Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2004

Методика


Население Латинской Америки

О.Б. БОРУЦКАЯ
учитель географии ГОУ школа № 422
г. Москва

Урок проводится с использованием компьютерной мультимедийной презентации.
Тип урока:
По дидактическим целям — комбинированный.
По характеру познавательной деятельности учащихся — проблемный, урок-диспут.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательная: через социокультурный фактор развития экономики Латинской Америки создать образ изучаемой территории.
Развивающая: продолжать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитательная: воспитать географическую культуру учащихся; продолжить формировать у учащихся правила коллективной и индивидуальной работы на уроке.

Технологическая карта урока

Смысловые блоки Использование
мультимедийной
презентации
Организация учебной
деятельности учащихся
Формы организации
1 Визитная карточка территории На экране политическая карта мира Учащимся предлагается вспомнить и показатьна карте территорию изучаемого региона. Далее предлагается объяснить, с чем связано выделение в политической и социально-экономической географии региона Латинская Америка. Индивидуальная, фронтальная
2 Постановка учебной задачи урока: через социокультурный фактор развития экономики Латинской Америки создать образ изучаемой территории План проведения урока:
1. Этапы формирования национального состава населения Латинской Америки.
2. Характеристика социокультурного фактора экономики Латинской Америки.
3. Население Латинской Америки в XXI веке (демографические показатели).
На доске записывается следующая схема: Факторы развития латиноамериканского региона:
— географический,
— природно-ресурсный,
— политический,
— социокультурный,
— экономический.
В ходе изучения темы «Население Латинской Америки» учащимся предлагается тезисами охарактеризовать пункты данной схемы и создать обобщенный образ современного латиноамериканца.
Индивидуальная
3 Этапы формирования национального состава населения Латинской Америки На экране показаны основные миграционные потоки америнов (американская ветвь монголоидной расы) Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
— Kак вы думаете, почему столь разные по внешним признакам жители Азии и Америки относятся к одной расе людей?
— Kаким видом деятельности могли заниматься заселявшие регион америны; что дало возможность зарождению цивилизаций Латинской Америки?
Индивидуальная, фронтальная
3.1 Заселение и освоение территории
3.2 Цивилизация Латинской Америки Слайд-шоу цивилизаций Латинской Америки: ольмеки — культура Чавин в Андах — майя — ацтеки — инки В процессе пересмотра слайдов учащимся предлагается сделать вывод о том, что унаследовали современные латиноамериканцы от своих коренных предков. После просмотра слайд-шоу, в то время пока идет обсуждение в группах, одному учащемуся предлагается на настенной контурной карте построить диаграмму доли коренного населения стран региона. После обсуждения учащиеся докладывают свои выводы. Данные заносятся на схему. Данный вопрос предлагается обсудить в группах
3.3 Европейская колонизация Латинской Америки На экране карта-схема основных потоков работорговли XVI—XVIII вв. Учащимся предлагается обсудить следующие вопросы, занося ответы на схему:
— Что привлекало европейцев в данном регионе (для этого предлагается вспомнить характеристику природных условий и природных ресурсов региона)?
— Что дало возможность завоевать регион?
— Kакие страны колонизировали регион?
— Зачем европейцам пришлось завозить на территорию рабов из Африки?
—- Установить по карте основные потоки рабов; предположить, в каких районах региона доля афроамериканцев будет высока.
 Kакие черты унаследовали современные латиноамериканцы от африканцев?
Групповая
4 Современный национальный состав На экране схема современного состава и портреты представителей разных этнических групп Учитель просит учащихся ответить,
— как они представляют себе современных латиноамериканцев,
— с чем у них ассоциируется этот регион. Далее предлагается проанализировать картограмму доли коренного населения стран Латинской Америки.
Индивидуальная
5 Размещение населения Латинской Америки На экране карты плотности и размещения населения региона, слайд с изображением самой высокогорной столицы мира
Ла-Пас (Боливия)
Учащимся предлагается выполнить практическую работу: проанализировав данные карты-схемы,
— выявить среднюю плотность населения региона;
— выявить районы с наибольшей и наименьшей плотностью;
— выяснить причины такого заселения;
— результаты нанести на схему.
Фронтальная
6 Современные демографические процессы На экране представлены диаграммы, характеризующие современные демографические показатели Латинской Америки Учащимся предлагается проанализировать следующие диаграммы и сделать выводы:
— Численность населения крупнейших стран региона на 2000 г. и прогноз на 2050 г.
— Среднегодовые темпы прироста населения.
— Распределение населения Бразилии по полововозрастным группам.В процессе анализа учащимся необходимо вспомнить, чем характеризуется второй тип воспроизводства населения. Данные показатели предлагается сравнить с аналогичными для других регионов мира. Для анализа предлагается карта-схема времени удвоения населения мира. Эту карту необходимо сопоставить с картой-схемой размещения коренного населения Латинской Америки и сделать соответствующие выводы.
Фронтальная
7 Показатели качества населения Латинской Америки На экране Интернет-ресурсы, характеризующие данные показатели Учащимся предлагается проанализировать следующие диаграммы и сделать соответствующие выводы:
— Средняя ожидаемая продолжительность жизни.
— Образование, показатель общей грамотности.
— Здравоохранение, расходы на душу населения.
— Структура занятости населения по величине доходов.
Фронтальная