Образная карта
России. Сахалин и Курилы |
2.ДВОЕ
К какой цивилизации относится Сахалин?
Третий аналитический срез
Политическая география.
Этнография. Флора и фауна
Солнца, горящие на 6 сахалинских и
курильских гербах, — не только сигнал
восточности, не только эстетическая компенсация
климатических изъянов («Утро», с. 4—8). На Дальнем
Востоке, испытавшем японскую экономическую
экспансию XIX века, познавшем всю горечь унижения
в Русско-японской войне 1904—1905 гг.1,
дорогой ценой заплатившем за победу над
японскими интервентами в Гражданскую войну,
каждую минуту ждавшем японского вторжения во
Вторую мировую, отношение к солярному знаку
— особое.
Красный солнечный диск — символ Японии,
главная фигура флага «страны восходящего
солнца». Маячащий мутным малиновым маревом на
юго-западе, он для пришедших на Сахалин с запада
русских символизирует восточную
непредсказуемость и угрозу. Можно быть
уверенным, что если сахалинские гербы
создавались бы в первые послевоенные и даже в 60-е
годы, никому даже в голову не пришло бы
использовать солнце как символ русских городов
на Сахалине, — как никому не пришло бы в голову,
как всем показалось бы ирреальным,
кощунственным, использовать свастику.
Вот характерный эпизод, случившийся с пермским
учителем и поэтом на послевоенном Сахалине:
Сахалин потряс. Валерий понял, что, кроме полей,
заводей и обвинских омутов, есть еще Тихий океан.
Есть тайфуны... Открывался неведомый ранее мир: и
добрый, и жестокий...
Как-то на пути поэта встала грозная ватага.
Главарь, корча рожу, спросил: «Ты за луну или за
солнце?» — «За солнце», — ответил Валерий. «Ах, ты
за горбатого японца!» — взревел тот. Крепко
избили тогда Валеру...
(Иван Гурин. Воспоминания о Валерии
Возженкове)
Ни на одной из эмблем, разработанных в
советские годы, нет и намека на «восходящее
солнце». Но уроки политической географии (мы,
педагоги, знаем это лучше кого бы то ни было)
забываются. Забываются имена погибших при
обороне Сахалина в 1905 г., забываются имена
гражданских русских, убитых японскими
оккупантами, забываются (мало того, чернятся)
имена первых деятелей северосахалинских
советов, расстрелянных японскими интервентами,
стираются с обелисков имена героев, погибших при
освобождении Южного Сахалина летом 1945-го. И на
гербах более поздней разработки солнце, сомнительное
в этом геополитическом контексте солнце, таки
восходит.
Надо, впрочем, отдать должное такту составителей
гербов: солнце почти нигде не изображено по
японскому образцу — лаконичным (восточная вещь в
себе!) красным диском. На сахалинских гербах его
показали или одними лучами (Южно-Курильск,
Холмск), или в обрамлении золотых лучей. Лишь
в Охе, расположенной на наибольшем удалении от
мест вероятного явления японских гостей,
восходит именно «японообра'зный» красный диск.
Словно бы забыли, как в годы интервенции японцы
пытались в Охе дорваться до нашей нефти. Словно
бы не знают, чей капитал стоит за расхищением
нефтяных богатств охинского и ногликского
шельфа сегодня (см.: «Жар», с. 31—32).
Если взглянуть на сахалинскую ситуацию
отстраненным взором, с позиций общей географии
цивилизаций, здесь наблюдается обычная в
общем-то для мира коллизия. У материковых
окончаний, у этих finisterre’ов сталкиваются гребни
волн разных цивилизаций: континентальных и
приокеанических. Так, например, почти
одновременно с русско-японской войной в Южной
Африке сошлись и вступили в кровавую борьбу
пришедшие сюда некогда морем голландцы-буры и
вытесненные движением народов Африканского
континента банту-зулусы.
Борение сил на сахалинском рубеже идет с
переменным успехом, волны сменяют друг друга:
Первые пять советских граждан прибыли в
Эсутору [Углегорск] 1 октября 1945 г...
М.Ф.Дубровский возглавил Гражданское
управление... Интересны его воспоминания.
«Хиго-сан, давай проведем регистрацию всех
частных заведений, — сказал я бывшему мэру
города». «Хорошо, Миша-сан. Завтра вывесим об этом
объявления». На следующий день такие объявления
появились на всех видных местах города. Они были
написаны на японском языке, и их содержание
могли знать только местные жители... Каждому
хозяину... вменялось в обязанность сделать...
вывески на русском и японском языках. И на
фасадах появились вывески: «Конь ковал», «Метла
делал», «Мися сою продавал».
(uglegorsk.ru)
На фронтальных рубежах часто возникают гербы
с двумя симметричными фигурами. На
Северо-Западе, на устойчивом цивилизационном
рубеже противостояния Руси и Балтики, — два
симметричных медведя, с двух сторон
примеряющиеся к трону (Новгород), две
замахнувшиеся друг на друга руки с мечами
(Приозерск/Кексгольм), две плывущие навстречу
друг другу рыбы (Нарва), два знамени
(Сортавала/Сердоболь) и т.п. Подобных гербов много
и в Белоруссии — исторической транзитной зоне
Восток—Запад.
Попросите школьников найти на гербах Сахалина
и Курил парные фигуры, которые могут отражать
геополитический баланс, сложившееся здесь
противостояние.
Это Южно-Курильск (два плывущих в разные
стороны дельфина) и Южно-Сахалинск (два
медведя визави). Герб самоRй Сахалинской
области — два огнедышащих вулкана, две горы,
готовые перешагнуть пролив Лаперуза или
Кунаширский пролив и сойтись в очередной
цивилизационной схватке. Две девятибалльные
волны («две бездны», как они названы в
геральдическом описании) готовы захлестнуть
друг друга на гербе Курильска. (Похожий герб и у
соседнего «прифронтового» Хабаровского края: оскалившиеся
друг на друга медведь и тигр.)
Гербы не смакуют тех лет, когда Южно-Сахалинск
был Тоёхара, а весь Южный Сахалин — Карафуто. Но
парные фигуры словно из подсознания напоминают:
здесь две конкурирующие силы, мы и они.
Лучи над Южно-Курильском (они не золотые, а
красные, цвета «японского» солнца) смотрятся
словно территориальные притязания на Южные
Курилы, словно потерявшие уже всякую
политкорректность высказывания японских
лидеров о «северных территориях». Словно
самурайские мечи.
Остров закрывала завеса утреннего густого
тумана. Поднявшееся солнце ударило по нему
золотыми мечами.
(Василий Ажаев. Далеко от Москвы)
А «бездны» Курильска, решенные в стиле
восточных ин и янь, выглядят прямо-таки
семантической интервенцией. Экономических же
«интервентов» здесь чуть ли не ежедневно ловили
курильские пограничники.
Застава была маленькая, строгая и опрятная... За
три недели июля было два нарушения границы:
задержали рыболовную шхуну и «капустник» — так
называли здесь маленькие деревянные кавасаки, на
которых плавают японские добытчики морской
капусты...
Петрухину пришлось говорить с синдо — шкипером
— и его молоденьким сыном. Мокрые, перепуганные,
они кланялись, улыбались и без конца повторяли:
«Кон ничива, рюски!.. Кон ничива!»2
Разговорник помогал плохо, больше руками,
«мычанием» объяснялись, поняли друг друга.
Петрухин впервые видел людей с японских
островов. Присматривался к ним, думал о прошлой
войне, ощупывал деревянное суденышко, удивлялся,
как можно выходить в море на такой
посудине-«душегубке», все было ненадежно: снасти,
робы, циновки, намокшие картонные божки. Жалел,
что не может расспросить, от чего у них эта
смелость: от бедности или прирожденного
бесстрашия? Хотелось знать, как они живут у себя
на Хоккайдо и зачем им так много нужно ламинарии
— морской капусты. Здесь она валяется по всем
берегам. Едят они и гребешок, на острове остались
после них курганы пустых раковин.
— Я их знаю, этих «капустников», — сказал
Манасюк, — жрут всё, рискуют, а капиталец
сколачивают.
(Анатолий Ткаченко. Кони)
Трудовые японцы — приятные люди. Не следует,
однако, забывать, что есть национальные интересы.
Это только в рамках нашего материалистического
мировоззрения обустраиваемые японцами
памятники и кладбища предков на Сахалине и
Курилах, бытующие в Японии церемонии и легенды о
«северных территориях» кажутся лишь внешними,
ничего, казалось бы, не меняющими вещами. Для
японцев же, с их верованиями, с их культом
предков, каждый новый близкий им символ на
Сахалине3 — новый аргумент для
возвращения туда. И не воспримут ли они наши
солнца, наши символические (образные) уступки
на гербах, как поощрение к реконкисте?
На гербе Корсакова — помимо двух симметричных
ключей, запирающих и отпирающих остров
цивилизациям с запада и востока, есть еще и третий,
готовый открыть остров некоему третьему соседу.
Допустим, один сосед здесь — Япония, другой —
материковая Россия. Но для кого же приготовлен третий
ключ? В разделе «Жар» мы, возможно, и найдем
смысловой ключик к этому третьему, подбираемому
с востока (а с востока здесь Запад), ключу к
сахалинской сокровищнице (с. 32).
Солнца, утренние лучи на гербах
заставляют вспомнить не только о «стране
восходящего солнца», но и о «стране утренней
свежести» — Корее4. Корейское
присутствие на Сахалине очень сильно и зримо.
Корейцы — вторая по культурной значимости
этническая группа на острове (украинцев
численно, может быть, и больше, но они в основном
сливаются с общерусской массой). БоRльшая часть
корейцев была переселена на юг острова японцами:
это была дешевая рабочая сила для быстрого
освоения и вывоза в Японию природных богатств.
После войны японские поселенцы были постепенно
репатриированы, а корейцы остались.
В семантическом масштабе образной карты
корейская община никак не выразилась. И пожалуй,
лишь один символ позволяет нам развить корейский
сюжет на сахалинском уроке: папоротник на
гербе Ноглик («Силос», с. 23).
А кто приходил на остров до русских и японцев?
Подобную конфигурацию — «пришельцы с островов +
пришельцы с континента» — образовывали айны и
нивхи. Айнских следов на гербах нет. Но след
каких-то еще более древних пришельцев с
океанических островных дуг отпечатан на юге
Сахалина. На гербе Южно-Сахалинска — орнамент
так называемой сусуйской керамики,
обнаруженной здесь археологами (Охотская
культура). Нивхские же отметины — орнаменты в
виде завитков — четко прорисованы на северных
гербах — Оха и Тымовское. Северные
малонаселенные районы стали своеобразным
убежищем нивхов (прежнее, считающееся обидным,
название — гиляки) — рыболовов и охотников.
Строители знали: где-то в тридцати километрах
по берегу справа — рыбокомбинат и поселок,
километрах в сорока — нивхское селение. Здесь же,
где они пересекли пролив, не было никаких
признаков жизни человека. Скалистый мыс
Гибельный [имеется в виду Погиби] возвышался над
плоским мертвым берегом острова. Мрачное это
название звучало предостережением и напоминало
об участи горсточки безымённых русских людей,
погибших в прошлом веке на этом берегу в неравной
схватке с природой. Гранитные скалы остались
памятником их геройству.
(Василий Ажаев. Далеко от Москвы)
Похожие орнаменты — и у другого, населяющего
север Сахалина малого народа — уйлта, или ороков.
Это более поздние пришельцы с материка —
оленеводы, живущие со своими стадами в северной
сахалинской тайге, местами напоминающей тундру.
Еще позднее на остров пришло немного эвенков. Три
парных завитка на гербе Охи могут служить
символом этих трех малых народов-северян.
А до нивхов и айнов были континентальные медведи5 (Южно-Сахалинск) и морские сивучи
(Невельск). Южные острова «поставляли» сюда
магнолию (на Южных Курилах), бамбук и лилию
(Долинск, Тымовское), континент — тайгу. Да и
сам Сахалин, как полагают, 12 тыс. лет назад был
соединен с Хоккайдо. И лишь 7 тыс. лет как
оторвался от материка (так что будь Лаперуз с
Крузенштерном немного постарше, никто бы не
упрекнул их в ошибке:
см. с. 14). Есть предположение, что меридиональное
понижение (Тымь-Поронайский дол), протянувшееся
по Сахалину, — бывшее окончание долины Амура, а
Анивский залив — древний Амурский лиман.
Я... не застал в живых старейшего сахалинского
офицера, штабс-капитана Шишмарева... Поселился он
на Сахалине... до такой степени давно, что даже
сочинили легенду о «происхождении Сахалина», в
которой имя этого офицера тесно связано с
геологическими переворотами: когда-то, в
отдаленные времена, Сахалина не было вовсе, но
вдруг, вследствие вулканических причин,
поднялась подводная скала выше уровня моря, и на
ней сидели два существа — сивуч и штабс-капитан
Шишмарев.
(Антон Чехов. Остров Сахалин)
1 Напомните детям — это стоит
сделать, потому что об этом забыли уже даже
многие взрослые: с 1905 по 1945 г. Сахалин к югу от 50-й
широты был занят Японией. Прямо по параллели в
тайге поперек всего острова была прорублена
широкая просека — геополитический шрам. Один из
поселков на 50-й параллели до сих пор сохранил
странное для нынешней политкарты название Пограничное.
На Северном Сахалине японцы хозяйничали с 1920 до
1925 г.
2 Здравствуйте, русские! (япон.)
3 В Японии передается легендарная
история о шести японских телефонистках, которые
летом 1945 г. оставались в осажденном телеграфе
города Холмска (тогда — Маока), до последней
минуты поддерживая связь с Японией, а затем,
сообщив, что бой за город проигран, все как одна
проглотили ампулы с ядом (Д. Коваленин. Мураками
на Сахалине). Чем не история Дидоны и Ярба?
Гордая финикиянка Дидона (Элисса),
основательница Карфагена, не желала уступить
домогательствам местного князька бербера Ярба и,
чтобы не стать берберкой, сожгла себя на костре. В
этой легенде карфагеняне веками черпали
«юридическое» основание для самоутверждения на
Африканской земле: символическая жертва
принесена. Легенда, герб — ерунда? Это только
кажется, что писатель что-то сочинил, художник
что-то нарисовал кисточкой. Японские
телефонистки в Холмске, независимо от того, были
ли они и их ампулы на самом деле или нет, — сигнал
для японского территориального самосознания.
Любопытно, что на Сахалине русское
территориальное самосознание выработало
своеобразный, и символический же, антитезис:
якобы одна из «телефонисток» яд не приняла (а
коли так, то коллективная жертва, получается,
обесценена).
4 Для Сахалина правильнее, впрочем,
считать Корею страной дневной духоты, а Японию —
страной солнца почти в зените.
5 Не все. Медведи Кунашира и
Итурупа больше похожи на «японцев» — медведей с
Хоккайдо. Сахалинские же ближе к амурским (А.А.Клитин).
Проникновение медведей на Северные Курильские
острова произошло, по-видимому, с Камчатки
(капитанам судов приходилось наблюдать плывущих
в море медведей вблизи о. Парамушир). Трилистник
Амуро-Сахалин, Хонсю-Хоккайдо и Курило-Камчатка
— чем не три ключа Корсакова? |