Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2004

Событие


Землетрясение в Калининграде —
неудивительная неожиданность

А.А. НИКОНОВ
доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник
Института физики Земли им. Г.А. Гамбурцева
Российской академии наук

Серия землетрясений в Калининграде и области застали врасплох не только жителей и административные органы, но даже сотрудников МЧС. Все в один голос говорят, что такого здесь раньше не бывало. Местные жители были напуганы сначала самим сотрясением, а затем и предупреждениями МЧС о возможности повторения толчков. Многие провели ночь на улице, боясь заходить в дома.
Что же случилось?
Сеть сейсмических станций Европы зарегистрировала 21 сентября три толчка в 11.05, 13.32 и 13.36 по Гринвичу. Самым сильным был второй толчок, хотя и первый ввиду полной неожиданности и неподготовленности жителей к подобным явлениям вызвал смятение. Через 25 минут после толчка сигнал поступил на пульт оперативного дежурного МЧС, а спустя час на улицы Калининграда выехали машины с громкоговорителями, призывая жителей сохранять спокойствие и не заходить в дома. Поверхностный эффект первого толчка составил 5—6, а второго 6 баллов по 12-балльной шкале. Магнитуда, то есть эквивалентная выделенной в очаге энергии величина, составляла 4—5. Третий толчок (афтершок) оказался значительно слабее, хотя и он чувствовался в Калининграде и окрестностях. Глубина очага оценивается в 10—15 км. Благодаря его заглубленности, сотрясения охватили не только территорию Калиниградской области и северо-восточной Польши, но ощущались также в Прибалтийских республиках, Белоруссии и даже в Финляндии. Надо признать, что за время инструментальных наблюдений (примерно за сто лет) это было наиболее значительное сейсмическое событие в районе Балтики.
Эпицентры всех трех толчков располагались довольно кучно — в 20 км к северо-западу от Калининграда и ближе к нему. В городе сотрясения ощущали все жители, особенно в домах старой постройки, а в новостройках — на верхних этажах. Замечали качание стен, падала мебель, предметы и приборы, в некоторых домах осыпалась штукатурка, появились трещины, были случаи повреждения дымоходов. По данным мэрии, около тысячи зданий в той или иной степени повреждены. Появились и раненые, — правда, в основном в результате импульсивных действий.
На побережье, в городах Светлогорск и Пионерский в 50 км севернее Калининграда, сотрясения составили около 5 баллов, тем не менее именно здесь произошло смещение грунта и железнодорожного полотна, так что на несколько дней прервалось железнодорожное сообщение. Предварительно можно считать, что эпицентральные зоны первых толчков вытянуты в направлении северо-запад — юго-восток, то есть в соответствии с направлением господствующего сжатия во всем регионе Фенноскандии. То же самое имело место и при Осмуссаарском землетрясении 1976 г.
До специальных исследований связать очаг землетрясения с какой-либо конкретной геологической структурой затруднительно. Но нельзя не заметить, что, в отличие от многих других участков побережья Южной Балтики, как раз на участке между Светлогорском и Балтийском давно уже обнаружены крупные дислокации палеогеновых и неогеновых отложений с амплитудой до нескольких десятков метров.
На официальной карте сейсмического районирования России Калининградская область, как и вообще большая часть Северо-Запада, показаны как области практически сейсмически безопасные, в них допускаются лишь сотрясения интенсивностью не свыше 5 баллов, да и то не чаще чем раз в 5000 лет. Между тем южная и юго-восточная Балтика совсем не столь сейсмически спокойны, как представляется. В прошлом землетрясения бывали на балтийских побережьях Германии и Польши, в Дании, близ острова Борнхольм. Самое сильное, до 7—8 баллов, разразилось ровно сто лет назад в южной Швеции и Норвегии. В юго-восточной Балтике только за последние примерно 150 лет можно указать такие сейсмические события, как Западно-Эстонское 1877 г. (5 баллов), Нарвское 1881 г. (6 баллов), Рижское 1910 г. (5 баллов), Ладожское 1921 г. (6 баллов), Таллинское 1931 г. (5 баллов), Осмуссаарское 1976 г. (7 баллов). И вот теперь Калининградское. По существу, «проработался» весь пояс по южному обрамлению Фенноскандии. И если каждое новое землетрясение в этой области удивляет, то это потому, что у людей другой масштаб измерения времени, чем у природы.
И на территории нынешней Калининградской области землетрясения бывали, например в первой половине XIX в. Известный средневековый хронист, вошедший в историю под именем Петра из Дуйсбурга (XV в.), писал о «страшном дрожании» земли, так что старые дома грозили рухнуть в Мемельбурге (ныне Клайпеда). Произошло это в 1328 году. А еще раньше, в 1302 г., по его же сообщению, «в Прусской земле», а точнее в Куршском заливе, «явилось чудо». Когда войско немецкого ордена переходило осенью по тонкому льду залива, вдруг лед стал подниматься и опускаться, «как вода при шторме», и люди на льду «то поднимались на лед словно на гору, то опускались словно в пропасть».
Кто знает, где и когда Балтийский регион снова встрепенется.