Население Латинской АмерикиО.Б. БОРУЦКАЯ
|
№ | Смысловые блоки | Использование мультимедийной презентации |
Организация
учебной деятельности учащихся |
Формы организации |
---|---|---|---|---|
1 | Визитная карточка территории | На экране политическая карта мира | Учащимся предлагается вспомнить и показатьна карте территорию изучаемого региона. Далее предлагается объяснить, с чем связано выделение в политической и социально-экономической географии региона Латинская Америка. | Индивидуальная, фронтальная |
2 | Постановка учебной задачи урока: через социокультурный фактор развития экономики Латинской Америки создать образ изучаемой территории | План проведения
урока: 1. Этапы формирования национального состава населения Латинской Америки. 2. Характеристика социокультурного фактора экономики Латинской Америки. 3. Население Латинской Америки в XXI веке (демографические показатели). |
На доске
записывается следующая схема: Факторы развития
латиноамериканского региона: — географический, — природно-ресурсный, — политический, — социокультурный, — экономический. В ходе изучения темы «Население Латинской Америки» учащимся предлагается тезисами охарактеризовать пункты данной схемы и создать обобщенный образ современного латиноамериканца. |
Индивидуальная |
3 | Этапы формирования национального состава населения Латинской Америки | На экране показаны основные миграционные потоки америнов (американская ветвь монголоидной расы) | Учащимся
предлагается ответить на следующие вопросы: — Kак вы думаете, почему столь разные по внешним признакам жители Азии и Америки относятся к одной расе людей? — Kаким видом деятельности могли заниматься заселявшие регион америны; что дало возможность зарождению цивилизаций Латинской Америки? |
Индивидуальная, фронтальная |
3.1 | Заселение и освоение территории | |||
3.2 | Цивилизация Латинской Америки | Слайд-шоу цивилизаций Латинской Америки: ольмеки — культура Чавин в Андах — майя — ацтеки — инки | В процессе пересмотра слайдов учащимся предлагается сделать вывод о том, что унаследовали современные латиноамериканцы от своих коренных предков. После просмотра слайд-шоу, в то время пока идет обсуждение в группах, одному учащемуся предлагается на настенной контурной карте построить диаграмму доли коренного населения стран региона. После обсуждения учащиеся докладывают свои выводы. Данные заносятся на схему. | Данный вопрос предлагается обсудить в группах |
3.3 | Европейская колонизация Латинской Америки | На экране карта-схема основных потоков работорговли XVI—XVIII вв. | Учащимся
предлагается обсудить следующие вопросы, занося
ответы на схему: — Что привлекало европейцев в данном регионе (для этого предлагается вспомнить характеристику природных условий и природных ресурсов региона)? — Что дало возможность завоевать регион? — Kакие страны колонизировали регион? — Зачем европейцам пришлось завозить на территорию рабов из Африки? —- Установить по карте основные потоки рабов; предположить, в каких районах региона доля афроамериканцев будет высока. Kакие черты унаследовали современные латиноамериканцы от африканцев? |
Групповая |
4 | Современный национальный состав | На экране схема современного состава и портреты представителей разных этнических групп | Учитель просит
учащихся ответить, — как они представляют себе современных латиноамериканцев, — с чем у них ассоциируется этот регион. Далее предлагается проанализировать картограмму доли коренного населения стран Латинской Америки. |
Индивидуальная |
5 | Размещение населения Латинской Америки | На экране карты
плотности и размещения населения региона, слайд
с изображением самой высокогорной столицы мира Ла-Пас (Боливия) |
Учащимся
предлагается выполнить практическую работу:
проанализировав данные карты-схемы, — выявить среднюю плотность населения региона; — выявить районы с наибольшей и наименьшей плотностью; — выяснить причины такого заселения; — результаты нанести на схему. |
Фронтальная |
6 | Современные демографические процессы | На экране представлены диаграммы, характеризующие современные демографические показатели Латинской Америки | Учащимся
предлагается проанализировать следующие
диаграммы и сделать выводы: — Численность населения крупнейших стран региона на 2000 г. и прогноз на 2050 г. — Среднегодовые темпы прироста населения. — Распределение населения Бразилии по полововозрастным группам.В процессе анализа учащимся необходимо вспомнить, чем характеризуется второй тип воспроизводства населения. Данные показатели предлагается сравнить с аналогичными для других регионов мира. Для анализа предлагается карта-схема времени удвоения населения мира. Эту карту необходимо сопоставить с картой-схемой размещения коренного населения Латинской Америки и сделать соответствующие выводы. |
Фронтальная |
7 | Показатели качества населения Латинской Америки | На экране Интернет-ресурсы, характеризующие данные показатели | Учащимся
предлагается проанализировать следующие
диаграммы и сделать соответствующие выводы: — Средняя ожидаемая продолжительность жизни. — Образование, показатель общей грамотности. — Здравоохранение, расходы на душу населения. — Структура занятости населения по величине доходов. |
Фронтальная |