ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
НЕ НУДНЫМИ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ДАЛЕКО ХОДИТЬ. МАТЕРИАЛ МОЖНО
НАЙТИ ДАЖЕ В СЕМЬЯХ УЧЕНИКОВ
Предания, начиная с семейных, великолепно
иллюстрируют географию всего государства. В
каждой деревне есть какое-то свое предание,
связанное, например, с «пугающими» местами, с
любовной историей, с происхождением того или
иного названия и т.д. Волости, а то и всему уезду
известны предания о более глобальных событиях: о
войне, о море, об исключительных природных
явлениях (как предание о каменном дожде, выпавшем
под Великим Устюгом). Наконец, существовали
предания, имеющие отношение к жизни всего
государства, например о войне новгородцев с
устюжанами.
Новгородцы будто бы подплыли к Устюгу и
потребовали «копейщины» — откупа за то, чтобы не
быть взятыми на копье. Устюжане послали их
подальше. Новгородцы стали грабить в
окрестностях города. Они захватили в посадской
церкви икону Одигитрию. И хотели уплыть. Но лодку
с иконой никакими усилиями нельзя было сдвинуть
с места. Тогда старый новгородец Ляпун сказал:
— Полонянин несвязанный не идет в чужую землю.
Связали икону убрусом и отчалили. По преданию,
многих новгородцев в пути начало корчить, иные
ослепли. Новгородский владыка повелел
возвратить икону и награбленное добро, что и было
сделано.
Знаменитое предание о невидимом граде Китеже
также следует отнести к разряду
общенациональных.
Художественная сила местных преданий зачастую
не менее полнокровна. Темы их очень разнообразны.
Чаще всего это истории о верной любви и о
наказании за измену, рассказы о местных
разбойниках и чужеземных захватчиках. Почти в
каждом регионе обширного русского Севера живы
предания о смутном времени, о шайках Лисовского,
о чудесных избавлениях деревень и селений от
кровожадных набегов.
Весьма интересны и предания об известных
личностях, например о царе Петре, несколько раз
проплывшем по великим северным рекам — Сухоне и
Двине.
Из преданий, рожденных сравнительно недавно,
можно упомянуть изустные рассказы о летчике
Чкалове. И если Валерий Чкалов, исторически-конкретная
личность, приобрел в народных устах черты
легендарные, художественные, то Василий Теркин,
наоборот, из литературно-художественного образа
превратился в человека реально существовавшего*.
Чем хуже одно другого? Не многие литературные
герои удостоены такой чести!
Предания о мастерстве и мастеровых людях,
описываемые таким прекрасным гранильщиком
народного слова, как Павел Бажов, существовали и
существуют повсюду, в том числе и на Севере.
Плотник Нестерко, закинувший свой топор в Онего,
кузнец, сковавший железные ноги искалеченному на
войне родному брату, ослепшая кружевница — все
это персонажи старых и новых сказаний.
* Автор сам несколько раз был свидетелем
разговоров о Теркине, как о реально
существовавшем лице.
Василий БЕЛОВ.
Лад. Очерки о народной эстетике. 1980
|