Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2004

Методическое пособие для учителя


6-й класс

Тема «План местности»

МАТЕРИЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ

Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Е.А. КУЗНЕЦОВА
Калужский государственный педагогический университет
им. К.Э. Циолковского

 

Средства обучения

Глобус, географические карты (физическая карта полушарий и физическая карта России), план местности (желательно, своей местности), космические снимки и аэрофотографии (желательно, своей местности), макеты земной поверхности, набор условных знаков.

Термины и понятия

Аэроснимкиизображения земной поверхности, полученные путем фотографирования (аэрофотосъемка), иногда радиолокационной, телевизионной и другой съемки, производимой с самолета, вертолета, аэростата. Аэросъемка выполняется с помощью специальных аппаратов с высоты от нескольких десятков метров до десятков километров. Аэроснимки могут быть плановыми (если ось снимающего аппарата располагалась отвесно) или перспективными (если ось располагалась наклонно); в зависимости от высоты съемки и применяемой аппаратуры снимки имеют разный масштаб, подробность и обзорность.
Космические снимкиснимки, получаемые в результате съемки с космического аппарата. Космические снимки отличаются от аэроснимков гораздо большей обзорностью, огромным охватом территории: на снимке среднего масштаба — 3—4 тыс. км2, на снимке мелкого масштаба — десятки тысяч км2.
План местности (от латинского planum — плоскость) — изображение небольшого участка земной поверхности в крупном масштабе, вид сверху. При построении плана не учитывается кривизна земли, горизонтальная поверхность считается плоской.
Условные знаки — обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов. Условные знаки указывают вид объектов (например, город, река, дорога), некоторые их характеристики (областной центр, судоходная река, шоссейная дорога)
и определяют их пространственное положение. Условные знаки входят в легенду карты.

Ученые, путешественники,
экспедиции, организации

Пэй Сюн — китайский картограф, в III веке изложил основные принципы составления географических карт.
Галилео Галилей (1564—1642) — итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик. Изобрел астрономическую зрительную трубу — основу всех геодезических инструментов.
Виллеброрд Снеллиус (Снелль) (1580—1626) — нидерландский астроном и математик. В 1616 г. произвел первые градусные измерения на основе изобретенного им способа триангуляции.

Географические науки и профессии географов

Геодезия (греческое geodaisi'a — землеразделение) — наука, изучающая форму и размеры Земли, методы измерения расстояний, углов и высот на земной поверхности.
Топография (греческое to'pos — место) — раздел геодезии, включающий технологию и организацию измерений на местности для создания карт и планов.
Картография — наука о картах, их создании и использовании. В предмет изучения картографии входят также глобусы, планы и другие изображения земной поверхности, кроме того, карты и глобусы звездного неба, других планет.

Инструментарий географа

Курвиметрмеханический портативный прибор, предназначенный для измерения по картам длин извилистых линий. Он состоит из круглой коробки с циферблатом и стрелкой, маленького колесика внизу. Деления на шкале циферблата могут означать путь, проходимый колесиком по карте (в сантиметрах), или показывать сразу расстояние на местности в зависимости от масштаба карты.
Циркуль-измеритель инструмент для переноса размеров на чертежи, при работе с географическими картами применяется для определения расстояний между точками, отдельными участками карты.

Географическая номенклатура

Местные названия. Учителю целесообразно подготовиться к тому, чтобы совместно с учащимися на уроке создать банк местных названий (как официальных, так и неформальных, принятых среди жителей): населенных пунктов, где проживают ученики; улиц, магазинов, образовательных учреждений, ближайших водоемов, различных местных форм рельефа и прочее.

Топонимика

Сведения о происхождении местных названий.
От редакции:
Готовя эту позицию урока, учитель должен помнить, что очень часто в местной традиции бытуют совершенно дурацкие объяснения тех или иных местных географических названий, не имеющих ничего общего с действительным, часто очень сложным и уходящим в глубины истории процессом возникновения топонима. Например, в большинстве случаев можно быть уверенным, что если для объяснения топонима привлекается какой-нибудь эпизод из жизни царицы, князя, боярина, героя, то это чушь. Вот примеры подобной народно-топонимической ерунды: возведение названия подмосковного города Яхрома к восклицанию княгини, подвернувшей ногу, Я хрома! (на самом деле топоним восходит к финно-угорской основе); байки о том, что город Мышкин в Ярославской области назван так потому, что некогда здесь на берегу Волгу уснул боярин и его собиралась ужалить змея, а пробегавшая рядом мышка разбудила спящего и тем самым спасла его от верной гибели; бытующее среди простонародья представление о том, что Калуга — от ко лугу (то есть якобы на луговом берегу Оки), а Череповец — от черепа овцы, на который якобы наступила Екатерина Великая, посетив этот город. Учитель не должен тиражировать околесицу: школа — очаг все-таки просвещения. Поэтому в том, что касается объяснения названий старых населенных пунктов, рек, урочищ, учитель должен опираться только на серьезные топонимические источники и воздерживаться (и воздерживать учеников) от отсебятины. Что же касается объяснения происхождения некоторых местных, относительно новых названий (часто подобные неформальные названия получают площадки у магазинов, места гулянья, встреч молодежи, известные местному населению грибные или ягодные места в лесу и т. п.), то здесь как раз важно привлечь знания школьников, их родителей и бабушек, которые еще помнят процесс возникновения этих названий. Было бы очень хорошо, если бы в кабинете географии в школе велась ЛЕТОПИСЬ МЕСТНЫХ МИКРОТОПОНИМОВ, составлялся словарь. Через десяток-другой лет такой словарь может стать ценным источником для топонимистов, географов, краеведов. Ведь некоторые из названий, воспринимаемые сегодня как временные или ироничные, могут через одно-два поколения «прирасти» к территории, стать настоящими, узаконенными топонимами, а кто тогда объяснит их происхождение? (См. также домашнее задание 2.)

Самостоятельная работа учащихся

Рассказ с топографическими знаками
Цель работы: формирование умений использования условных знаков карт.
Оборудование: Атлас по географии для 6-го класса, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Задание 1. Перепишите текст, заменив слова топографическими знаками:
Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья... (по А. Рыбакову. «Бронзовая птица».)
Задание 2. Придумайте свой рассказ с топографическими знаками.

Географические рекорды

Самая маленькая картакарта Армении, величиной с... копеечную монету. Ее собрал из нескольких сот самоцветных камней Эдуард Казарян. На карте отчетливо видны реки, озера, горные пейзажи, особенно выделяется бирюзовое озеро Севан.
Самая дорогая карта находится в Санкт-Петербургском геологоразведочном институте. Это карта Советского Союза из цветных камней и самоцветов. Площадь карты 22,5 м2. Камни подобраны по цвету: для обозначения равнин — зеленая яшма, белый опал символизирует вечные снега, зеленый амазонит — оазисы в пустынях, из орлеца выложены государственные границы. Сделана карта гранильщиками Свердловска, над ней работали сотни человек в течение 11 месяцев.

Цифры и факты

Условные знаки плана местности
Вид условных топографических знаков Что они обозначают
Площадные а) населенные пункты: города, поселки, отдельные строения;
б) растительный покров и грунты: лес (хвойный, лиственный, смешанный), редкий лес, вырубленный лес, кустарник, луг, фруктовый сад, огород, пашня, болото, пески
Линейные а) дорожная сеть: железная дорога, шоссе, грунтовая дорога, тропинки, просеки;б) гидрография: реки, береговая линия озер, мосты, плотины;в) прочие: линии связи, линии электропередачи
Внемасштабные отдельные строения, церкви, заводы, электростанции, карьеры, башни, памятники, кладбища, мельницы, пункты государственной триангуляционной сети
Пояснительные направления течения реки, характеристики дна реки, характеристики мостов, отметки высот, типы растительности в лесу, глубина болота и др.

Интересное

Карта на кости мамонта
В Черкасской области (Украина) была найдена древняя карта на кости мамонта; возраст карты — около 15 тыс. лет.
Дорожные карты
Так назывались карты, применяемые в Древнем Риме, приспособленные для использования их в пути. Они представляли собой пергаментную полосу шириной 30 см и длиной около 7 м. Для их создания проводились специальные съемочные работы и описания маршрутов.

Домашнее задание для желающих

Придумай свои условные топографические знаки
1. Внимательно осмотри свой двор. Как много в нем различных предметов — это деревья, кустарники, детская песочница, сушилка для белья и многое другое.
2. Посмотри, какие предметы двора можно изобразить знакомыми тебе условными топографическими знаками. Подсказкой для тебя будут приведенные в географическом атласе 6-го класса условные знаки.
3. Посмотри, для каких предметов двора условных топографических знаков не существует. Придумай их сам.
4. Нарисуй в тетради и подпиши условные знаки предметов твоего двора.
5. Привлеки к этой работе друзей и родителей, так будет интереснее и веселее.
6. Придумай игры с условными географическими знаками. Например, опиши маршрут твоего движения по двору, используя топографические знаки.

Составь список местных названий
В месте твоего проживания есть много интересных названий, каждое из которых своеобразно, у каждого — неповторимая история происхождения. Изучением географических названий, или топонимов, занимается наука топонимика (от греческого to'pos — место и o'nyma — имя). Попробуй себя в роли ученого-топонимиста.
Требуется: рабочая тетрадь, блокнот, желание и интерес.
1. Составь список географических названий (топонимов) в месте твоего проживания. Распредели их по группам, например: названия улиц, магазинов, рек, мест отдыха и т.д.
2. Вместе с родными и учителем географии попробуй объяснить происхождение названий.
3. Придумай варианты игр с изученными тобой местными топонимами. Например, предложи товарищам из приведенного списка местных топонимов выбрать названия улиц, рек, различных учреждений.