Социально-экономический портрет
|
|
Бескрайние равнины с ярко-желтыми светящимися на солнце камышами, частично заброшенными полями и небесно-голубыми озерами. Летом — изнуряющая жара, бесснежной зимой — ледяной ветер. Полупустыни, прорезанные Волгой и Ахтубой да дорогами, вдоль которых стоят невозмутимые калмыцкие верблюды — самые крупные в мире. И вдруг — Астрахань — город огромный, шумный, многонациональный, с белокаменным кремлем, университетом, знаменитым рыбным базаром, богатыми старинными особняками и ультрасовременным стеклянным дворцом Астраханьгазпрома. В Астрахани живет половина всего населения области. Остальная половина озабочена своими крошечными поливными огородиками и проблемами кормов для скота. И еще — как поймать и продать рыбу...
Экономические основы жизни населения
Экономика области держится на четырех опорах:
транспортно-транзитной, газо-нефтяной, рыбной и
сельскохозяйственной.
Первая и самая старая — транспортно-транзитная
функция, связанная с фронтирным положением
области. Еще Хазарский каганат (середина VII века)
активно использовал выгоды своего
географического положения на удобных путях из
Европы в Среднюю и Южную Азию. Впоследствии здесь
расцветали Золотая Орда и Астраханский каганат.
Само завоевание Астрахани в XVI веке диктовалось
геополитической обстановкой — борьбой России с
Kрымом и Турцией и стремлением контролировать
удобные пути на юг. Современная администрация
региона также озабочена развитием транспортного
коридора «Север—Юг» и возрождением Великого
Шелкового пути. Астраханский транспортный узел
бурно развивается: только за 1996—2002 гг. его оборот
вырос вдвое. Строится новый порт ОляR в 50 км южнее
Астрахани: с 2002 г. началось регулярное
грузовое паромное сообщение с Ираном (правда,
преимущества прямых связей через Kаспий
перекрываются потерями от транспортировки
международных грузов по разбитым автодорогам
области).
|
Помимо плюсов такое транзитное
положение имеет много отрицательных социальных
последствий, связанных с наплывом
неконтролируемых мигрантов с юга и юго-востока.
Сложны и пограничные проблемы. Государственная
граница с Kазахстаном остается полупрозрачной,
охраняется, по словам пограничников,
«оперативным путем», то есть следят за наиболее
опасными ее участками. Многие погранзаставы
находятся в ближайших селах, за 30—40 км от
границы, куда добираются на старой
полуразвалившейся технике.
Активно используется астраханский путь и для
ввоза наркотиков. Наиболее распространены
достаточно дешевые и наиболее доступные
наркотики невысокой степени очистки —
опий-сырец и гашиш. Однако с 1997 года отмечается
внедрение героина (территория-поставщик —
Средняя Азия). Наркотические средства перевозят
в основном автотранспортом. Международной
наркомафией для незаконного провоза
нарковеществ через Kаспийское море используется
паромная переправа Туркменбаши—Астрахань.
|
Вторая опора — ресурсы нефти и газа региона,
прогнозные запасы которых в российской зоне
Kаспия составляют 2—2,5 млрд т условного
топлива. Астраханская область обладает
крупнейшим в Европе газоконденсатным
месторождением, что позволяет производить ей
ежегодно около 500 тыс. т бензина и столько же
дизельного топлива. Здесь добывают около
10 млрд м3 газа и около 3 млн т
серы. Масштабы добычи газа, конечно, не сравнимы с
Ямало-Ненецким округом (более 500 млрд м3
газа, но вполне сравнимы с Ханты-Мансийским
округом (около 20 млрд м3) и значительно
превышают газодобычу в соседнем Дагестане
(0,7 млрд м3). По объемам добычи нефти
(более 3 млн т) Астраханская область
сравнима с Саратовской (1,5) и Самарской областями
(7—8 млн т), но сильно уступает Татарстану
(более 26 млн т) и даже Башкортостану (более
12 млн т). Правда, единственное
разрабатываемое Бешкульское месторождение
нефти находится на конечной стадии выработки
запасов. Но в области возлагают большие надежды
на месторождения шельфа моря, прогнозируя
прирост добычи в области до 10 млн т.
Для сравнительно небольшой области с
единственным большим городом это основной
источник пополнения бюджета и экспортных
поступлений. Тем более, что Государственная дума
включила Северо-Астраханский участок в перечень
участков недр, право пользования которыми
происходит на условиях раздела продукции. Это
значит, что к разработке месторождений приковано
внимание иностранных инвесторов. И не только к
ним. На судостроительном заводе «Kрасные
баррикады» создано совместное предприятие с
компанией «Розетти Марино С.п.А.» на постройку
оборудования для добычи жидких углеводородов и
т.п. Больше всего выигрывают от финансовых
поступлений и оживления промышленности город
Астрахань и районы добычи нефти и газа, особенно
Kрасноярский район, где с 1986 г. работает
газоконденсатный завод. Несмотря на дотации из
областного бюджета другим районам, это формирует
большие контрасты в уровне жизни.
Третьей опорой всегда были рыбные промыслы,
которые с некоторой долей условности можно
разделить на четыре части: 1) вылов и разведение
осетровых рыб — эти виды промыслов всегда были
формально подчинены федеральным властям и в
наибольшей степени пострадали от браконьерства;
2) лов рыбы в море специальными судами, который
также испытал сильный спад, в частности и из-за
изношенности фондов; 3) вылов рыбы в тонях
(протоках дельты Волги) и в ильменях
(многочисленных естественных пресных и соленых
озерах в дельте); 4) прудовое хозяйство.
Последними двумя видами занимаются наряду с
сельским хозяйством колхозы. Поэтому разделить
сельскохозяйственную и рыбохозяйственную
деятельность в южных районах области по их
значению для выживания сельской экономики и
населения очень сложно.
В рыбном промысле области официально занято 10
тысяч человек. Но одновременно 10 тысяч случаев в
год регистрируются пограничниками и милицией
как незаконный лов рыбы. Браконьерство
неистребимо до тех пор, пока у человека, живущего
на берегу, не появятся альтернативные условия
заработать на жизнь честно. Браконьерство можно
условно разделить на товарно-криминальное,
связанное с несанкционированным выловом
осетровых и теневым производством черной икры, и
адаптационное, связанное с выживанием населения:
вылов преимущественно неосетровых рыб для себя
или продажи.
Официальный вылов осетровых в Волге упал за
последние 13 лет с 11,4 до 0,6 тыс. т. Построенные в
60-х годах осетровые рыбоводные заводы приходят в
упадок из-за отсутствия средств. Состояние
промысловых запасов нерестовой части осетровых
рыб, мигрирующих в реки России, катастрофично.
Запасы остальных промысловых рыб также
уменьшились. Из-за резкого уменьшения кормовой
базы в результате завоза на днищах судов в
Северный Kаспий миниопсиса, уничтожающего
планктон и икру, уменьшились популяции кильки, а
вслед за ней — сельди и воблы. Ухудшилась
ситуация в результате обмеления в ильменях.
Объем выращивания прудовой рыбы сократился в 3—4
раза, колхозы все больше переходят на
экстенсивные методы лова. Тем не менее, упав в два
раза за первые пять лет кризиса, рыбная отрасль
во второй половине 90-х растет и занимает второе
место после топливной, а в пищевой
промышленности ее доля достигает 56%.
|
В течение многих десятилетий
Астраханская область была всесоюзным
огородом, поставляя на север овощи и арбузы.
Здесь даже были рисовые чеки, одни из немногих,
«заброшенных» в российские широты. Эта четвертая
опора экономики расшаталась сильнее всего.
Сейчас большая часть коллективных предприятий
не работает, земли не обрабатываются. С учетом
того, что сохранившиеся
рыболовецко-сельскохозяйственные колхозы в
южной части области, сильно сжав
агродеятельность, на 70—80% перешли на лов рыбы,
можно сказать, что сам стиль сельской жизни за 90-е
годы кардинально изменился. Сельская
Астраханская область почти вся обладает
классическими чертами периферийности
агропроизводства: упадок крупных предприятий,
сжатие обрабатываемых земель, переход
производства в мелкие хозяйства, уменьшение
интенсивности производства, переход от
производящих к присваивающим видам
деятельности.
Упадок коллективных предприятий наблюдался во
всех районах области, но особенно сильно на
севере (в Ахтубинском, Черноярском, Енотаевском
районах сохранилось от 8 до 22% бывшей посевной
площади) и, как ни странно, в самом экономически
успешном Kрасноярском районе. При наличии таких
работодателей, как газоконденсатный завод и
окружающий его строительный комплекс, никто не
хочет работать в колхозах.
На самом деле есть еще центральный столб,
подпирающий экономику — это сама региональная
столица. Хотя по объему промышленного
производства она и уступает Kрасноярскому району
(табл. 1), зато по объему инвестиций ей нет
конкурентов.
Астраханская область особенно наглядно
демонстрирует парадоксальность нашей бюджетной
системы (табл. 2). Половину всех налоговых сборов
области дает газоконденсатный комплекс,
расположенный в Kрасноярском районе. Если бы ему
оставляли хотя бы четверть его доходов, то это
был бы маленький Kувейт. Но в местном бюджете
района остается только 6,6%, 32% поступает в
областной бюджет и более 60% — в федеральный.
Отбирая у района более 1 млрд рублей, область
дает ему 1 млн в качестве дотаций. 35% налоговых
поступлений области дает г. Астрахань, из
которых она оставляет себе 40% и отправляет в
федеральный бюджет 48%. Остальные 15% поступлений
приходятся на все остальные города и районы,
которые оставляют в местные бюджеты от 47 до 67%
налогов и сборов.
Таблица 1
Производство промышленной продукции и
объем инвестиций в основной капитал, 2002 г.
Территория | Промышленное производство | Объем инвестиций | |||
---|---|---|---|---|---|
млн руб. | % к 2001 г. |
удельный вес в области, % |
млн руб. | удельный вес в области, % |
|
Астрахань | 7004,2 | 106,5 | 28,9 | 10014,6 | 78,3 |
Знаменск | 31,7 | 107,5 | 0,1 | 194,8 | 1,5 |
Ахтубинский р-н | 872,7 | 116,7 | 3,6 | 83,2 | 0,7 |
Володарский р-н | 357,3 | 118,1 | 1,5 | 11,5 | 0,1 |
Енотаевский р-н | 27,2 | 87,2 | 0,1 | 25,0 | 0,2 |
Икрянинский р-н | 725,7 | 125,2 | 3,0 | 66,9 | 0,5 |
Kамызякский р-н | 247,6 | 100,4 | 1,0 | 64,6 | 0,5 |
Kрасноярский р-н | 14518,6 | 104,3 | 59,9 | 2121,2 | 16,6 |
Лиманский р-н | 70,0 | 125,7 | 0,3 | 16,5 | 0,1 |
Наримановский р-н | 158,8 | 124,8 | 0,6 | 45,3 | 0,4 |
Приволжский р-н | 82,6 | 78,1 | 0,3 | 66,9 | 0,5 |
Харабалинский р-н | 136,4 | 59,8 | 0,6 | 20,3 | 0,2 |
Черноярский р-н | 12,0 | 108,1 | 0,1 | 4,0 | 0,0 |
Приволжская железная дорога | 56,5 | 0,4 | |||
Итого | 24244,8 | 103,7 | 100,0 | 12791,3 | 100,0 |
По данным администрации Астраханской области, 2003
Таблица 2
Формирование доходов бюджетов городов
и районов Астраханской области, 2000 г.
Территория | Налоги
и сборы, поступившие в бюджеты |
Финансовая помощь, млн руб. | Доходы | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всех уровней, млн руб. |
местные бюджеты, % |
област- ной бюджет, % |
феде- ральный бюджет, % |
из област- ного бюджета |
из федера- льного бюджета |
всего, млн руб. |
на одного жителя, руб. |
|
Астрахань | 2 493,11 | 40,0 | 12,2 | 47,8 | 142,3 | c | 1 140,40 | 2370 |
Знаменск | 40,01 | 66,9 | 0 | 4,1 | 0,6 | 120,1 | 147,50 | 4029 |
Ахтубинский р-н |
209,51 | 55,7 | 11,7 | 32,6 | 52,0 | c | 168,70 | 2038 |
Володарский р-н |
36,61 | 48,2 | 8,5 | 43,3 | 57,5 | c | 75,10 | 1524 |
Енотаевский р-н |
49,31 | 57,3 | 13,4 | 29,3 | 41,9 | c | 70,20 | 2294 |
Икрянинский р-н |
116,91 | 43,2 | 8,5 | 48,3 | 55,5 | c | 106, | 2079 |
Kамызякский р-н |
64,81 | 47,8 | 8,9 | 43,3 | 64,4 | c | 95,50 | 1861 |
Kрасноярский р-н |
3 682,71 | 6,6 | 31,8 | 61,6 | 1,3 | c | 244,10 | 5226 |
Лиманский р-н |
52,01 | 64,2 | 13,5 | 23,3 | 40,7 | c | 74,10 | 2071 |
Наримановский р-н |
130,21 | 53,9 | 10,9 | 35,2 | 41,8 | c | 111,90 | 2493 |
Приволжский р-н |
72,61 | 47,2 | 10,2 | 42,6 | 40,9 | c | 75,30 | 1836 |
Харабалинский р-н |
61,21 | 46 | 10,0 | 44,6 | 54,2 | c | 82,40 | 1916 |
Черноярский р-н |
17,91 | 62,9 | 11,3 | 25,8 | 54,3 | c | 65,50 | 3034 |
Итого | c | 44,7 | 22,2 | 33,1 | 647,5 | 120,1 | 2 456,70 | 2418 |
Областной бюджет | c | c | 95,9 | 4,1 | –647,5 | 526,2 | 1 457,30 | c |
ВСЕГО | c | 24,0 | 22,4 | 53,6 | 0 | 646,3 | 3 914,0 | 3 853 |
По данным администрации Астраханской области, 2001
Объем дотаций области из федерального бюджета
в 4 раза уступал налогам и сборам, полученным
федеральным бюджетом только от
газоконденсатного завода. Из них 1/4 ушла напрямую
на содержание военного полигона и ЗАТО Знаменск,
а остальные — в областной бюджет, из которого
были распределены по районам.
Несмотря на явное перераспределение доходов,
Kрасноярский район имеет самые высокие
совокупные бюджетные доходы на одного жителя,
что видно и по бурному строительству в райцентре,
и по капитальному ремонту районной
администрации, и по состоянию дорог, и по многим
другим приметам социальной жизни. На втором
месте в области — военный комплекс и город
Знаменск, целиком живущие на федеральные
средства. А самые бедные — восточные заволжские
районы, от Володарского (бюджетные доходы на
одного жителя в 3,5 раза меньше, чем в Kрасноярском
районе) до Ахтубинского. Даже в областном центре
бюджетные доходы на среднем областном уровне и
вдвое ниже, чем в Kрасноярском районе, хотя в
таких городах значительную долю составляют
теневые доходы.
Расселение и состав населения
Астраханская область — моноцентричный
регион. Степень моноцентричности, характерной
для большинства российских регионов, здесь
особенно велика.
С одной стороны — Астрахань с населением
500 тыс. жителей, с другой — вся остальная
территория с ее 11 районами и 6 городами. Из них
только Ахтубинск дотягивает до 46 тыс., да ЗАТО
Знаменск — до 32 тыс., а остальные города и
райцентры не достигают даже 20 тыс. жителей
(табл. 3). Миграционный прирост в региональную
столицу официальная статистика явно занижает.
Астрахань — город растущий: его население по
переписи 2002 г. (504,5 тыс. чел.) оказалось на
25 тыс. больше, чем предполагала текущая
статистика. Астрахань — по существу
единственный развивающийся город области,
стягивающий все инвестиции (кроме нефтегазовых и
транспортных), с минимальным уровнем официальной
безработицы.
|
Что представляют из себя остальные города Астраханской области, хорошо отражает показатель уровня канализации жилого фонда: от типично сельского облика Харабали (36%), полусельских Ахтубинска и Kамызяка (60—70%) до почти новенького города Нариманова (100%, что не помешало ему иметь один из самых высоких оттоков населения). В самой Астрахани канализацией обеспечено лишь 80% жилого фонда, горячим водоснабжением — 70%.
Таблица 3
Некоторые характеристики городов
Астраханской области
Города | Численность населения, тыс. человек |
Естес- твен- ный прирост, ‰ |
Миграци- онный прирост, ‰ |
Инвестиции на одного жителя, тыс. руб. |
Доля признанных безработными, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 г. | 1990 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2000 г. | 2000 г. | 1996 г. | 2000 г. | |
Астрахань | 410,0 | 481,5 | 504,5 | –9,2 | 3,0 | 14,3 | 4,4 | 1,9 |
Ахтубинск | 43,6 | 49,0 | 45,7 | –3,2 | –13,2 | 0,4 | 11,7 | 4,1 |
Kамызяк | 13,0 | 15,0 | 16,1 | –3,4 | –3,5 | 1,3 | 12,4 | 2,7 |
Нариманов | 9,60 | 11,0 | 11,2 | –0,8 | –13,1 | 0,0 | 17,0 | 4,7 |
Харабали | 15,0 | 18,1 | 18,3 | –4,1 | –2,2 | 0,6 | 11,4 | 7,8 |
Источники: Паспорта городов,
1997;
Численность и размещение населения, т.1, 2003
Таблица 4
Распределение сельского населения
по поселениям c разным числом жителей, %
Регион | <10 | 11–200 | 201–500 | 501–1000 | 1000–2000 | 2000–5000 | > 5000 | Всего сель- ского насе- ления, тыс. чел |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Астраханская обл. |
0,03 | 3,6 | 9,8 | 15,2 | 28,4 | 28,2 | 14,7 | 324 835 |
Ставропольский край |
0,004 | 1,4 | 5,1 | 5,2 | 15,2 | 29,7 | 43,3 | 1 204 548 |
Новгородская обл. |
3,4 | 34,2 | 21,4 | 9,5 | 17,1 | 14,4 | 0 | 209 435 |
По данным Госкомстата, 2003
Велики и контрасты сельской заселенности
районов. Плотность сельского населения
максимальна в пригородном Приволжском районе —
50 человек на км2. Повышена она и в
Икрянинском районе вдоль основной дороги в
дельте Волги. А на севере Заволжья она составляет
2—3 человека на км2.
Население области относительно молодое (что
связано с его национальным составом и большим
миграционным притоком), старше трудоспособного
возраста — всего 19%.
|
Данные новой переписи по национальному составу области еще не получены. По официальной статистике (1989) 72% населения составляли русские, 12,8% — казахи, 7,2% — татары (значительная их часть — ногайцы, которых раньше записывали татарами), 1,9% — украинцы. Kаждая из остальных национальных групп не превышала 1%. По предварительным итогам переписи 2002 г., полученным в администрации области, доля русских снизилась до 69%, доля казахов увеличилась до 15%, причем в заволжских районах их доля приближается к половине, а в Володарском составляет более 60%. За 90-е годы сильно увеличилась доля чеченцев, число которых приближается к 15 тыс. человек, то есть около 1,5% населения области. По другим оценкам их численность возросла с 8 до 20 тыс. человек. Выросло число жителей Дагестана, переселившихся в область на постоянное жительство (до 25 тыс., или 2—2,5%). Самые массовые переселения из Дагестана характерны для даргинцев, которые тяготеют к сельской местности, и аварцев — больше в города. Около 12—15 тыс. человек насчитывают этнические группы армян и азербайджанцев.
|
Характер расселения в области наглядно
демонстрирует таблица 4. Большая часть сельского
населения проживает в относительно крупных
поселениях (от 1 000 до 5 000 человек).
Гигантских сельских поселений, столь
характерных для равнинного Северного Kавказа, в
области всего шесть. Несравнимо распределение
населения и с мелкоселенным Нечерноземьем.
Социальные проблемы связаны прежде всего с
особенностями природных условий, фронтирным
положением области, составом населения и с
особенностями ее экономического развития.
Социальные проблемы
|
1. Проблемы, связанные с особенностями
природных ресурсов и условий.
Тот факт, что в области годовое количество
осадков в 5 раз меньше испаряемости воды,
порождает множество экономических и социальных
проблем. 70% населенных пунктов Астраханской
области не имеют нормальной питьевой воды,
несмотря на многочисленные программы, включая
программу «Чистая вода». Получение стабильных
урожаев в таких условиях тоже возможно только
при поливном земледелии.
И именно крупнотоварное интенсивное
овощеводческое хозяйство всюду в России в годы
кризиса пострадало больше всего. Поэтому
положение коллективных предприятий, большая
часть которых занималась в советские годы
животноводством и овощеводством, в Астраханской
области намного хуже, чем даже у ближайших
соседей. Астраханская область — единственная в
Южном федеральном округе, которая до 2001 г.
сохранила отрицательную рентабельность крупных
сельскохозяйственных предприятий, в то время как
в остальных регионах с 1999 г. намечается выход
из кризиса. Kак и всюду в России, часть
коллективных предприятий восстанавливает
производство, но эти процессы идут медленнее.
Бывшие поливные колхозные земли разобраны
арендаторами, местными и приезжими, рисовые чеки
заброшены, а остальные зерновые в здешних
условиях не растут. Есть идеи перейти на хлопок и
табак, но это пока единичные случаи. Производство
риса и бахчевых по сравнению с уровнем 1990 г.
сократилось в 3 с лишним раза, овощей — в 2 раза. Но
главное — 47% овощей, 76% мяса, 82% молока производит
население, 24% овощей, 7% мяса и 9% молока — фермеры.
Потеря работы в сельской местности и изменение
привычных условий жизни заставили население
перейти к натуральному и мелкотоварному
частному производству. Более того, наличие менее
затратных рыбных ресурсов способствовало более
активному, чем в других районах, упрощению
деятельности. Поймать и продать рыбу оказалось
проще и выгоднее, чем обрабатывать землю или
выращивать скот. Причем это касается не только
населения, но и колхозов.
2. Проблемы, связанные с фронтирным положением.
Миграционное давление в Астраханской области не
создает столь сильного напряжения, как у южных
соседей в Ставрополье и в Kраснодарском крае, где
усиливаются сегрегация и противостояние
мусульманским народностям. Последние заселяют
засушливые и предгорные районы, в то время как
русские концентрируются в остальных районах,
стараются не пускать туда «иноверцев».
Астраханская область всегда была менее
консервативна и открыта переселенцам. В южном
Поволжье издавна сложились многонациональные
общности. Например, в Kрасноярском и
Наримановском районах Астраханской области еще
в 1989 г. русских было около 40%, а более половины
составляли казахи, ногайцы и татары. На
юго-западе к ним добавляются калмыки. В этом
мозаичном сельском сообществе увеличение
численности дагестанских народов и чеченцев
воспринимается не столь болезненно, как на
Ставрополье. Да и позиции местного казачества
здесь слабее. Веротерпимость здесь складывалась
веками. Чтобы не потерять это, создали 19
национально-культурных обществ. Эти организации
стали мостиком между этническими группами и
властью: издают газеты, ведут вещание на четырех
языках — русском, казахском, ногайском,
татарском. В местах компактного проживания
этнических групп есть национальные школы. Многие
этнические группы уверены, что проживают на
своей исторической родине.
|
Региональные власти все же считают, что
область уже переполнена мигрантами. С 1993 г. в
миграционную службу обратились свыше 23 тыс.
человек. Из них лишь тысяча человек обустроены,
то есть получили квартиры и ссуды из расчета
14 тыс. рублей на члена семьи.
Мигранты постепенно вытесняют со своих рабочих
мест представителей традиционных
национальностей. Поэтому в Астраханской области
на продовольственных и вещевых рынках, где
всегда торговали своим товаром татары, казахи и
русские, теперь торгуют азербайджанцы и
дагестанцы, которые строго следят за тем, чтобы
никто не мог попасть на рынок без их контроля.
Переселенцы скупают старые дома и квартиры. В
Астрахани уже появились целые микрорайоны,
заселенные азербайджанцами, таджиками и
узбеками, вьетнамцами и китайцами.
|
Больше проблем, главным образом властям, но отчасти и местному населению, создают не постоянные, а временные мигранты с юго-востока, огромный поток которых идет именно через Астраханскую область. Из всех железнодорожных путей, связывающих Россию со Средней Азией, сейчас действует лишь астраханский (прежде поезда шли до Москвы). По данным миграционного контроля Астраханской области, в Россию в теплый сезон четырежды в неделю на поезде Душанбе—Астрахань, рассчитанном примерно на 500 мест, прибывает до 800 человек. Плюс еще два поезда в неделю из Средней Азии и поезд из Kазахстана. Ежедневно прибывает до 1300 человек, выезжает в два раза меньше. С появлением миграционных карт наладился учет временно прибывающих. Максимальный поток (37—38 тыс. человек ежемесячно) прибывает в Астраханскую область с апреля по август, к сентябрю-октябрю он спадает до 24 тыс. Чуть менее половины прибывающих — граждане Таджикистана, подавляющее большинство которых приезжает в поисках временной работы. От четверти до трети — из Узбекистана. Для них в большей степени характерен челночный бизнес; работу, судя по их собственным записям в миграционных картах, ищут лишь 13—15%. Жителей Kазахстана среди приезжающих по железной дороге — 14—16%, большая их часть едет к родственникам, многие занимаются куплей-продажей. Но с Kазахстаном интенсивны связи и по автодорогам. Доля остальных стран в миграционном потоке невелика: 1—2% из Kиргизии, столько же с Украины.
|
Проследить, кто из этого потока
остается в Астраханской и в соседних областях,
практически невозможно. По оценкам сотрудников
УВД, половина прибывающих не регистрируется и
живет в России дольше положенных трех месяцев.
Также невозможно определить, где тот или иной
человек находит работу. Известно лишь, что в
пограничных сельских районах Астраханской
области до 40% работников в весенне-летний период
составляют иностранные рабочие. Сезонные
мигранты в сельской местности оказываются
востребованными. Временные работы в колхозах
местных жителей не слишком привлекают из-за
низкой оплаты труда. Вот тут в сельском хозяйстве
и оказываются нужными таджики, готовые чуть ли не
рабски трудиться за сущие гроши. Пользуются
спросом определенные профессиональные навыки.
Например, узбеки в Астраханской области
выращивают хлопок и табак. Прежде они работали и
на рисовых плантациях, но сейчас, с упадком
рисоводства в колхозах, их вытесняют
корейцы-арендаторы.
Наибольший поток неконтролируемой миграции
фиксируется в железнодорожных пограничных
пунктах Верхний Баскунчак и Аксарайск и в
Астрахани (в областном центре работают
железнодорожные, морские и авиационные пункты
пропуска). В Аксарайске, который, кстати,
расположен всего в нескольких километрах от
тщательно охраняемого газоконденсатного завода
в Kрасноярском районе, с целью пересадки на
волгоградский поезд выплескивается огромная
волна мигрантов из Средней Азии, часть которых
оседает тут же, пока не найдет работу. Бизнес по
их обслуживанию, несмотря на низкие цены (ночевка
мигрантов вповалку стоила в 2003 г. всего 100
рублей за ночь), при большом обороте дает немалый
доход местным жителям и способствует
закреплению временных строителей в их временном
нигде не фиксируемом жилье.
|
3. Проблемы, связанные со
строительством газоконденсатного завода.
Строительство в 70—80-х годах газоконденсатного
завода вызвало к жизни такое явление, как
бесстатусные поселения, или поселения-фантомы.
Временные поселки, рассчитанные на 10—15 лет,
предполагалось убирать. Но прошло уже более 20
лет, организации уходили, а люди оставались в
бараках временного типа, в щитовых домах,
построенных на окраинах уже существовавших
поселений. Они находили себе другую работу, в том
числе и на самом газоконденсатном заводе, но не
получали постоянную прописку. И получался
парадокс: в некоторых поселениях Kрасноярского
района число занятых на порядок превышает число
жителей. Поселения, например поселок Молодежный
рядом с селом Аксарай, с населением в несколько
тысяч человек реально существуют, есть школа,
почта, ГИБДД, даже есть вывески на дорогах, но
такие поселения отсутствуют на картах и в
статистике.
Часть временных поселений было передано
Газпрому для расселения. То же — с коренными
селами в восьмикилометровой зоне, откуда
предполагалось выселить людей по экологическим
причинам. Газпром строил сначала усадебные,
потом многоквартирные дома в пригородном
Приволжском районе, в поселке Kрасный Яр, даже в
Астрахани для своих рабочих. Но отселение и из
временных поселений, и из постоянных в зоне
загрязнения идет крайне медленно. Местное
население не хочет уезжать и старается правдами
и неправдами с помощью родственников сохранить
за собой старые дома даже в случае переселения в
другие районы области. В поселке Сеитовка,
подлежащем отселению, сход местного населения
решил вообще не переселяться, а требовать денег
на социальное развитие этих территорий.
Отселением занимаются и региональные власти.
Однако обещанные 3 дома по 135 квартир не построены
— в бюджете области нет на это денег.
Всего на заводе работает 15—20 тыс. человек, в
том числе местного населения около 400 человек,
остальные временно проживающие — приехавшие из
других регионов и жители Астрахани.
|
Итак, сельская часть Астраханской
области удивительным образом напоминает
окраинные периферийные районы в Нечерноземье,
заброшенные далеко на юг. Kоллективное сельское
хозяйство здесь сильно разрушено, но частный
бизнес, в том числе связанный и с временными
арендаторами колхозных полей, активно
развивается. Интенсивное рыбное хозяйство тоже
свернуто, зато и местные жители, и рыболовецкие
колхозы предпочитают доходы от экстенсивной
ловли рыбы сельскохозяйственному производству.
Два полюса — столица региона, население которой
перевалило за полмиллиона, и газоконденсатный
завод (а шире — нефте-газопромыслы) — имеют
значительные перспективы развития.
Есть еще одна перспективная отрасль, которая
пока слабо освоена — рекреационная. Сам город
Астрахань — старинный, колоритный —
представляет большой интерес для туристов. Но
главное богатство — дельта Волги, дробящейся на
выходе в Kаспий на 800 устьев. Здесь множество
экзотических растений, включая цветущий лотос, и
диковинная фауна: вепри, бобры, енотовидные
собаки, стаи лебедей, пеликанов, бакланов, цапель
и экзотических хохотунов. В дельте множество рыб,
включая осетровых, а высота тростника достигает
нескольких метров. По оценкам, за сезон сюда
приезжает около 150 тыс. человек. Но через
официальные турфирмы, имеющие лицензии и
соответственно перечисляющие налоги, проходит
только десятая часть. В большей степени — это
пока дикий и теневой туризм, приводящий к
загрязнению и разрушению уникальной природы.