Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2004

Методическое пособие для учителя


6-й класс

Тема «Как используются географические карты»

Материалы для подготовки к уроку

Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Калужского государственного педагогического университета
им. К.Э. Циолковского

Средства обучения

Географические карты (разные по охвату территории и содержанию).

Ученые, путешественники,
экспедиции, организации

Алексей Андреевич Тилло (1839—1899) — выдающийся русский геодезист, картограф. Вошел в историю отечественной картографии как создатель первых точных карт рельефа Европейской России, исследователь глобальных закономерностей строения рельефа и геологии земного шара, предугадавший по картам магнитных полей открытие Курской магнитной аномалии.
Николай Густавович Шиллинг (1828—1910) — русский морской офицер, в 1865 г. предсказал открытие Земли Франца-Иосифа, которая впоследствии и была обнаружена австрийцами Пайером и Вайпрехтом в 1873 г.
Владимир Юльевич Визе (1886—1945) — отечественный океанограф, метеоролог и полярный исследователь. В 1924 г. на основании изучения судового журнала паровой шхуны «Св. Анна», которая в 1912 г. дрейфовала во льдах Карского моря, рассчитал и нанес на карту местоположение предполагаемого острова, который в 1930 г. был открыт экспедицией под руководством О.Ю. Шмидта.
Николай Николаевич Баранский (1881—1963), отечественный экономико-географ. Автор школьного учебника и программ по экономической географии. В своих работах большое внимание уделял использованию карт в географических исследованиях и обучении школьников.

Инструментарий географа

Географические карты (от греческого chartes —лист, свиток) — уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, исполненное на плоскости с помощью условных знаков по математическим правилам, то есть в определенном масштабе и проекции.
Географический атлас — систематизированное собрание географических карт.
Глобус (от латинского globus — шар) — модель земного шара, изображающая всю земную поверхность с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей.

Практическая работа учащихся

Напиши небольшой рассказ о том, как изменилась жизнь людей, если бы не было географических карт.

Интересное

(чтение для учащихся)

Н.Н. Баранский о роли карт в географии

Карта — альфа и омега географии. Начальный и конечный момент географического исследования.
Карта — стимул к заполнению пустых мест.
Карта — средство к выявлению географических закономерностей.
Карта — необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования — поверхностью земного шара.
Карта — второй язык географии.
Карта — один из критериев географичности.

Где используются карты

Трудно представить себе область человеческой деятельности, в которой не применялись бы карты и атласы. Инженер и исследователь, летчик и строитель, геолог и агроном, лесовод и мореплаватель, офицер и государственный деятель обращаются к карте и находят в ней ответы на свои вопросы. По картам можно изучать, и отдельный квартал города, и Землю в целом, и перелеты птиц, и транспортные потоки. В них можно увидеть дно океана, строение толщ земной коры и атмосферы, ледовые покровы прошлого, крестовые походы и размещение хозяйства в будущем. С помощью карт проектируют плотины и дороги, прокладывают маршруты самолетов и кораблей и решают кроссворды. Многообразие направлений использований карт объясняется тем, что язык карты, будучи механизмом накопления и передачи социального опыта, служит целям коммуникации (передачи информации) и познания (моделирования и умножения знаний).

Использование карт при научных исследованиях

Научные исследования Примеры использования карт
Геологические и геоморфологические Изучение особенностей пространственного размещения материков, океанов, горных систем, срединно-океанических хребтов, анализ их формы, положения относительно системы координат и полюсов, распределения по полушариям, симметричности и асимметричности, зональности и т д.Получение сведений в ходе измерений по картам о средних, максимальных и минимальных размерах планетарных форм: высотах, глубинах, площадях, объемах, геофизических характеристиках и связях между ними. Выявление на картах с помощью специальных приемов месторождений полезных ископаемых.Изучение карт Земли, Луны и планет земной группы Cолнечной системы для обнаружения сходства в их строении, выявления элементов подобия и различия планетарных структур для предсказания строения и рельефа планет. Использование карт рельефа для сельскохозяйственного освоения территорий и мелиораций, для проектирования сооружений и различных видов строительства.
Физико-географические и ландшафтные Изучение структуры и районирования природных комплексов, установление взаимосвязей между отдельными элементами этих комплексов.Сопоставление ландшафтных карт с другими природными и социально-экономическими картамис целью получения оценки природных условий для сельскохозяйственного освоения, планировки противоэрозионных и гидромелиоративных мероприятий, развертывания капитального строительства, создания оздоровительных и туристских комплексов. Изучение по картам территорий-аналогов для выявления закономерностей в малоизученных или труднодоступных территориях.
Океанологические и гидрологические Морфометрическое изучение дна океана, анализ распределения высот и уклонов шельфов, склонов, котловин, крупнейших форм подводного рельефа. Изучение течений, взаимодействия между атмосферой и водными массами, вычисление биомассы и т.п. Изучение русловых процессов, строения и развития пойм, речных систем, бассейнов.Изучение динамики процессов, происходящих в речных бассейнах. Изучение гидрологической характеристики озер и водохранилищ.
Почвенные и геоботанические Характеристика почвенного и растительного покрова, соотношение площадей, занятых теми или иными почвенными или растительными ассоциациями.Анализ взаимосвязи контуров на картах почв, растительности и других природных компонентов. Изучение размещения почв для сельскохозяйственного освоения территории и использования земель.
Медико-географические Изучение пространственного распространения болезней, очагов эпидемий. Установление связи между распространением болезней и природными и социальными факторами, способствующими их возникновению. Предсказание скорости распространения инфекций.
Социально-экономические Анализ особенностей расселения, типов населенных пунктов, плотности населения и т.д. Территориальное планирование долгосрочного развития хозяйства, промышленного и городского строительства. Экономическое районирование.
Историко-географические Kоличественная характеристика явлений исторического прошлого.Получение представлений об административно-территориальном устройстве, развитии городов, портов, промышленных районов, торговых связей и т.д.
Исследования окружающей среды Рациональное использование и охрана окружающей среды, комплексного исследования океанов и морей, прогнозирования стихийных бедствий. Изучение загрязнений окружающей среды. Изучение влияния человека на природные комплексы. Мониторинг и разработка мероприятий по предотвращению опасных явлений, сохранению и воспроизводству природных ресурсов.

Географические открытия, сделанные по картам

Открытие Земли Франца-Иосифа

В 1865 г. русский офицер Николай Шиллинг опубликовал в «Морском сборнике» статью «Соображения о новом пути для открытия в Северном Полярном океане». Изучая по картам морские течения, дрейф льдов и маршруты мореплавателей, Шиллинг сделал предположение о существовании неоткрытых земель в северной части Баренцева моря — между архипелагами Шпицберген и Новая Земля. Для подтверждения этой гипотезы необходимо было организовать дорогостоящую экспедицию, и предположение Шиллинга осталось не подтвержденным. Но не долго. Через восемь лет после статьи Шиллинга, австрийское судно «Тегетхоф», дрейфовавшее во льдах, случайно оказалось у сияющего ледниками побережья неизвестного архипелага. В честь императора Австро-Венгрии он был назван Землей Франца-Иосифа. На карте истории географических открытий, которая помещена в фундаментальном атласе Северного Ледовитого океана, написано: «Земля Франца-Иосифа. Открыта Пайером и Вайпрехтом, 1873. Предсказана Шиллингом, 1865».

Открытие острова Визе

В 1924 г. океанограф и полярный исследователь Владимир Визе изучал судовой журнал паровой шхуны «Св. Анна» (шхуной командовал лейтенант Георгий Брусилов), которая в 1912 г. дрейфовала во льдах Карского моря. Когда Визе нанес на карту маршрут дрейфа и направление ветров, то выяснилось, что они резко расходятся. На основании этого Визе пришел к выводу о существовании в этом районе неведомой земли. Он не только рассчитал местоположение предполагаемого острова, но и нанес его на карту, а уже в 1930 г. экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Георгий Седов», пройдя от Новой Земли на северо-восток, обнаружила предсказанный остров. Он был назван именем В. Визе.

Статья опубликована при поддержке Медицинского центра реконструктивной хирургии и лазерной коррекции "МЦ ЦРЧ", в котором Вам помогут справиться со многими заболеваниями ног, в том числе и с такой распространенной проблемой, как вросший ноготь на большом пальце. В клинике успешно практикуют одну из самых безопасных, перспективных и результативных на сегодняшний день методик - лазерное удаление части ногтевой пластинки, где у пациента был вросший ноготь большого пальца ноги и устранение локального росткового слоя. Особенно эффективна данная методика при грибковом поражении, поскольку с помощью лазера решаются сразу обе проблемы - пациента избавляют и от грибковой инфекции, и от мучительного дискомфорта при ходьбе. С подробной информацией о методиках лечения, применяемых в медицинском центре, об оказываемых здесь услугах и их стоимости можно ознакомиться на сайте rubca.net.

Использование географических карт в медицине

Медики часто прибегают к использованию карт: обнаруживается связь между развитием сердечно-сосудистых заболеваний и климатическими и погодными режимами территорий, устанавливается зависимость кишечных заболеваний от увлажненности. Распространение некоторых видов инфекций оказывается в тесной связи с ареалами распространения, размножения и путями миграций животных и птиц, являющихся переносчиками возбудителей инфекций. Определив по картам социально-экономические условия (например, плотность населения, густоту транспортной сети и др.), можно предсказать скорость распространения инфекций.

Обнаружение планетарных закономерностей по карте и глобусу

Если провести линию через центр Земли, то в большинстве случаев один конец ее окажется на суше, а противоположный в океане. Эта любопытная закономерность, которую называют «антиподальностью» суши и моря, пока не имеет строгого научного объяснения, но факт остается фактом: Северную полярную область занимает Северный Ледовитый океан, а Южную — Антарктический материк, напротив Африки расположен Тихий океан, Северной Америке точно «соответствует» Индийский океан и т.д. В 95 случаях из 100 на нашей планете проявляется такая необыкновенная асимметрия*.


* В 95% случаев антиподом суши служит океан. Но антиподом океана суша бывает гораздо реже: ведь материков просто не хватает для того, чтобы они стали антиподами Мирового океана, площадь которого в два с лишним раза больше. — Прим. ред.

Домашнее задание для желающих

Определи, не устарела ли твоя карта

Ниже приводятся некоторые старые названия городов, стран и территорий с их географическими координатами. Попробуй найти на карте их новые названия.
1. Остров Формоза, Китай (24° с. ш., 121° в. д.).
2. Государство Сиам в Азии (16° с. ш., 101° в. д.).
3. Государство Бирма в Азии (21° с. ш., 95° в. д.).
4. Город Сайгон, Вьетнам (11° с. ш., 107° в. д.).
5. Южная Родезия (17° ю. ш., 29° в. д.).
6. Новые Гебридские острова в южной части Тихого океана (16° ю. ш., 169° в. д.).
7. Государство Британский Гондурас в Центральной Америке (17° с. ш., 88°з.д.).
8. Город Гонконг, Владение Великобритании (22° с. ш., 114° в. д.).
9. Государство Чехословакия в Восточной Европе (49° с. ш., 16° в. д.).
10. Город Кантон в Китае (23° с. ш., 113° в. д.).