Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №36/2004
Конкурс

Я иду

НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цели конкурса: сделать школьное географическое образование в России более востребованным, более популярным, повысить престиж географии в российской семье.
Задачи конкурса:
— Выявить реальные ожидания родителей, то есть осознать требования, предъявляемые боRльшей частью общества (заказчиками образования) к содержанию географического образования собственных детей.
— Дать профессиональному сообществу учителей-географов информационную базу, на основе которой можно скорректировать содержание обучения, чтобы оно в большей степени соответствовало желаниям людей.
— Помочь педагогической науке осознать реальную ситуацию в обществе и сформировать содержание обучения географии исходя из социального заказа.
Участие в конкурсе. К участию приглашаются учителя средних школ, методисты, а также вузовские преподаватели и представители родительских общественных движений. (Далее для краткости будем употреблять слово «учитель».)

Содержание и этапы конкурса
1. Анкетирование
Учитель, решивший принять участие в конкурсе, должен распространить среди родителей учащихся возможно большее количество анкет. Бланк анкеты напечатан на следующей странице. Его следует ксерокопировать*.
Анкеты могут быть распространены как на родительском собрании, так и через учеников. Можно опрашивать родителей и «за пределами своей школы».

Разъяснение
Вполне возможно, что многие родители не поймут сразу, о чем идет речь. Кто-то скажет: «Вы учителя, вы и решайте», «Что в учебнике написано, тому и учите», «Мне все равно, лишь бы экзамены сдал», «Научите тому, чтобы в институт экзамены сдал». К сожалению, такой формальный подход сейчас очень распространен. Образование в сознании многих людей оказывается какой-то вещью для себя, неустранимым императивом: «учиться, чтобы сдать экзамены — сдать экзамены, чтобы поступить — поступить, чтобы получить диплом — получить диплом, чтобы получше пристроиться в жизни и, если повезет, забыть о том, что учил». Задача учителя, проводящего анкетирование, — объяснить родителям, что цель анкеты и всей большой затеваемой работы в том, чтобы обучение ребенка не строилось под экзамен, а, наоборот, добиться того, чтобы экзамен сдавался по тому содержанию, которое определит общество. Чтобы дети учились тому, что сочтут нужным родители, что полезно и хорошо для них, и чтобы это сдавали на контрольных, зачетах, экзаменах.
Кто-то из родителей попытается уйти в сторону: «Да я и не помню вашей географии...», «Да я в Италии не был...». Попытайтесь все-таки навести родителей на конструктивное направление мыслей. Что-то об Италии когда-то учили в школе. Хоть что-нибудь помнят? Что-то постоянно слышат по радио и видят по телевизору. Что-то слышат от тех, кто там бывал. Что-то узнаю'т через приобретаемые товары. Есть ведь множество каналов географической информационной коммуникации. Значит, любой родитель что-то да знает об Италии и, возможно, хотел бы, чтобы этой информацией располагал и его ребенок.
Каждый родитель смутно припоминает, что его раздражало в школе на уроках географии, что — нравилось. Что он понимал, что — казалось китайской грамотой. Расшевелите родителей, пусть они вспомнят себя детьми за партами в кабинете географии, пусть каждый сопоставит себя тогдашнего с собой нынешним и даст оценку: насколько ему пригодилась, насколько его обогатила школьная география. Что бы он изменил тогда, два-три десятилетия назад, в тех учебниках, той программе, чтобы сегодня повысить КПД географических знаний.

2. Беседы (интервьюирование)
В ходе анкетирования нужно будет выявить несколько родителей, с которыми можно будет более подробно побеседовать о смысле школьной географии, о ее целях, о ее ценности для ребенка. Беседы проводятся в произвольной форме, но главная тема остается та же: «Чему бы я, мама, учила своего сына по географии?», «За какие географические знания для моей дочки я, папа, согласен отчислять каждый месяц определенный процент моего дохода?», «Чего недостает в содержании нынешней географии в школе?», «Без чего — написанного в учебниках и вдалбливаемого моему сыну — можно обойтись?». Необходимо, чтобы интервьюируемые родители подержали в руках действующие учебники и высказались о них: «Нужна, по их мнению, та или иная тема или нет?», «Что чрезмерно сложно?», «Что удачно?», «Что скучно и неинтересно?», «Чего просит родительская душа, родительский разум, что подсказывает опыт взрослого, познавшего реальную географию жизни, человека?».

3. Краткий анализ анкет и содержания интервью
4. Выработка рекомендаций по улучшению содержания географии в школе
Разъяснения по пунктам 3 и 4, а также критерии оценки конкурсных работ будут напечатаны позднее.

Сроки конкурса
Анкетирование родителей необходимо провести до ноябрьских праздников, ноябрь выделим на интервью, декабрь и первую половину января — на аналитику.

Подведение итогов
В январе жюри назовет лучшие работы. Будет много дипломов, денежных призов и подарков.


* В ближайших номерах мы напечатаем бланк письма поддержки для участников конкурса. Возможно, это письмо поможет организовать копирование на местах. (В крайнем случае, учитель может просто читать родителям вопросы анкеты; ответы же они будут записывать на чистых листках. Такой способ анкетирования, конечно, хуже.)

 


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подписывать анкету не обязательно

 

ЧЕМУ УЧИТЬ ПО ГЕОГРАФИИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА?

1. Представьте, что Вам самому (самой) приходится рассказывать своему сыну (дочери, внукам) о географии Родины. О чем бы Вы говорили?

(Напишите первые пришедшие в голову слова или фразы)

 

 

 

Можно продолжить на обороте

2. Как Вы узнали то, что знаете сегодня о природе Земли, хозяйстве, традициях народов и т.д.? Вы узнали это в основном (отметьте главное, не более двух ответов):

в школе
получив специальное или высшее образование
в результате самостоятельного чтения
благодаря телевизору
в результате собственных поездок и путешествий
в ходе своей профессиональной деятельности

3. Какое значение для Вас в повседневной жизни имеет географическая карта (отметьте то, что созвучно Вашему отношению к карте)?

Вы со школьных времен в основном помните карту мира и России
Школьные знания карты слабы, но карте Вас научила жизнь
После школы Вы на карту почти никогда не смотрели
Вам часто приходится ориентироваться по карте или плану города
Происходящие в мире и стране события вы способны мысленно привязать к карте
Для Вас не имеет значения ГДЕ произошло то или иное важное событие — важен лишь сам факт
Вы не очень хорошо помните карту, но когда слышите новое географическое название, стараетесь открыть атлас и найти где это
Вам интересно рассматривать географические карты и листать атласы
Карта часто нужна Вам в профессиональной деятельности

4. Можете ли Вы показать на карте город Беслан?

Точно знаю местонахождение, смотрел по карте
Могу примерно
Нужно сначала посмотреть указатель атласа
Нет

5. Вам пришлось самому рассказывать своему ребенку об Италии. Что бы Вы стали говорить?

 

 

 

 

Можно продолжить на обороте

6. Пригодились ли Вам в жизни географические знания, полученные в школе?

Да, и очень много
Чуть-чуть
Нет

7. Хотите ли Вы, чтобы Вашего ребенка учили по географии примерно тому же, чему и Вас учили в школе (разумеется, с учетом изменений в мире)?

Пусть мой ребенок учит то же
Хочу, чтобы его (ее) учили иначе

Что бы Вы изменили в школьной географии, чтобы она стала полезнее и интереснее вашим детям?

 

 

 

Можно продолжить на обороте

8. Чему Вы уделяли бы больше всего внимания, если бы сами рассказывали сыну (дочери, внукам) то, что считаете нужным по географии (отметьте главное, не более трех ответов):

умениям работать с картой
умениям ориентироваться на местности
географии России
географии зарубежных стран
географии своего региона
географии своей местности
общим географическим закономерностям и процессам
умениям работать с источниками информации