Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №37/2004

Методическое пособие для учителя


6-й класс

Тема
«Изображение неровностей
земной поверхности»

Материалы для подготовки к уроку

Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Калужского государственного педагогического университета
им. К.Э. Циолковского

Термины и понятия

Рельеф (от латинского relevo — поднимаю — форма) — очертание внешней поверхности Земли, совокупность наклонных и горизонтальных участков поверхности.
Горизонтали (изогипсы,от греческого isos — равный, hypsos — высота) — линии на географической карте, соединяющие точки с одной и той же абсолютной высотой.
Бергштрих (от немецкого Berg — гора, Strich — черта) — короткий штрих, перпендикулярный горизонтали, указывающий направление вниз по склону.
Абсолютная высота, абсолютная отметка — расстояние по вертикали от среднего, не нарушенного волнением и приливами, уровня океана до данной точки на земной поверхности. Абсолютная высота точки, лежащей выше уровня океана, считается положительной, ниже — отрицательной. Абсолютная высота представляет собой третью координату точки (первые две — широта и долгота). На суше абсолютная высота определяется с помощью нивелирования.
Относительная высота, относительная отметка — расстояние по вертикали от произвольного уровня, принимаемого за нуль, до заданной точки, например, высота горной вершины над уровнем дна ближайшей долины, высота террасы над уровнем реки. Иначе: превышение одной точки над другой, отсчитываемое по вертикали, разность абсолютных высот точек.

Инструментарий географа

Нивелир (от французского niveler — выравнивать) — геодезический инструмент для определения разницы высот точек земной поверхности. Основная часть нивелира — зрительная труба, устанавливаемая строго горизонтально. Разность между цифрами, которые видны в нивелир на двух вертикальных рейках с делениями, равна разности высот точек, в которых установлены рейки.

Самостоятельная работа учащихся

Изучение неровностей земной поверхности по плану местности

Цель работы: формирование умений чтения топографических карт и определения неровностей земной поверхности.
Оборудование: карты своей местности масштаба 1 : 200 000 и крупнее, рабочая тетрадь.
Задание
1. Внимательно изучи участок плана своей местности и определи по расположению горизонталей (изогипс) особенности рельефа, встречающиеся в вашей местности.
Что значит то или иное расположение горизонталей (изогипс):

Горизонтали сливаются или тесно смыкаются Резкий перепад высоты, обрыв
Горизонтали расположены часто Kрутой уклон земной поверхности
Горизонтали расположены редко Пологий уклон
Горизонтали очень далеко отстоят друг
от друга
Почти ровная местность
Отсутствие горизонталей Совершенно ровная местность

2. Определи, на каких участках карты какой характер рельефа и запиши вывод в тетрадь.
Линии, объединяющие места с одинаковыми значениями какой-либо величины, широко используются на картах. Все они имеют общее название — изолинии, но для каждого вида есть и свое название. Приведем только те, которые встречаются в школьных атласах.

Название Величина, которая
характеризуется изолиниями
Изобары Давление воздуха
Изобаты Глубина водоема или реки
Изогиеты Kоличество осадков
Изогипсы (горизонтали) Высота земной поверхности
Изосейсты Сила землетрясения
Изотермы Температура (воздуха, воды, почвы)
Изохроны Одновременное наступление того или иного явления

Интересное

Откуда в России отсчитывается абсолютная высота

На Балтийском море, в Kронштадте есть металлическая плита — футшток. На ней отметка — нулевая высота над уровнем моря.

Самые высокие точки Москвы

Первое место принадлежит Останкинской телебашне. Ее абсолютная высота 701 м над уровнем моря, причем высота самой башни — 541 м. Далее следует здание МГУ на Ленинских горах, его абсолютная высота 429 м, где 235 м — высота здания. И замыкает тройку лидеров Шуховская башня на Шаболовке, ее абсолютная высота 291 м, из которых высота башни только 160 м.

Практическая работа учащихся

1. Высота холма 14 м. Северо-восточный склон — крутой, юго-западный — пологий. Изобразите этот холм изогипсами. Изогипсы проведите через 2 м.
2. Глубина ямы 11 м. Западный склон ее — крутой, восточный — пологий. Изобразите эту яму изогипсами (горизонталями). Изогипсы проведите через 5 м.

Домашнее задание для желающих

Сделай карту песчаной горы

Построй свою собственную гору и нарисуй карту этой горы. Для этого тебе потребуется участок 1x1 м во дворе или в саду, где можно накопать земли.
1. Выбери участок для строительства горы. Совком или лопаткой начинай складывать землю в основание. Не придавай ей форму гладкого конуса — пусть она будет неправильной формы, с неровными краями и склонами, как настоящая гора.
2. Поставь линейку вертикально и продолжай насыпать землю до тех пор, пока высота горы не достигнет 23—25 см.
3. Водой из лейки или бутылки полей гору, чтобы песок не сыпался.
4. Снова поставь линейку вертикально и сделай на склоне горы отметку на высоте 5 см. Возьми спички и воткни их в склоны горы с четырех сторон, а потом между ними — сколько сочтешь нужным. То же самое проделай с оставшимися спичками на высоте 10, 15 и 20 см.
5. Возьми кусок веревки и оберни его вокруг горы на высоте 5 см. Kлади веревку на выступающие спички, а потом аккуратно уложи так, чтобы она соприкасалась со склонами. Проделай то же самое на прочих уровнях.
6. Теперь встань и посмотри на свою гору сверху. Ты можешь получить представление о топографическом изображении местности. Веревки в точности повторяют очертания горы на разных уровнях, начиная от нижнего и кончая верхним. Если при взгляде сверху две веревки кажутся далеко отстоящими друг от друга — значит в этом месте склон горы пологий. И наоборот, близко расположенные веревки означают крутой склон. Самая длинная веревка находится на нижнем уровне, а самая короткая — у вершины горы.
7. Возьми бумагу и карандаш и нарисуй топографическую карту своей горы, глядя на нее сверху и по возможности точно воспроизведя очертания склонов на каждом уровне. Потом раскрась свою карту в цвета от желтого до темно-коричневого, начиная от нижнего уровня и кончая верхним. Не забудь в углу своей карты написать легенду с указанием значения каждого цвета.
На этом наглядном примере с веревками ты понял, что надо знать для составления карты горы: ее высоту, ее размеры на разных уровнях, местонахождение вершины, очертания ее склонов. Разные цвета облегчают чтение карты.