Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2004

Предпрофильная подготовка


Политическая карта мира

элективный курс для 9-го класса

О.В. КРЫЛОВА
доцент кафедры исторического и
социально-экономического образования АПК и ПРО
Москва

В соответствии с Концепцией профильного обучения* учащимся 9-х классов в ближайшее время должны быть предложены курсы по выбору или элективные курсы.
Элективные курсы призваны выполнять одну из следующих функций: 1) выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение отдельных предметов; 2) развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; 3) удовлетворять познавательные интересы отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Программа курсов предпрофильной подготовки может быть рассчитана на 34—35 часов (в этом случае ученик сможет познакомиться за учебный год с одним-двумя элективными курсами) или на 15—17 часов. На наш взгляд, второй вариант предпочтительнее, он может быть реализован в течение учебной четверти. Кроме того, можно в течение года провести один и тот же курс, но для разных групп учащихся.
Элективные курсы должны разрабатываться с учетом особенностей школы, возможностей и потребностей учащихся, имеющихся условий для работы и т. д., поэтому предлагаемые методические материалы носят примерный характер и могут трансформироваться с учетом этих конкретных условий. Предлагаемый вариант в значительной степени опирается на уже имеющийся у учителя опыт преподавания. Что касается знаний современной политической карты, то они всегда актуальны и полезны.


* Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. — М.: МО РФ, РАО, 2002.

 

ПРОГРАММА**

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью, а также с основными международными организациями. Курс «Политическая карта мира» актуален, вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками информации, предполагает самостоятельную (индивидуальную или коллективную) форму работы.
Курс рассчитан на 15—17 часов и может быть успешно завершен в течение учебной четверти.


** С полным текстом программы можно познакомиться на сайте Новгородского регионального центра дистанционного образования http://method.novgorod.rcde.ru

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование
тем курса
Всего
часов
В том числе
лекции самостоятельные
работы
семинары
1 Введение 1   1  
2 Политическая карта мира и основные этапы ее формирования 4 (5) 1 2 1(2)
3 Государства мира 4 2 2  
4 Международные организации 3 (4)   2 (3) 1
5 Современный мир 2     2
4 Итоговое занятие 1   1  
  Итого 15 (17)      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Я надеюсь, что уже в ближайшее время возникнет представление о необходимости пропедевтического курса «Современное миропонимание». Кризис во взаимоотношениях природы и общества стремительно нарастает, и образование должно далеко выходить за рамки узкого профессионализма. Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет нам избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается. А может быть, и избежать самого кризиса!

Н.Н. Моисеев

Целесообразно провести вводное занятие для того, чтобы познакомить учащихся с общей структурой курса и его примерным содержанием, формами и объемом самостоятельных работ, точно определить сроки их выполнения. Не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема. Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся и их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать механизм учета результатов и познакомить с ним учащихся в самом начале работы.
В то же время не следует сводить первое занятие к решению лишь организационных вопросов. Готовясь к изучению политической карты, следует познакомить девятиклассников с разными толкованиями содержания этого понятия, объяснить, что подразумевается под количественными и качественными изменениями политической карты.

Тема 1. Политическая карта мира
(4—5 часов)

Учебная лекция «Политическая карта мира» (1 час)

Лекция носит установочный характер и призвана подготовить учащихся к предстоящей двухчасовой самостоятельной работе по разным политическим картам. За предыдущие годы обучения в 6—8-м классах учащиеся получили фрагментарные знания о современной политической карте мира, в курсе географии 7-го класса преимущественно отрывочные — по отдельным материкам. Ряд представлений о формировании политической карты в историческое время ученики получили на уроках истории. Следовательно, на лекции целесообразно актуализировать фактические знания учащихся и придать им возможный теоретический аспект. Дать краткое представление об основных этапах формирования политической карты, представления о государственной территории, государственных границах и типах государств мира по формам государственного управления и устройства.
Глубина содержания лекции определяется возрастом и уровнем подготовки учащихся и в еще большей степени связана с содержанием предстоящей самостоятельной работы по изучению политических карт разного времени. Во время лекции не следует раскрывать учащимся собственно фактические примеры изменений политической карты, произошедшие в ХХ веке, которые девятиклассники могут установить самостоятельно, анализируя карты атласа.

Самостоятельная групповая работа учащихся
«Сравнительная характеристика политической карты мира
начала и конца ХХ века»
(2 часа)

В начале занятия составляется план работы, и учащимся предлагаются задания для самостоятельной исследовательской работы по картам атласа.
Информационные ресурсы:
1) Атлас «Новейшая история ХХ века». — М.: АСТ-ПРЕСС, 2003: «Мир к 1914 году» (с. 2—3), «Мир в конце ХХ века» (с. 30—31), «Мир после Второй мировой войны. 1945—середина 80-х гг.» (с. 20—21).
2) В настоящее время готовится к изданию атлас «Россия. Новейшая история ХХ века». — М.: Дик—Дрофа, 2004.
Примерные вопросы по карте «Мир к 1914 году»
1. Посчитайте примерное количество государств (в том числе суверенных) в разных регионах: в Европе, Азии, Африке, Северной Америке, Латинской Америке и в Океании.
2. Назовите примерное количество государств мира (в том числе суверенных).
3. Назовите крупнейшие колониальные империи начала ХХ века и расскажите, какими территориями они владели.
4. Назовите самые большие по величине территории государства мира и их примерную площадь.
Примерные вопросы по карте «Мир в конце ХХ века»
1. Посчитайте примерное количество государств, расположенных в разных регионах Земли: в Европе, Азии, Африке, Северной Америке, Латинской Америке и в Океании. Отдельно укажите страны, не имеющие независимости.
2. Назовите примерное количество государств мира.
3. Назовите самые большие по величине территории государства мира и их примерную площадь.

По итогам групповой исследовательской работы учащихся проводится обсуждение: выявление основных направлений изменений политической карты мира за 100 лет. Обратим внимание, что при выполнении этой работы учащимся не следует давать других (в том числе текстовых) источников информации, так как они тут же заменят карту. Источник информации станет иным, а следовательно, и уровень познавательной самостоятельности учащихся также изменится.
Примерные вопросы к итоговому обсуждению исследовательской работы по группам:
Проанализируйте, какие изменения произошли на политической карте за последние сто лет:
1) общее количество и примеры новых государств в мире и в отдельных регионах;
2) границы и величина территории отдельных государств;
3) столицы государств (учесть изменение названий и перенос столиц в другие города).

Семинар
«Как изменяется политическая карта
в настоящее время»
(1—2 часа)

Одной из характерных особенностей современного этапа формирования политической карты является разъединение и слияние государств. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, сравните политические карты «Европа в конце ХХ века» (с. 29.) и «Европа после Второй мировой войны. 1945 — середина 80-х гг.» (с. 18—19); политические карты «Мир в конце ХХ века» (с. 30—31) и «Мир после Второй мировой войны. 1945 — середина 80-х гг.» (с. 20—21, здесь и далее Атлас «Новейшая история ХХ века». — М.: АСТ-ПРЕСС, 2003).
Дополнительная литература для учителя:
Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы. — М.: Уникум-Центр, 1998.
Заяц Д.В. Политическая карта мира: что изменилось за сто лет // География, № 17/2001, с. 1, 5—25.

Тема 2. Государства мира
(4 часа)

На первом занятии полезно познакомить учащихся с крупными регионами мира: 1) Африкой (в том числе Северной и Тропической); 2) Северной (Англо-саксонской) Америкой; 3) Латинской Америкой (в том числе Средней или Мезоамерикой, Центральной Америкой, Андским или Горным Западом, Ла-Платским регионом); 4) Австралией и Океанией; 4) Европой (Северной, Западной, Южной, Восточной); 5) Азией (Центральной и Восточной, Юго-Восточной, Южной, Юго-Западной). Итогом этой работы может стать контурная карта «Крупные регионы мира».
Далее необходимо актуализировать знания девятиклассников о типах государств по величине территории, предложив им необходимые «единицы измерения»:
 Самое большое государство в мире — Российская Федерация. Ее площадь 17 млн км2.
 Второе по величине территории государство мира — Канада, 9,97 млн км2, для запоминания — примерно 10 млн км2. (Пользуясь политической картой, назовите государства мира, площадь которых приближается к 10 млн км2).
 Государства с величиной территорий от 1 до 3 млн км2: Перу — 1,3 млн км2, Алжир — 2,4 млн км2, Индия — 3,3 млн км2. (Назовите страны, площадь которых составляет от 1 до 3 млн км2. Определите, для каких материков (регионов мира) характерны государства такой площади.)
 Площадь государств Европы: 1) в сотнях тысяч квадратных километров (Украина —— 603,7 тыс. км2, Франция —— 552 тыс. км2 и т.д.); 2) в десятках тысяч квадратных километров (Швейцария — 41 тыс. км2). (Пользуясь политической картой, назовите страны Европы, площадь которых измеряется на ваш взгляд: 1) в сотнях тысяч квадратных километров, 2) в десятках тысяч квадратных километров).
Полезно также актуализировать знания учащихся о возможных классификациях государств по особенностям географического положения.
По итогам этого занятия учащиеся, пользуясь картами атласа, должны уметь определять территориальную принадлежность государства, давать примерную оценку величине его территории и определять особенности географического положения государства по разным основаниям.
На втором и третьем занятиях учитель знакомит девятиклассников с типами стран современного мира по уровню социально-экономического развития. В ходе учебной лекции учитель сообщает ученикам характерные особенности государств разных типов, не забывая при этом анализировать и их географическое положение в крупных регионах мира. Таким образом формируется определенный уровень обобщения: страны какого уровня социально-экономического развития доминируют в Северной или Тропической Африке, или Латинской Америке, или в Западной Европе и т. д. Все это способствует формированию у девятиклассников пространственной картины современного мира. При наличии времени интересно познакомить девятиклассников с классификацией стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП).
На четвертом занятии учащиеся занимаются определением типологической принадлежности государства или государств по возможно большему числу оснований. Эту работу можно провести по группам, с последующим коллективным обсуждением результатов.
В качестве тренировочной (при необходимости проверочной) работы можно предложить карточки задания для индивидуальной или групповой работы по политической карте атласа.

ВАРИАНТ 1

1. Назовите три страны:

Тропической Африки
Юго-Восточной Азии
Западной Европы

2. В каком регионе находятся:

Дания
Индия
Чили

3. Приведите пример классификации стран по географическому положению.

4. Назовите примерную площадь стран:

Китай
Казахстан
Франция

5. Назовите, к какому типу развитых стран по уровню экономического развития относятся:

Испания
Новая Зеландия
ЮАР

6. Определите, какая из развитых стран «лишняя», и назовите, по какому признаку вы ее выделили: Великобритания, Германия, Франция, Италия, Израиль.

ВАРИАНТ 2

1. Назовите три страны:

Восточной Европы
Средней Америки
Южной Азии

2. Назовите, в каком регионе находятся:

Германия
Ливия
Аргентина

3. Приведите пример классификации стран по географическому положению.

4. Назовите примерную площадь стран:

Мексика
Бразилия
Япония

5. Назовите, к какому типу развитых стран по уровню экономического развития относятся:

Швеция
Швейцария
Германия

6. Определите, какая из развитых стран «лишняя», и назовите, по какому признаку вы ее выделили: Португалия, Испания, Ирландия, Великобритания, Греция.

Тема 3. Международные организации
(3—4 часа)

В зависимости от имеющихся возможностей изучать эту тему можно по-разному.

Один из наиболее интересных вариантов — с использованием сетевых ресурсов Интернета непосредственно на занятиях.
Прежде всего следует определиться, с какой или какими современными международными организациями (например, государственными или неформальными; глобальными и региональными) будут знакомиться учащиеся, какие знания им более необходимы, например, для выступления на итоговом семинаре, тема которого выбрана заранее. Учащиеся могут по группам познакомиться со структурой и основными направлениями деятельности сразу нескольких организаций, а затем обменяться мнениями о полученных сведениях. Можно предложить каждой группе познакомиться с конкретной международной организацией и на следующем занятии рассказать о ней остальным слушателям курса. Для выполнения этой работы можно обратиться к официальным сайтам международных организаций:
www.un.org — Организация Объединенных Наций (ООН)
www.unesco.org — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
www.nato.int — Организация Североатлантического Договора (НАТО)
www.europe.eu.int — Европейский Союз (ЕС)
www.unece.org/stats/cisstat — Содружество Независимых Государств (СНГ)
www.clubofrome.org — Римский клуб (Международная научно-прогностическая организация, была создана в 1968 г. Одной из своих главных задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам.)

Возможен вариант наиболее подробного знакомства девятиклассников с Организацией Объединенных Наций. Русскоязычная версия сайта ООН позволяет учащимся получить большой объем интересной информации, а на заключительном занятии по этой теме провести дискуссию по вопросам:
структура ООН;
функции основных подразделений ООН: Генеральной Ассамблеи, Экономического и социального совета, Международного Суда, Совета Безопасности.
Можно предложить для знакомства и обсуждения следующие документы ООН: «Гражданское общество и глобальное управление» (см. справочный документ, подготовленный председателем Группы Генерального секретаря), «ООН и гражданское общество» (см. «Цели в области развития, поставленные Декларацией тысячелетия», — к 2015 г. все государства, являющиеся членами ООН, взяли обязательство достичь этих целей.). Эти материалы также могут быть использованы и на заключительных семинарах. Для четкой организации поисковой деятельности учащихся учителю желательно заранее познакомиться с содержанием названных сайтов.
Если нет возможности организовать занятия непосредственно в сети, то можно предложить девятиклассникам выполнить поисковые задания вне школы и затем провести занятия в классе. При отсутствии таких возможностей — остается традиционный путь сообщения учащимся новых сведений.

Тема 4. Итоговые семинары
(1—2 часа)

Тему итогового семинара следует определить еще в самом начале подготовки курса. Ее целесообразно сообщить учащимся уже на вводном занятии или, что предпочтительнее, выбрать вместе с учащимися из предложенных вариантов. В зависимости от выбранной темы предстоит скорректировать содержание занятий, подчиняя их теме заключительного семинара. Например, если планируется семинар «Современный мир: однополярность или многополярность?», то при изучении государств мира следует упомянуть о странах «золотого миллиарда», а при изучении международных организаций, познакомить учащихся с Варшавским договором и т.п.
Основу каждого семинара составляет обсуждение статьи, представляющей авторский взгляд (политика, географа, геополитика) на ту или иную проблему. Девятиклассники встречаются с несколько новой по содержанию формой работы, отличающейся от привычной работы по учебнику. Учащимся предстоит познакомиться с позицией автора, по возможности разобраться в ней, выделить авторские аргументы, а затем сформулировать собственное отношение к проблеме. Все статьи предложены учащимся с некоторыми сокращениями, дополнены толковым словарем, сопровождаются примерными вопросами для обсуждения.
Учителю важно точно определить, сколько времени отвести на подготовку учащихся к семинару, и заранее обеспечить каждого текстом статьи. Текст необходим каждому ученику. В нем можно выделить подчеркиванием позицию автора, отметить необходимые аргументы, сделать на полях собственные пометки и т.п. В этом случае параллельно с работой над содержанием осуществляется не менее важная работа по обучению формам работы с текстом, формированию у учеников общих учебных умений. Рекомендуем найти возможность распечатать тексты.
Напомним также, что курс преподается учащимся, которые его выбрали, т.е. ребятам, которые уже заинтересовались и его содержанием, и доброжелательно настроены к учителю, а следовательно, и к предложенной им учебной деятельности. Кроме того, группа учащихся курса по выбору меньше по численности, чем обычный класс. Именно этими условиями объясняется кажущийся завышенным уровень сложности некоторых тем семинаров.

Семинар
«Всемирное правительство: утопия или реальность?»

Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи академика Н.Н. Моисеева «Информационное общество — что это такое?»1.

Вопросы для обсуждения
1. В чем проявляется различие во взглядах на информационное общество? Какая точка зрения вам ближе?
2. В чем на взгляд автора статьи заключаются основные трудности становления информационного общества?
3. Есть ли, на ваш взгляд, примеры навязывания людям новых стандартов мышления в современном обществе? Как вы оцениваете это явление?
4. Согласны ли вы с мнением автора статьи о возможности «зомбирования человечества в планетарном масштабе»? Каковы ваши взгляды на эту проблему?
5. Какова ваша точка зрения на возможность создания информационного общества, как «планетарного общества»?
6. Какие мировые события и явления современного мира, на ваш взгляд, могли бы (должны бы?) привлечь интерес «Коллективного Интеллекта»?
7. Что такое Совет Мудрецов?
8. Ваше отношение к предложению автора о создании Совета Мудрецов при ООН? Ваши кандидаты в такой Совет?

Семинар
«Современный мир: однополярность или многополярность?»

Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи Е.С. Примакова «Окончание эпохи сверхдержав»2.

Вопросы для обсуждения
1. Что означала двухполюсная структура мира периода «холодной войны»?
2. Какими критериями определяет автор понятие «сверхдержава» современного мира? Есть ли в мире страны, по мнению автора, отвечающие этим критериям?
3. «Однополярный» или «многополярный мир»: за и против?
4. Какие тенденции свидетельствуют, на взгляд автора, о движении к многополярному миру?
5. Какие современные события и явления, на ваш взгляд, подтверждают движение к многополярному миру?

Семинар
«Современный мир: Китай в обозримом будущем»

В некоторых субъектах Российской Федерации более детально изучают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и семинар по этой теме может быть особенно актуальным. В ходе подготовки к семинару ученики заранее знакомятся с географией Китая по одному из школьных учебников для 10-го класса.

Вопросы для самоконтроля
1. В чем проявляется масштабность современного Китая?
2. Каковы экономические достижения современного Китая?
3. Что такое программа «четырех модернизаций» Китая и каковы результаты ее проведения?
4. Какие крупные экономические зоны выделяют в Китае?
5. Какова хозяйственная специализация и уровень развития каждой из них?
Для обсуждения непосредственно на семинаре можно предложить учащимся следующие материалы:
Моисеев Н.Н. Китай в обозримом будущем3.
Лавров С.Б. Переходи через реку, нащупывая камни4.
Примаков Е.С. Окончание эпохи сверхдержав5.

Вопросы для обсуждения
1. Что способствует дальнейшему возрастанию роли Китая в мире?
2. Каковы современные взаимоотношения России и Китая?
3. Какова роль Китая в современном мире?
4. Что позволяет считать Китай геополитическим стабилизатором современного мира?
5. Какими критериями определяется понятие сверхдержава современного мира?
6. Есть ли в мире страны, отвечающие этим критериям?
Заключительное занятие (1 час) можно рассматривать как резервное а можно использовать для анализа проведенной работы и подведения итогов в той форме, в которой это было заранее обговорено с учащимися.


1 Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? — М.: 1999.
2 Примаков Е.С. Мир после 11 сентября. — М.: Мысль, 2002.
3 Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? — М.: 1999.
4 С.Б. Лавров. В каком мире мы живем. Размышления геополитика. — СПб., 2001.
5 Примаков Е.С. Мир после 11 сентября. — М.: Мысль, 2002.