Образная карта
России. Сахалин и Курилы |
8.ЖАР
Чем Сахалин согревает себя и чем
готовится обогревать мир
Девятый аналитический срез
Полезные ископаемые. Уголь.
Нефть. Газ. Энергетика.
Ресурсно-экспортные циклы.
Внешнеэкономические связи.
Криминализация экономики
Карта
Когда жар, иногда такое кажется... Мы уже видели
солнца на затянутом облаками небе и колосья на
бесхлебной ниве. Как бы нам не оказаться в жару
следующей иллюзии...
Спросим у учеников: Какой герб кажется вам
наиболее энергетически насыщенным, наиболее
жарким? 9/10 детей называют Вахрушев. Двум третям
под силу оказывается догадаться, что' это за сияющий
черный кристалл. Каменный уголь (лишь немногие
говорят: алмаз)1. Займемся
разведкой этого полезного ископаемого.
Добросовестно поработавшие юные геологи
«нароют» уголь еще в Александровске, Долинске и
— тут уж странно, если бы было иначе, — в
Углегорске (см. карту на с. 30). (Учителю,
правда, возможно, потребуется пояснить, как
выглядят шахта и террикон, иначе в
долинской эмблеме юные шахтеры, воспитанные на
оболочках и комплексах, ничего не разглядят.)
Уголь на Сахалине находят и добывают почти
повсеместно. Для нескольких поселков и малых
городов угледобыча — градообразующая отрасль.
Уголь — основа электроэнергетики острова (ГЭС,
ТЭЦ)2, на нем также работают
многие поселковые котельные. Он как бы дан
сахалинцам природой в качестве компенсации за
непомерный по этим широтам холод. Мало того,
сахалинским углем подтапливают Охотский Север —
Камчатскую и Магаданскую области3,
его даже немного экспортируют — в Южную Корею,
Японию (планируют и в Китай, из Углегорска) и даже
каким-то чудом на Украину. Так что вахрушевское
энергетическое сияние, льющееся из середины
листа карты, вроде бы вполне оправдано: уголь
важен, он сахалинское сердце Данко.
Затмеваемые угольным жаром две скромные черные
капли, стекающие с герба Ноглик двумя
позициями севернее, почти незаметны. Да даже если
культурный человек и заметит их, то отнесется к
ним, пожалуй, с пренебрежением. Ведь, как
культурный человек, он знает нивхский язык и
легко прочтет по-нивхски изображение реки,
запачканной черными каплями: Ногл-во —
«вонючее селение» (из-за резкого запаха нефти;
даже рыба отвернулась). Между тем на эти две
вонючие капли приходится почти 50% промышленного
производства области по стоимости. Именно такова
доля северного, почти безлюдного (15 тыс. жителей
— 3% сахалинцев) Ногликского района в суммарном
промышленном продукте Сахалина. Разве не
иллюзия, граничащая с бредом? Весь Сахалин, с его
десятками тысяч шахтеров, рыбаков и рыбников,
лесорубов, лесопильщиков и бумажников,
энергетиков и ремонтников, в современной
экономике, оказывается, не сто'ит одних Ноглик.
Еще примерно 10% приходится на соседствующий с
севера Охинский район4. Буровая
вышка и черная полоса недр не оставляют
сомнений в происхождении охинско-ногликского
«богатства»: нефть.
В тот же день... вылетели на остров.
Под плоскостями самолета проносилась
однообразная, оголенная и застывшая тайга.
Никаких признаков человеческой деятельности
нельзя было заметить.
— В конце прошлого века один писатель, побывав
здесь, с горечью высказал мнение, что северная
часть острова Тайсина5 никогда
не понадобится человеку. Дескать, бесполезный
кусок планеты, — громко сказал Дудин, переводя
взгляд на Батманова. — Я очень рад, что нам выпала
честь опровергнуть это утверждение. Писатель и
предполагать не мог, сколько тут черного золота.
Осенью среди этих зарослей, — он показал вниз
рукой, — пролягут ваши трубы, и по ним побежит
нефть. Хорошо, чёрт побери!
Тайга сразу оборвалась: приближались к северной
оконечности острова. Пейзаж резко изменился:
справа виднелось необозримое сероватое
пространство залива, слева грядой встали сопки,
поросшие хвойным лесом, а в середине по всему
побережью, насколько хватало глаз, высились
нефтяные вышки. Сверху вышки казались
причудливым кружевным узором. В великом
множестве они окружили раскинувшийся по берегу
бухты город Кончелан.
— Баку дальневосточный! — удовлетворенно
проговорил Дудин и кивнул на нефтяные вышки: —
Этот лес по мне куда веселее тайги.
Дотемна приезжие ходили по нефтепромыслам и
городу. Нефтью были наполнены огромные
резервуары в порту и у предгорья. Нефтью сочилась
черная земля. Нефть била из скважин. Запахом
нефти был насыщен воздух. Дома, люди и даже их
пища, казалось, были пропитаны ею.
Инженеры занялись осмотром насосной станции. Во
время навигации станция перекачивала нефть в
порт — в стоящие там резервуары и танкеры. С
постройкой нефтепровода станция должна была
начать перекачку нефти по трубопроводу до Чонгра
— основного насосного узла...
— Уж и справлю же я праздник, как только эти
машинки начнут качать нефть к Новинску! —
мечтательно сказал Беридзе Алексею, когда они
покидали станцию.
(Василий Ажаев. Далеко от Москвы)
Нефть была найдена в 80-х годах XIX в., в 20-х годах XX
ее начали промышленно разрабатывать.
В тяжелые военные годы был построен трубопровод
из Охи через Татарский пролив к Амуру
(впоследствии доведен до Комсомольска-на-Амуре —
до нефтеперерабатывающего завода). Воюющей
стране нужна была топливная база на Дальнем
Востоке. Ее дал Сахалин.
От Охи разведка и добыча была расширена на юг, в
Ногликский район. В 70-е годы, при участии японских
компаний, пошла разведка на шельфе.
В 90-е годы правящие круги РФ практически даром
отдали ряд месторождений северосахалинского
шельфа иностранным компаниям по так называемым
соглашениям о разделе продукции (СРП).
Среди СРП далее всего продвинулся проект
«Сахалин-2» (вот оно, еще одно значение двух
капелек Ноглик). Добыча нефти ведется уже
несколько лет с морской платформы «Моликпак» у
северо-восточного берега острова
(Пильтун-Астохское месторождение).
Обустраивается газовое месторождение Лунское.
Через весь остров на юг — к Корсакову в Анивский
залив (ключи от острова!) — вовсю строятся
800-километровые нефтепровод и газопровод. Близ
Корсакова, в поселке Пригородное сооружается
терминал для отгрузки нефти на экспорт и завод по
сжижению природного газа (это будет первый завод
СПГ в России и самый крупный в мире; пуск — в 2007 г).
Зададим ученикам вопрос: Почему бы не заливать
нефть на экспортные танкеры прямо у ногликского
берега, зачем нужен дорогостоящий трубопровод? Если
дети затруднятся, отошлите их в порядке
подсказки к материалу раздела «Утро»: на севере
Охотское море замерзает, туда даже в начале лета
приносит льды, так что вывоз нефти с
охинско-ногликского шельфа возможен лишь в
течение нескольких месяцев. Пока добываемую
«Моликпаком» нефть заливают в плавучее
хранилище «Оха» и с него танкерами вывозят в
теплое время года. Для круглогодичной работы
требуется трубопровод через холодный остров к
незамерзающим гаваням юга.
В проекте «Сахалин-2» участвуют американская
компания «Марафон», англо-голландская «Шелл» и
две японские компании. Японцам «Мицуи» и
«Мицубиси» принадлежит в сумме 37,5% акций. Как раз примерно
на 2/5 и поднимается над Охой диск «восходящего
солнца». В этом контексте он приобретает, право
же, зловещую семантику.
Летом 2005 г. к северо-восточному берегу острова
отбуксируют и добывающую платформу по проекту
«Сахалин-1» (месторождения Одопту, Чайво и
Арктун-Даги). Шельфовые проекты экологически
опасны, поэтому платформу, в угоду общественному
мнению, решили назвать экологически корректно:
«Орлан». Редкие орланы-белохвосты —
украшение сахалинского побережья (герб
Долинска). От «Орлана» нефтепровод пойдет
поперек острова и через Татарский пролив — к
терминалу Де-Кастри в Ульчском районе
Хабаровского края.
В середине лета 2004 г. к северному побережью
подведена и в 40 км от Охи поставлена буровая для
разведки по проекту «Сахалин-5».
Суть СРП такова: иностранная компания на свои
средства осваивает месторождение и качает из
него нефть или газ, пока не покроет все свои
расходы. При этом она отчисляет российской
стороне с каждой тонны добываемой нефти (тысячи
кубометров газа) только очень небольшие,
символические деньги — так называемые роялти.
Лишь когда компания полностью покроет за счет
добываемой нефти все свои расходы и получит
достаточно высокую прибыль, она начнет делиться
прибылью с Россией. Но это, скорее всего,
произойдет очень нескоро, а то и вовсе не
произойдет. Ведь компания, зная, что по
соглашению, каждый потраченный ею доллар будет
компенсирован российской нефтью, избирает
тактику «денег не жалеть» и всеми силами
искусственно вздувает расходы, особенно
непроизводственные: аренда офисов и квартир,
оплата прикармливаемых консультантов,
автомобили для менеджеров и т.п.
Вот наблюдение крупного чиновника Счетной
палаты:
Компанией «Сахалин Энерджи» (оператор
соглашения «Сахалин-2») были заключены договоры
на аренду трех квартир... в г. Южно-Сахалинске... по
цене 6 и 7 тысяч долларов в месяц, при этом цена
аренды 3—4 комнатной квартиры улучшенной
планировки в г. Южно-Сахалинске составляет от 250
до 500 долларов в месяц, а индивидуального
коттеджа от 850 до 1150 долларов.
(Юрий Болдырев. Похищение Евразии)
7 тысяч долларов для нефтяного проекта —
ерунда? Не скажите. За год квартира одного
менеджера потянет на сотню тысяч, а лет за
двадцать, пока с нашего месторождения будет идти
«возмещение затрат», — на пару миллионов. Не так
мало, если, например, буровая платформа
«Моликпак» — основной производственный элемент
проекта (подержанная, правда, — 82-го года
постройки) — куплена за 29 млн долл. А какими
устными договоренностями могли сопровождаться
выплаты 7 тыс. в месяц за квартиру, можно только
догадываться.
Вот некоторые заголовки статей, характеризующие
ситуацию с СРП:
Шельфовая лихорадка. Поведение подрядчиков на
шельфовых объектах приобретает черты
колониальной политики.
Как сахалинцы, умирая, подкармливают США.
Остаться с дыркой от бублика — легко отделаться.
Так что, может быть, и верно, что герб «сказочно
богатых» Ноглик отмечен скромными нефтяными
капельками — именно столько перепадает
сахалинцам.
«Более двух третей всего персонала — граждане
России!» Звучит красиво. Но давайте сопоставим и
данные об оплате труда. И выясняется, что... из
всех выплат персоналу по соглашению «Сахалин-2»
расходы на российский персонал составили
9,248 млн долл. США, или 22,4%; а на иностранный
персонал — 28,511 млн, или 69,2% (при этом
численность российского персонала составляла
73,6% от общей численности персонала, занятого в
проекте). Кроме того, иностранному персоналу и
членам семей были выплачены компенсации на
переезд, разницу в стоимости жизни (?), оплату
жилья и другие «общепринятые» льготы и выплаты —
еще 3,451 млн долл., или 8,4%. Таким образом, в общей
сложности на иностранных сотрудников было
потрачено 77,6% от всех расходов на персонал...
(Юрий Болдырев. Похищение Евразии.
Речь идет о результатах проверки,
проведенной Счетной палатой в 2000 г.)
Разведка и добыча нефти и газа все более
сдвигается с севера не только на шельф, но и в
центральные и южные районы острова. Газ уже
добывают на крайнем юге — в Анивском районе.
Говорят, что у Анивы появился проект нового
герба, центральная фигура которого — газодобывающая
вышка (зачем местной «элите» возиться с коровником,
трактором и силосной башней, если можно
получать плату с идущего из-под земли газа?).
Скоро вышками, пожалуй, можно будет заставить
едва ли не всю образную карту, но это будет опять
иллюзией образа: в нефтегазовой промышленности
на самом деле работает лишь несколько процентов
сахалинцев. Складывающаяся нефтегазовая
специализация острова — существует лишь для
международных монополий и сотрудничающей с ними
местной верхушки. А люди-то заняты в основном
другим и мало что от этой внешней специализации
получают. Территория живет не нефтью.
Газом понемногу вытесняется уголь с
электростанций острова. Добыча угля сокращается,
за последние 15 лет закрыты десятки шахт, резко
сократилась занятость в отрасли. При наличии
своего угля Сахалин завозит часть топлива для
ГРЭС из Нерюнгри! Сравнительно рентабельными
остаются в основном разрезы — открытая добыча.
На гербе Вахрушева полагали даже поместить бульдозер,
чтобы все знали — здесь не убыточная шахта, а
взрезавший остров карьер. Так или иначе угольная
отрасль в нынешних условиях не идет ни в какое
сравнение с нефтегазовой. От первой — польза, а
от второй — деньги (пусть и очень небольшие
Сахалину, зато порядочные — тем, кто стои'т у
денежных потоков). Угадайте, кому отдадут
предпочтение. Так что 4 угольных герба по
курсу 2004 г. сто'ят несравнимо меньше, чем 2
нефтяных.
Вокруг шельфовых проектов, как и вокруг рыбных
богатств Сахалина, закручено слишком много
странностей. Поэтому наблюдателям не кажутся
чрезмерно странными события, удивившие бы в
другом месте и в другое время, — трагические
гибели таких высокопоставленных сахалинцев, как
пограничный генерал Гамов (2002) и губернатор
Фархутдинов (2003). Школьники, изучайте
экономическую географию, даже если вы не
собираетесь становиться географами. Если даже вы
пойдете в криминалисты или астрологи,
экономическая карта с означенными на ней
крупными месторождениями нефти или никеля,
поможет вам предсказать место очередного
крушения вертолета.
Мелкое браконьерство жителей на нерестовых
речках и в лесах, браконьерство рыболовецких
команд на море, браконьерство транснациональных
корпораций на шельфе. У экономики острова
лихорадка, и может быть, именно в этом
заключается второй, скрытый смысл вахрушевского жара?
1 Если почему-либо догадка не
появится, подскажите, но не напрямую, а через
происхождение названия поселка: см. карту на с. 30.
2 Есть проект построить на
сахалинском угле новую крупную электростанцию —
как звено энергетического моста Я—Я: экспорт
электроэнергии из Якутии в Японию.
3 До 80—90-х годов сахалинский уголь
ввозили и в Приморский и Хабаровский края, но в
настоящее время он полностью вытеснен оттуда
ургальским (Хабаровский край), нерюнгринским и
кузнецким углями.
4 Оха не многим благозвучнее
Ноглик. Ее название, как полагают, происходит от
эвенкийского «нехорошее место» (вероятно, от
сильной загрязненности нефтью).
5 В романе Ажаева, получившем в
1949 г. Сталинскую премию (Сталин, вызволивший
остров из-под японца, не мог не гордиться тем, что
оказался куда более удачливым правителем, чем
последний Романов, и — надо полагать — испытывал
к Сахалину особые чувства), под названием Тайсин
выведен Сахалин. Кончелан — Оха. Чонгр на берегу
Джагдинского пролива — мыс Лазарева на
континентальном берегу пролива Невельского.
Новинск — Комсомольск-на-Амуре. Упоминающийся
порт — Москальво. |