ее получают канифоль, скипидар и другие продукты. Аналогичное предприятие работает в Тихвине (Ленинградская область) — «Тихвинхимлес».